Первая буржуазно-демократическая революция в России (1905–1907 гг.)
Конец XIX – начало XX вв. – время вызревания революции. Длительные противоречивые экономические, социальные и полити- ческие процессы, составляющие суть русского исторического пути, сплелись к началу XX в. в такой замысловатый узел, распутать кото- рый обычными «цивилизованными» средствами стало невозможно. Этому содействовал догоняющий тип модернизации, который неиз- бежно вел к нарушению однородности экономического пространства, к напряжению всех сил страны, к усложнению социальных и полити- ческих проблем. В связи с этим наиболее эффективным инструмен- том модернизации становится государственное регулирование и, сле- довательно, укрепление авторитарных начал верховной власти, рас- тущая централизация и бюрократизация управления.
Противоречивость экономических процессов заключалась в том, что, с одной стороны, происходило бурное развитие промышленно- сти: в 1866–1903 гг. число фабрик и заводов, не считая горных пред-
приятий, увеличилось с 2,5 тыс. до 9 тыс.; объем промышленного про-
изводства вырос в восемь раз; железнодорожная сеть в начале XX в.
составила 50 тыс. верст против 15 тыс. в 60-е гг. XIX в. Успешно функционировала банковская система, насчитывавшая в начале XX в.
40 акционерных банков, 192 общества взаимного кредита, 255 город- ских общественных банков, а также Дворянский банк, Госбанк со 122 конторами и 727 казначействами. Происходило активное привлече-
ние иностранных инвестиций (один из постулатов экономической
программы С.Ю. Витте), общая сумма которых увеличилась к концу
XIX в. до 1,5 млрд руб.
С другой стороны, исходя из данного типа модернизации, Россия становилась весьма зависимой от западно-европейского рынка, что подтвердилось в 1900 г.: Россия оказалась втянутой в мировой эконо-
мический кризис. Особенно пострадали отрасли тяжелой промышлен-
ности, связанные с иностранным капиталом: металлургия, металлооб-
работка, машиностроение, добыча и переработка нефти. Предельно обострилась конкуренция, закрылись предприятия, слабые в финансо-
вом, организационном или техническом отношении. За три года закры-
то более 3 тыс. предприятий, на которых было занято 112 тыс. рабочих.
Столь же противоречивыми были процессы и в сельском хозяй- стве, являвшемся основным, но не приоритетным направлением в экономике России. Так, в связи с капитализацией аграрных отноше-
ний поместное дворянство утратило около 34 млн десятин земли (со- хранив к 1905 г. еще 53 млн десятин, причем значительная часть их представлена латифундиями – 44 млн десятин или 3/5 всех земель). Эти земли были куплены зажиточными крестьянами (к 1905 г. в их частной собственности находилось 23,7 млн десятин, что составляло
1/4 всех частных владений), купечеством, товариществами и общест-
вами, мещанами. Но это один полюс, а на другом – деревенская бед-
нота: из 90,5 млн крестьян (18,1 млн семей) имели землю и хозяйство
62,5 млн человек (12,5 млн семей), остальные – 5,6 млн хозяйств – ее утратили, пополняя слои маргиналов (лат. marginalis – находящийся на краю). Распределение земли было весьма неравномерным. Суть основного конфликта состояла в том, что на 30 тыс. крупных земле- владельцев приходилось 70 млн десятин земли, а на 10,5 млн бед- нейших хозяйств – 75 млн. Учитывая, что при тогдашнем уровне зем- леделия расчетный прожиточный минимум составлял 15 десятин на среднюю семью, большинство хозяйств находилось на грани голода. Они вынуждены были арендовать землю у помещиков (в 90-е гг. XX в. в 50 губерниях Европейской России крестьяне арендовали около 37 млн
десятин, выплачивая ежегодно до 315 млн руб. за аренду), причем эти отношения носили скорее ростовщический характер, чем арендный, капиталистический.
