Управление карьерой персонала
Наиболее сложной из технологий профессионального развития является управление карьерой персонала.
Под карьерой понимается фактическая последовательность занимаемых ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе).
Виды карьеры:
- профессиональная – работа преимущественно в одной области, достижение признания профессиональным сообществом результатов труда человека и его авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности;
- должностная (внутриорганизационная) – изменение должностного статуса, социальной роли, степени и пространства должностного авторитета. Должностная карьера охватывает стадии развития сотрудника в рамках одной организации и реализуется по трем направлениям:
- вертикальное – подъем на более высокую ступень структурной иерархии;
- горизонтальное – перемещение в другую функциональную область деятельности; расширение или усложнение задач в рамках занимаемой ступени;
- центростремительное – движение к руководству организации (приглашение на недоступные ранее для работника совещания формального и неформального характера; получение доступа к новым каналам информации и пр.).
Механизм управления карьерой персонала – это система функций, полномочий и ответственности субъектов и объектов управления карьерой. По сути, это согласованная совокупность средств и методов, обеспечивающих качественные изменения профессионального потенциала личности и адекватных способов его реализации как в интересах человека, так и таможенного органа.
Главная задача планирования и реализации карьеры заключается в обеспечении взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной карьер. Это взаимодействие предполагает решение следующих задач:
- достижения взаимосвязи целей организации и отдельного сотрудника;
- обеспечения направленности планирования карьеры на конкретного сотрудника с целью учета его специфических потребностей;
- обеспечения открытости, понятности процесса управления карьерой;
- устранения «карьерных тупиков», в которых практически не оказывается возможностей для развития сотрудника;
- повышения качества процесса планирования карьеры;
- формирования наглядных и воспринимаемых критериев служебного роста, используемых в конкретных карьерных решениях;
- изучения и обоснованной оценки карьерного потенциала сотрудников;
- определения путей служебного роста, использование которых могло бы удовлетворить количественную и качественную потребность в персонале в нужный момент времени и в нужном месте.
Сюда же следует отнести технологии постоянного изучения содержания, характера и условий труда должностных лиц с целью оперативного решения проблем организационного развития: своевременного изменения организационной структуры, штатов, описаний должностей, профессиограмм государственных служащих, коррекции профессионально-квалификационных требований, разработки предложений по совершенствованию программ профессионального обучения и др.
Планирование и контроль деловой карьеры состоят в том, что, начиная с момента принятия работника в организацию и кончая предполагаемым увольнением с работы необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное его продвижение по системе должностей или рабочих мест.
Планирование карьеры должно включать:
- изучение и выявление потребности организации в персонале (качество, количество, сроки);
- оценку профессиональных способностей, личных качеств и результатов деятельности персонала;
- разработку вариантов плана использования сотрудника и создание условий для проявления индивидуальных возможностей;
- индивидуальные беседы с сотрудниками, согласование и корректировка планов карьеры;
- расчет потребности финансового обеспечения плана профессионального развития и плана карьеры;
- контроль выполнения плана карьеры.
Согласно результатам ряда исследований, сегодня в таможенных органах наиболее часто встречается служебное продвижение по результатам конкурсного отбора, на основе личных связей или по рекомендации руководителя (а также его единоличного решения) (Таблицы 6, 7). В то же время, способы продвижения, в основе которых лежат качественные критерии оценки персонала (аттестация и квалификационный экзамен), а также выдвижение из резерва применяются, по оценкам участников опросов, в наименьшей степени, хотя и наиболее желательны.
Таблица 6. Распределение мнений при ответе на вопрос «Как вы оцениваете сложившуюся в настоящее время практику выдвижения кандидатов на руководящие должности?», 2010 год, %.
В основном | Никогда | Иногда | |
Выдвигается должностное лицо, проявившее свои профессиональные знания и навыки | 39,57 | 5,23 | 41,89 |
Выдвижение происходит по решению аттестационной комиссии | 28,35 | 13,14 | 37,07 |
Выдвижение происходит преимущественно благодаря личным связям | 39,92 | 10,68 | 35,48 |
Плановое выдвижение из резерва | 16,96 | 13,42 | 46,97 |
Выдвижение происходит по решению вышестоящего руководства | 54,36 | 3,32 | 26,54 |
Другое | 5,33 | 9,75 | 24,92 |
Таблица 7. Распределение мнений участников исследования о преобладающих и желательных способах продвижения в таможенных органах (можно было выбрать несколько вариантов ответа), 2009 год, %.
Способы продвижения | Преобладают | Желательны | Затруднились |
1. Конкурсный отбор | 53,6% | 25,0% | 21,4% |
2. Рекомендации руководителя подразделения | 50,0% | 35,7% | 14,3% |
3. Реализация итогов аттестации | 28,6% | 35,7% | 35,7% |
4. Результаты квалификационных экзаменов | 28,6% | 42,9% | 28,6% |
5. Выслуга лет (стаж работы) | 39,3% | 35,7% | 25,0%. |
6. Единоличное назначение руководителем | 46,4% | 14,3% | 39,3% |
7. Назначение из состава резерва | 32,1% | 32,1% | 35,7% |
Данные опросов также представляют интересную информацию о влиянии личностных качеств сотрудников на их карьеру (Таблица 8).
