Государственное устройство. Тунис - унитарное государство
Тунис - унитарное государство. Административное деление - 23 провинции.
Действует Конституция, принятая 1июня 1959 г. (с последующими изменениями, наиболее существенные из которых были внесены в 1988 г.). Многие ее положения почти дословно копируют Конституцию Французской Республики 1958 г.
По форме правления Тунис - президентская республика. Политический режим - умеренно авторитарный. С 1983 г. разрешена деятельность двух оппозиционных партий - Движения демократов-социалистов и Партии народного единства. В 1988 г. легализованы еще несколько политических партий. В 1990-е гг. власти продолжали проводить линию "дозируемой демократии", используя светские оппозиционные партии в качестве противовеса исламским фундаменталистам.
Высший законодательный орган - однопалатная Палата депутатов (163 депутата, избираемых населением сроком на 5 лет).
В соответствии с французской концепцией "рационализированного парламентаризма" Конституция Туниса ограничивает круг вопросов, по которым парламент может принимать законы (создание государственных учреждений и служб, вопросы гражданства, денежное обращение и финансы, судебный процесс, установление уголовных санкций за преступления и т.д.). Ряд вопросов (режим собственности, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и др.) в соответствии со ст.35 Конституции регулируются принятием рамочных законов, определяющих самые общие направления правовой регламентации. Подробно данные отношения регулируются специальными регламентарными актами Президента, принимаемыми в порядке делегированного законодательства.
Право законодательной инициативы принадлежит депутатам и Президенту. При этом предложения Президента пользуются приоритетом. Все законы принимаются большинством голосов депутатов, причем наиболее важные из них (например, касающиеся основных прав, свобод и обязанностей граждан, местных государственных органов, Верховного суда, Государственного и Социально-экономического советов, а также избирательный закон), отнесенные Конституцией к органическим законам, могут рассматриваться не ранее чем через 15 дней с момента их поступления в парламент.
Президент может отклонить принятый парламентом законопроект, возвратив его в 15-дневный срок на новое рассмотрение. Отлагательное вето преодолевается повторным принятием законопроекта 2/3 депутатов, и закон вступает в силу.
Тунисский парламент обладает некоторыми контрольными полномочиями в отношении Правительства. Однако, если Палата депутатов примет вторую резолюцию порицания 2/3 голосов в течение того же законодательного периода, Президент Республики или принимает отставку Правительства, или распускает парламент.
Глава государства и исполнительной власти - Президент, который избирается прямым голосованием сроком на 5 лет. Согласно изменениям, внесенным в Конституцию референдумом 26 мая 2002 г., глава государства может переизбираться на свой пост неограниченное число раз.
Президент Туниса является центральной фигурой в политической системе страны. Конституция наделяет его чрезвычайно широкими полномочиями, предоставляя ему основные рычаги законодательной и исполнительной власти.
Как глава государства Президент направляет общегосударственную политику, определяет ее приоритеты, информируя об этом Палату депутатов. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами. С одобрения парламента он объявляет войну и заключает мир. Президент Туниса обладает и другими традиционными полномочиями главы государства (помилование, назначение и отзыв дипломатических представителей, аккредитация иностранных послов и т.д.). Президент назначает на высшие гражданские и военные должности по предложению Правительства.
Президент обладает правом законодательной инициативы, промульгации законов и отлагательного вето. Палата депутатов вправе делегировать Президенту полномочия по принятию декретов, имеющих силу закона, по строго определенному кругу вопросов (в том числе и входящих в компетенцию парламента) и на оговоренный срок. Принятые таким образом акты утверждаются Палатой депутатов после истечения данного срока. Декреты-законы глава государства может издавать в соответствии со ст.31 Конституции в период между парламентскими сессиями с согласия соответствующей постоянной комиссии. На ближайшей очередной сессии эти акты должны быть представлены на утверждение парламенту. Аналогичным правом Президент обладает и в период роспуска Палаты депутатов. Кроме того, глава государства может вынести на референдум любой законопроект, касающийся организации публичной власти или предусматривающий ратификацию международного договора, который может оказать влияние на деятельность государственных институтов.
Помимо законодательных Президент обладает регламентарными полномочиями (нормативно-правовое регулирование вне пределов законодательных полномочий парламента и во исполнение "рамочных" законов), которые полностью или частично могут быть делегированы Премьер-министру. Декреты, принимаемые Президентом в порядке реализации регламентарных полномочий, подлежат контрасигнации Премьер-министром и соответствующим министром.