Неограниченная власть царя, проявляющаяся во всевластии по- мещиков и чиновников, отсутствие гражданских и политических сво- бод, национальный гнет на окраинах – все это обостряло общую си- туацию в стране. Горючий материал колоссальной взрывной силы, тлеющий исподволь, прорвался на фоне неудач в Русско-японской войне. Направленность этому взрыву придали политические органи- зации и революционные партии, которые оформляются к концу XIX – началу XX в. Начиная с 80-х гг. XIX в. появляются первые организа- ции, ориентирующиеся на революционный марксизм и близкие к за-
падной социал-демократии. В 1883 г. Г.В. Плеханов организует груп- пу «Освобождение труда» в Женеве; в 1893 г. образовалась социал- демократия Королевства Польского; в 1895 г. под руководством В. Ульянова создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»; с
1897 г. действует Всеобщий европейский рабочий союз (Бунд); в 1898 г.
в Минске прошел учредительный съезд РСДРП.
Эти организации и группы сыграли определенную роль в подго-
товке и проведении первой буржуазно-демократической революции в
России. Под их влиянием весьма активизировалось рабочее движение.
Первые рабочие организации возникли в 70–80-е гг. XIX в.: «Север- ный союз русских рабочих», «Южно-российский союз рабочих» и т.д. Начало XX в. ознаменовалось грандиозными маевками (Обуховская,
1902 г. – мощная стачка в Ростове-на-Дону; 1903 г. – всеобщая стачка на юге России, в которой участвовало более 200 тыс. рабочих), причем под влиянием социал-демократов характер требований меняется – от экономических переходят к требованиям политического характера.
Более массовым и организованным становится крестьянское движение. Так, если в 1859–1899 гг. было 32 крестьянских выступле- ния, то в 1900–1904 гг. – 670. Особенно широкий размах оно приоб-
рело в 1902 г., охватив почти 1/3 губерний Европейской России. Эти выступления приобрели характер открытых восстаний.
В борьбу включилась и демократическая интеллигенция – студен- ческое движение приобретает политическую направленность. В 1902 г. во многих университетских центрах происходят совместные выступле-
ния рабочих и студенческой молодежи.
Нельзя игнорировать и факт участия в стачках и забастовках солдат и матросов. За 1901–1904 гг. произошло более 100 солдатских выступлений. То же самое характерно и для национальных районов – к передовой интеллигенции присоединяются народные массы (1899 г. – демонстрации в Финляндии, 1903 г. – в Армении, Баку, Тифлисе).
А что же власть? Николай II не учитывал своеобразия ситуации в России, необходимости политической модернизации; нужны были по- литические преобразования, а в России высшим законосовещательным органом стал Государственный совет, а исполнительным – Совет ми- нистров. Назначались тот и другой царем, ему и были подотчетны.
Новые задачи, вставшие перед страной в конце XIX – начале XX вв., обострили проблему между динамично развивающейся экономикой и консервативностью существовавшей политической системы. Россия оставалась самодержавной монархией. Абсолютная власть принадле- жала императору. В начале XX столетия в стране отсутствовали представительные учреждения, элементарные демократические сво- боды. Даже российская буржуазия, обладавшая крупным капиталом, не имела политических прав.
В условиях модернизации перед властью встал выбор: либо пой- ти на реформирование политической системы, адекватной требовани- ям времени, либо ничего не менять, что грозило насильственной лик- видацией самодержавия.
Политический курс Николая II вызывал неприятие всех слоев населения. Оппозиция разных направлений считала, что все зло коре- нится в существующей власти. Предреволюционная ситуация 1901–
1904 гг. оказалась для царизма поистине роковой. Первыми заявили о себе студенты. В студенческом движении участвовало около 25 тыс. человек. Главной силой революционного движения становится про- летариат. Количество стачечников выросло к указанному периоду до
530 тыс. человек. Шло на подъем и крестьянское движение. К 1904 г. было отмечено 1205 крестьянских выступлений – на борьбу с поме- щиками поднялись крестьяне центральной России, Поволжья, Пол- тавской и Харьковской областей, Грузии и т.д. Правительство жесто- ко подавило эти выступления. После начала Русско-японской войны прошла волна выступлений в армии и на флоте. Война усугубила внутриполитическое положение в России. Она окончательно подор- вала престиж самодержавной власти и создала благоприятный психо- логический фон для нарастания революционных событий.