Таблица 8. Распределение мнений участников исследования о влиянии личностных качеств таможенных служащих на их должностной рост, 2009 год, %.
Слабо влияют | Сильно влияют | ||||||
Качества | |||||||
Затр. | |||||||
Профессионализм | 7,1 | 10,7 | 21,4 | 21,4 | 35,7 | 3,6 | |
Высокая нравственность | 14,3 | 17,9 | 25,0 | 17,9 | 17,9 | 7,1 | |
Опыт работы | 7,1 | 7,1 | 17,9 | 21,4 | 39,3 | 7,1 | |
Исполнительность | 7,1 | 14,3 | 14,3 | 32,1 | 28,6 | 3,6 | |
Соблюдение служебной этики | 10,7 | 14,3 | 28,6 | 21,4 | 14,3 | 10,7 | |
Связи, знакомства, возможность протекции | 10,7 | 3,6 | 17,9 | 21,4 | 39,3 | 7,1 | |
Дружба с руководством | 7,1 | 10,7, | 28,6 | 14,3 | 32,1 | 7,1 | |
Политическая ориентация | 32,1 | 25,0 | 25,0 | 10,7 | - | 7,1 | |
Повышение квалификации | 14,3 | 17,9 | 17,9 | 17,9 | 25,0 | 7,1 |
Если данные таблицы 8 представить в виде средних значений по 5-ти балльной шкале от 1 до 5, то рассматриваемые личностные качества по степени их влияния на должностной рост сотрудников можно распределить следующим образом:
1. Исполнительность – 3,48 балла.
2. Дружба с руководством – 3,33 балла.
3. Опыт работы – 3,19 балла.
4. Связи, знакомства, возможность протекции – 3,13 балла.
5. Повышение квалификации – 3,02 балла.
6. Высокая нравственность – 2,87 балла.
7. Соблюдение служебной этики – 2,80 балла.
8. Профессионализм – 2,69 балла.
9. Политическая ориентация – 1,76 балла.
Такое ранжирование личностных качеств дает достаточно полное представление о качествах, необходимых сотруднику таможни для продвижения – это, прежде всего, лояльность к руководству и, в меньшей степени, профессионализм. Естественно, такая ситуация требует изменения.
Если карьерный рост персонала осуществляется на основе конкурсного отбора и рекомендаций руководства, то горизонтальная карьера для ряда установленных законом должностей таможенной службы осуществляется на основе ротации.
Ротация гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе. Под ротацией гражданского служащего понимается предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в соответствии с планом проведения ротации в порядке, установленном законом, назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы, включенную в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация, в том же или в другом федеральном органе исполнительной власти с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы или стажа работы (службы) по специальности.Особая актуальность ротации для таможенных органов обусловлена их спецификой. В частности, классическим механизмом распространения коррупционной практики, характерным для правоохранительных органов, является формирование коррумпированных группировок. Такие группировки, построенные по принципу социальной сети, становятся чрезвычайно сплоченными с течением времени и способствуют деструктивной социализации новичков, вовлечению их в коррупционные отношения. Идея ротации состоит в том, чтобы разрушить коррупционные сети, перемещая их участников, и способствовать оздоровлению морального климата коллектива за счет прихода новых служащих.В перечень должностей, по которым законом предусматривается ротация, включаются все должности категории «руководители». В частности, в РТУ и таможнях ротации подлежат начальники служб и отделов, их заместители, начальники отделений; на таможенных постах – начальник таможенного поста, его заместитель, начальники отделов, их заместители, начальники отделений.В результате ротации за счет смены подчиненности и (или) места прохождения службы сотрудника изменяется содержание его должностных обязанностей и (или) круг лиц, с которыми гражданский служащий взаимодействует.Ротация на гражданской службе не является мерой поощрения или видом дисциплинарного взыскания. Вместе с тем, результаты исполнения гражданским служащим должностных обязанностей по замещаемой должности должны учитываться при определении иной должности, на которую гражданский служащий назначается в порядке ротации. В этой связи назначение в ходе ротации гражданского служащего на должность в порядке должностного роста должно основываться на положительной оценке результатов его профессиональной служебной деятельности.Ротация проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах не ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям гражданской службы, с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданских служащих. Должность гражданской службы в порядке ротации замещается на срок от трех до пяти лет.Гражданский служащий может отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по следующим причинам:
1) наличие заболевания, в связи с которым замещение должности гражданской службы в порядке ротации противопоказано по состоянию здоровья гражданского служащего в соответствии с медицинским заключением;
2) невозможность проживания членов семьи в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации, в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинским заключением.
В случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации гражданскому служащему должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданского служащего. В случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе либо непредоставления ему иной должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.