Исполнительная власть осуществляется главой государства при содействии Правительства (Совета министров). Президент назначает Премьер-министра, а по его предложению - остальных членов Правительства. Главе государства принадлежит право распустить Правительство или освободить от должности любого из его членов по собственному усмотрению либо по совету Премьер-министра. Председательствует на заседаниях Правительства Президент, Премьер-министр лишь направляет и координирует работу Правительства (ст.60 Конституции). По мере необходимости он может заменить Президента Республики в руководстве Советом министров.
Политически за свою деятельность Правительство отвечает только перед главой государства. Парламентский контроль за Правительством носит формальный характер. Так, Палата депутатов вправе поставить вопрос о прекращении полномочий Совета министров, заявив, что его деятельность противоречит общегосударственной политике и ее основным приоритетам, разработанным Президентом. Если резолюция порицания принята большинством в 2/3 депутатов, Президент Республики принимает отставку Правительства, представленную Премьер-министром (ст.62 Конституции).
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система Туниса носит смешанный характер; большинство отраслей законодательства основаны на французском праве, а вопросы личного статуса (брак, семья, наследование) и некоторые другие в значительной мере регулируются мусульманским правом.
До второй половины XIX в. в Тунисе действовало только мусульманское и обычное право. В 1861 г. беем Туниса была введена первая в исламском мире Конституция, а также предприняты попытки ввести в стране современное законодательство европейского типа.
С 1881 г. страна была французским протекторатом и фактической колонией Франции, где вся власть принадлежала назначаемому метрополией генеральному резиденту. Ему был подчинен тунисский бей и его правительство. В период французского господства были введены Кодекс обязательственного и договорного права (1906), ГПК (1910), УК (1913), УПК (1921), в коммерческой сфере непосредственно применялось французское торговое право.
В результате длительного влияния правовой культуры Франции большинство отраслей современного тунисского права часто почти копируют французское законодательство. Как и в большинстве соседних стран, за мусульманским правом сохранилась сфера личного статуса, брачно-семейных и наследственных отношений. В целом степень исламизации тунисской правовой системы сегодня одна из самых низких во всем регионе (несмотря на то что Конституция в своей преамбуле провозглашает верность основным заповедям ислама). Это одна из очень немногих арабских стран, где ликвидированы мусульманские суды.
После обретения Тунисом независимости все колониальные законы в нем были сохранены, за исключением тех, которые противоречили его статусу независимого государства. И хотя в последние десятилетия в стране имели место серьезные правовые реформы, влияние французского права остается непоколебимым.
Действующая Конституция 1959 г. в качестве принципов конституционного строя Туниса закрепляет национальное единство, уважение прав человека, равенство всех граждан перед законом, свободу личности. Конституция гарантирует гражданам основные личные и политические права и свободы, в том числе свободу совести и отправления религиозных обрядов (при условии ненарушения публичного порядка), свободу слова и выражения мысли, свободу собраний и ассоциаций (включая гарантии пользования профсоюзными правами), неприкосновенность жилища и тайну переписки, свободу передвижения, выбора места жительства и выезда из страны.
С конца 1980-х гг. проводятся важные конституционные реформы, направленные на постепенную демократизацию государственной жизни в стране. В частности, упразднен институт пожизненного президентства. 7 ноября 1988 г. основными политическими и общественными силами принят Национальный пакт, предусматривающий строительство в Тунисе светского правового государства и утверждение в обществе идей политического плюрализма. Отделение религии от политики как один из основных принципов современной политической системы Туниса закреплено в принятом в 1988 г. Законе о мечетях. В том же году принят относительно либеральный закон о политических партиях и внесены важные изменения в Закон о прессе 1975 г.
Основным источником права в Тунисе являются законодательные и другие нормативные акты. Их иерархия включает Конституцию, органические законы, обычные законы парламента, декреты Президента и Премьер-министра, подзаконные акты других органов власти. Правовой системе Туниса известен институт делегированного и срочного (чрезвычайного) законодательства. Соответствующие акты, издаваемые Президентом, носят название декретов-законов (см. выше).
Международные договоры, ратифицированные в законном порядке, превосходят по своей юридической силе внутреннее законодательство.