Различные круги оппозиций консолидировались вследствие как недовольства нерешенными социальными проблемами, так и обост- ренного чувства национального унижения в связи с позорным пора- жением в войне. В целом назревавшие революционные события име- ли глубокие причины, коренившиеся в самом социально-экономи- ческом строе. Россия оказалась страной со всеми обострившимися противоречиями и разительными социально-экономическими и поли- тическими контрастами.
Начало революционных событий датируется Кровавым воскре- сеньем – 9 января 1905 г., жертвами которого стали около тысячи ра- бочих, более 5 тыс. были ранены. Настоящим потрясением для пра- вительства явилось массовое участие в революции крестьян (25,8 тыс. выступлений, уничтожено 4 тыс. помещичьих усадеб).
Первым в мировой истории случаем открытого революционного выступления команды военного корабля было восстание на броне- носце «Князь Потемкин-Таврический»; восстания матросов в Крон- штадте, Владивостоке, а также восстание на крейсере «Очаков» в Се- вастополе в ноябре 1905 г. под руководством П.П. Шмидта.
Осенью революция охватила всю страну. Высший ее подъем был связан с всеобщей политической стачкой, к октябрю 1905 г. ставшей всероссийской. В стране не работали железные дороги, те- лефон, типографии, почта, аптеки, Государственный банк, водопро-
вод, освещение. Закрылись школы, гимназии, высшие учебные заве- дения, театры, т.е. к Октябрьской стачке примкнула демократическая интеллигенция. Основным требованием было устранение самодержа- вия и превращение России в демократическую республику. В рево- люционной борьбе рождались новые органы власти – Советы рабочих депутатов по примеру Совета, созданного рабочими Иваново – Воз- несенска. Шестого декабря 1905 г. всеобщая стачка переросла в воо- руженное восстание. В знак солидарности московское восстание бы- ло поддержано в Донбассе, Ростове-на-Дону, на Урале, в Краснояр- ске, Чите, Владивостоке. Октябрьские и декабрьские события стали кульминацией революции.
Однако революция потерпела поражение, и причин для этого было более чем достаточно. Отдельные выступления не слились в единое. Главной движущей силой был пролетариат, выступавший в союзе с крестьянством. Позиция же буржуазии была противоречивой. С одной стороны, располагая значительным капиталом, она претен- довала на непосредственный доступ к власти, а с другой – ее тесные связи с административно-управленческим аппаратом, помещичьими кругами ограничивали ее политические притязания. В результате по- литика буржуазии сводилась к лавированию между революцией и контрреволюцией, как точно характеризовал ее позиции В.И. Ленин:
«…Пролетариат борется, а буржуазия крадется к власти».
Однако события начала 1905 г. заставили царя и правительство внести изменения в свою политику. Уже 19 февраля был опубликован рескрипт, обещавший ввести в стране законосовещательное предста- вительство. Шестого августа был опубликован манифест об учрежде- нии законосовещательной Государственной Думы и положения о вы- борах в нее. Оно предоставило возможность политическим партиям вести легальную деятельность. Но это не разрядило ситуацию, и с на- чалом сентября происходит подъем революционного движения. Под давлением ситуации Николай II был вынужден подписать 17 октября
1905 г. Манифест «Об усовершенствовании государственного поряд- ка», провозгласивший демократические свободы и законодательные права выборной Государственной Думы. Это приближало манифест к
конституционному акту, предполагая изменение политического и со-
циального строя России.
Реакция на манифест была неоднозначной. Либералы приняли ее с восторгом и ликованием как начало эры буржуазного конститу- ционализма. Революционные группировки объявили его обманом и
призывали к дальнейшему развитию революции. Крайне монархиче- ские и проправительственные круги были также недовольны, видя в манифесте подрыв идеи самодержавия.
Каковы же основные итоги революции? Главным событием поли- тической жизни страны было создание законодательной Государствен- ной Думы – первого представительного органа власти. При всей огра- ниченности прав Думы, сословном характере ее депутатского корпуса это был первый в истории опыт российского парламентаризма. Был смягчен политический режим, возникла многопартийность. Самыми влиятельными из либеральных партий стали «Союз 17 октября» (октяб- ристы) и конституционно-демократическая партия (кадеты). Партии имели свои печатные легальные органы – газеты, журналы. Трудящие- ся получили право создавать массовые самодеятельные организации: профсоюзы, кооперативы, страховые организации, культурно-просве- тительские общества. Был отменен циркуляр 1897 г. об уголовном на- казании стачечников, легализованы экономические забастовки и др. Ра- бочим удалось добиться сокращения средней продолжительности рабо- чего дня до 9–10 часов, на некоторых предприятиях – до 8 часов. Воз- росла зарплата лиц наемного труда. Для крестьян были отменены вы- купные платежи, снижена арендная плата за землю.
Революция оказала существенное воздействие на духовную жизнь общества. Исходом первой русской революции явились час- тичная модернизация государственного строя и его дальнейшая эво- люция на пути превращения в буржуазную монархию.
Другие задачи – народно-демократическая республика, буржу- азно-правовое государство – не реализовались. Но это была первая демократическая революция, в которой участвовал весь народ.
Думская монархия
В дни Московского вооруженного восстания был издан указ о выборах в Государственную Думу. Правовой основой Государствен- ной Думы стали Манифест 17 октября 1905 г. и законодательные ак- ты: закон об изменении положения о выборах в Государственную Думу от 11 декабря 1905 г.; Манифест об изменении учреждения Гос- совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы; новое уч- реждение Государственной Думы от 20 февраля 1906 г. Выраженная в них концепция отношений представительной власти и монарха по
многим параметрам соответствовала западно-европейской системе монархического конституционализма. Госсовет превращался во вто- рую палату российского парламента и вместе с Госдумой наделялся равными правами в области законодательства. Обе палаты теоретиче- ски могли противостоять монарху (в случае достижения единства) в области контроля над бюджетом и принятия новых законов. Но они не имели права изменять основополагающие законы (т.е. о власти), контролировать правительство и руководить армией – это прерогати- вы монарха. Хотя статья 7, определяющая царскую власть как неог- раниченную, была исключена, тем не менее говорить о введении в России на этой стадии конституционной монархии как законченной формы правления было не вполне правомерно из-за большого числа изъятий из законодательства в пользу монарха. Скорее всего можно говорить о первых элементах конституционной монархии.
Манифест 17 октября сформулировал «непреклонную волю» царя:
1) даровать населению незыблемые основы гражданской свобо-
ды на началах действительной неприкосновенности личности, свобо-
ды совести, слова, собраний и союзов;
2) «привлечь... к участию в Думе... те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав...»;
3) «... установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы ...».
Эти три направления получили развитие в последующих законода- тельных актах по отдельным направлениям реформы политической сис- темы. Выборы в Думу не были всеобщими. Не были они и равными. Выборы были не прямыми, а двухступенчатыми для землевладельче- ской и городской, трехступенчатыми – для рабочей и четырехступенча- тыми – для крестьянской курий. Избирались члены Госдумы на пять лет.
Согласно идее Витте иметь противовес между Думой и госуда-
рем Манифестом от 20 февраля 1906 г. Госсовет не только получал равные законодательные права с Думой, но и право накладывать «ве- то» на ее решения. Половина членов назначалась царем, другая – из- биралась, но не населением, а привилегированными учреждениями и общественными организациями.
Среди депутатов I Государственной Думы (апрель–июнь 1906 г.)
34% – кадеты, 14% – октябристы; 23% – трудовики. Социал-демок- раты, представленные меньшевиками, – 4%. Большевики выборы бой- котировали. Современники называли I Государственную Думу «Ду- мой народных надежд на мирный путь». Однако все или большинство
демократических преобразований – введение ответственности мини- стров перед Думой, гарантия гражданских свобод, установление все- общего бесплатного образования, отмена смертной казни и полная по- литическая амнистия – правительство не приняло. Острые противоре- чия были по аграрному вопросу. Проект трудовиков предусматривал отчуждение всех частновладельческих земель безвозмездно, полное уничтожение частной собственности на землю, объявление природных ресурсов и недр общенациональным достоянием. Правительство от- вергло все проекты; через 72 дня после открытия Думы царь ее рас- пустил, заявив, что она не успокаивает народ, а разжигает страсти.
Выборы во II Государственную Думу отличались от предыду- щих участием в них партий социалистического и пролетарского тол- ка. По составу эта Дума оказалась еще более радикальной, чем пер- вая. Левые партии получили 43% всех думских мест – 222 из 518. II Дума открылась 20 февраля 1907 г. В Думе развернулись ожесто- ченные дебаты по аграрному вопросу и принятию чрезвычайных мер против революционеров.
Проекты принудительного отчуждения помещичьей земли, осо-
бенно социал-демократов, требовавших полной конфискации поме- щичьей земли и распределения ее между крестьянами, напугали пра- вительство. Было принято решение разогнать Думу. Она просущест- вовала 102 дня. Дума была распущена под предлогом подготовки го- сударственного переворота фракцией социал-демократов.
На самом деле государственный переворот осуществило само правительство. Третьего июня 1907 г. одновременно с Манифестом о роспуске II Государственной Думы был опубликован новый избира- тельный закон. Это было прямым нарушением статьи 86 «Основных законов Российской империи», по которой никакой новый закон не мог быть принят без одобрения Государственным советом и Государ- ственной Думой. Третье июня 1907 г. считается последним днем ре-
волюции 1905–1907 гг.
В России возникла новая система политической организации го- сударства, получившая название «третьеиюньская монархия». Ее по- литика была нацелена, с одной стороны, на подавление антиправи- тельственного движения, с другой – нельзя было не считаться с уро- ками революции, и необходимо было лавировать между разными со- циальными силами, применять и реализовывать новые законы. Как раз закон 3 июня и изменил порядок думских выборов. Согласно ему рабочие потеряли половину выборщиков, а крестьяне – больше поло-
вины. Избирательного права были лишены 8 млн жителей Урала, Си- бири и Средней Азии. Выборы в III Государственную Думу были не всеобщими, сословными и неравными, многоступенчатыми и непря- мыми. В результате только 13% взрослого населения могло принять участие в выборах. III Государственная Дума отработала весь преду- смотренный законом пятилетний срок (1907–1912). Ни одна из фрак- ций не получила в Думе большинства.
Характерной особенностью развития российского парламента-
ризма явилось его постепенное сползание вправо: чем больше опыта приобретала Дума, чем совершеннее и профессиональнее была ее деятельность, тем консервативнее становилась она как по своему со- ставу, так и по господствующим в ней идеям. Дума осуществляла свою деятельность в трех направлениях: обсуждала законопроекты, утверждала государственный бюджет, осуществляла различные за- просы в адрес правительства по поводу незаконных действий властей. Механизм принятия законов был очень сложным и затягивался на го-
ды, сложным был и партийный состав Думы, который все время из-
менялся. Однако надо заметить, что в III Думе сложилось депутатское большинство из монархистов, октябристов и кадетов, выступающее вместе с правительством в принципиальных вопросах проведения аг- рарной реформы, правда, после смерти Столыпина согласованность в действиях правительства и Думы нарушилась, тем не менее сам факт существования Думы имел принципиальное значение. Правительству
приходилось считаться с Думой. В июне 1912 г. истекли полномочия
депутатов III Думы, и осенью этого же года прошли выборы в IV Го- сударственную Думу. Дума получилась очень пестрая по своему по- литическому составу. Председателем ее был октябрист М.В. Родзян- ко. Дума стала еще более правой, в то время как общество в целом полевело. В IV Думе усилились оппозиционные выступления депута- тов против правительства как слева, так и справа. Взаимное недове-
рие и подозрительность все более определяли отношения между ца-
рем, правительством и Думой. Царь постоянно менял министров, враждебно и злобно относился к Думе. Деятельность Думы в предво- енные годы была низведена на нет; депутатов разных партий отличал в равной степени деструктивный характер их парламентской работы. Разные позиции они занимали и в период войны, что свидетельство- вало об остром политического кризисе в стране.
Военные трудности, ухудшение внутреннего положения повлек- ли за собой обострение социальной напряженности. На смену едине- ния и патриотизма пришло разочарование, а затем и недовольство
правительственной политикой. Резко выросла активность различных социальных и политических групп. В августе 1915 г. был образован
«Прогрессивный блок» из представителей буржуазных партий и час- тично монархических организаций. Он требовал от царя создания пра- вительства общественного доверия, проведения политической амни- стии, разрешения деятельности профсоюзов, легализации рабочей
партии, ослабления политического режима в национальных окраинах. Еще большую активность проявили левые силы, особенно большеви- ки, которые вели работу в массах под ставшим популярным лозунгом
«Долой войну!». По существу, этот лозунг означал требование ликви- дации существующего самодержавного строя. И со временем он при- обретал все большее число сторонников.
Правящая элита во главе с Николаем II не доросла до понимания необходимости крупномасштабных реформ, уступок новым социаль- но-политическим силам.
В стране усиливалось рабочее и крестьянское движение, носив- шее антивоенный, антиправительственный характер. В 1916 г. басто- вало свыше 1 млн рабочих. В деревнях вновь стали громить помещи-
чьи усадьбы. Радикальные настроения охватывали интеллигенцию,
армию, национальные регионы.
Центром революционного брожения стал Петроград. С января
1917 г. в столице резко возрастает забастовочная активность. Во вто- рой половине февраля она еще более усиливается в связи с перебоями в снабжении города продовольствием. Начиная с 23 февраля забас- товки перерастают в массовые митинги и демонстрации. Происходят столкновения с полицией. Но инициатива продолжает оставаться в руках антиправительственных сил.
С 26 февраля на сторону восставших начали переходить части
Петроградского гарнизона, что стало решающим фактором в развитии событий. 27 февраля был создан Совет рабочих и солдатских депута- тов во главе с меньшевиком Н.С. Чхеидзе. В этот же день был образо- ван Временный комитет Государственной Думы. 1 марта по решению Совета рабочих и солдатских депутатов войска Петроградского гарни- зона перешли к нему в подчинение и без его согласия не могли быть выведены из столицы. Попытки подавить восстание силами воинских частей, снятых с фронта, успеха не имели. Революция победила.
2 марта 1917 г. в Пскове император Николай II отрекся от пре- стола в пользу своего брата Михаила. Однако Михаил отказался при- нять власть, предоставив решение вопроса о государственном устрой-
стве России будущему Учредительному собранию. Самодержавие Ро-
мановых рухнуло. Россия вступила в новую полосу своего развития.
В стране сложилась внутренне противоречивая система управ- ления – двоевластие, при котором Временному правительству прихо- дилось согласовывать свои действия с Петроградским Советом рабо-
чих и солдатских депутатов. Столкновение между ними было неиз-
бежно. Окончательно решить вопрос о государственном устройстве России по предложению Временного правительства должно было Всероссийское Учредительное собрание, избранное демократическим путем. Противоречия между правительством и Советами нарастали. 3 июля 1917 г. состоялась демонстрация в поддержку Советов. Мирная демонстрация была расстреляна. Период двоевластия закончился в пользу Временного правительства. 1 сентября 1917 г. Россия была объявлена республикой, а 6 октября в связи с окончанием срока пол- номочий была официально распущена Дума. Так завершился первый этап парламентского строительства в России.
Контрольные вопросы
1. Изложите причины, цели, источники революции 1905–1907 гг.
2. Охарактеризуйте изменения в политической структуре рос-
сийского общества в указанный период.
3. Дайте характеристику деятельности I, II, III Государственной
Думы.
4. Назовите причины, итоги и особенности Февральской буржу-
|
Глава 12. ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ: