Государственные институты и магистраты древнего рима

ВВЕДЕНИЕ

Латинский язык (Linqua Latīna) свое название получил от небольшого италийского племени латинов (Latini), жившего в области Лаций (Latium). Эта область находится в средней части Апеннинского полуострова. Здесь по преданию в 754/753 гг. до н. э. братьями Ромулом и Ремом был основан город Рим (Roma). Рим вел агрессивную, завоевательную политику. По мере роста завоеваний Рима и расширения Римского государства латинский язык получил широкое распространение не только в бассейне Средиземного моря, но и за его пределами. Таким образом, до второй половины V в. н. э. (476 г. — год падения Западной Римской империи) латинский язык приобретает статус международного на всей территории Римской империи. Меньшее распространение латынь получила в Греции, завоеванной римлянами в 146 г. до н. э., а также в греческих колониях, находящихся на юге Апеннинского полуострова и острове Сицилия. Эти колонии назывались Graecia Magna (Великая Греция).

Широкому распространению латинского языка на завоеванных территориях способствовало его лексическое богатство, отражающее все сферы человеческого бытия, а также абстрактные понятия, грамматическая стройность, краткость и точность выражения. Языки завоеванных народов в основном еще не имели таких характеристик.

История латинского языка делится на несколько периодов:

· Архаический период VI--IV вв. до н. э.;

· Доклассический период III--II вв. до н. э. — это период становления литературного латинского языка. Основные памятники этого периода: комедии Плавта и Теренция, а также трактат Катона Старшего «О земледелии».

Однако наибольшего расцвета и совершенства латинский язык достигает в эпоху «золотого века» — во время правления императора Августа (I в. до н. э.). Классическая, или «золотая» латынь получила свою грамматическую, синтаксическую и стилистическую законченность. «Золотой век» — век наивысшего расцвета римской литературы. В это время творили Цицерон, Вергилий, Гораций, Овидий, Цезарь, Саллюстий.

Следующим этапом истории латинского языка является период «серебряной латыни» (I в. н. э.). Он характеризуется отступлениями от чистоты классического литературного языка и испытывает определенное влияние языков римских колоний. К этому времени уже окончательно сложились фонетические и морфологические нормы литературного языка, были установлены правила орфографии, которыми до сих пор руководствуются при издании латинских текстов. Эпоха средневековья в истории латинского языка характеризуется как период Latinĭtas vulgāris («вульгарная латынь») или еще как Latinĭtas culinaria («кухонная латынь»). Именно в этот период в латинский язык вводится масса новых слов и понятий, отсутствовавших в классической латыни.

Однако в эпоху гуманизма (XIV--XVII вв.) латинский язык вновь приближается к идеалу «золотой латыни». Именно в этот период создается прекрасная новолатинская литература. Белорусский Ренессанс также славен своими латиноязычными авторами. Всему миру известны имена белорусских просветителей и поэтов (Франциск Скорина, Николай Гусовский, Ян Вислицкий, Симеон Полоцкий).

В эпоху среденевековья на латинском языке ведется преподавание в школах и университетах Западной Европы, кроме того, на этой территории он функционирует как общий письменный язык.

В новое время, вплоть до XVIII в., латинский язык используется как язык науки и дипломатии.

В настоящее время латинский язык является официальным языком католической церкви и государства Ватикан. В католической церкви до Второго Ватиканского собора (1962—1965 гг.) служба велась только на латинском языке.

Несмотря на последующее вытеснение латинского языка национальными языками, и до настоящего времени он сохраняет свое значение в области научной терминологии, особенно в юриспруденции, биологии, медицине.

Разговорная форма латинского языка (sermo cotidiānus) и простонародная форма (sermo vulgāris) оказали большое влияние на формирование романской группы языков, окончательно обособившихся в IX в. (см. генеалогическое дерево индоевропейской семьи языков). Латинский язык относится к индоевропейской семье языков. Сопоставление некоторых лексем демонстрирует родство индоевропейских языков самым наглядным образом. Сравним, например: лат. mater, нем. Mutter, англ. mother, франц. mere, ит. madre, исп. madre, рус. мать, бел. мацi; лат. stare, англ. stand, нем. stehen, ит. stare, рус. стоять, бел. стаяць; лат. me, англ. me, франц. me, ит. me, исп. me, рус. меня, бел. мяне.

Изучая латинский язык, следует помнить, что он является ключом к ряду европейских языков и к европейской культуре в целом. Таким образом, латынь способствует обогащению кругозора студента, углубляет его эрудицию — способствует становлению специалиста высокой культуры и квалификации.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И МАГИСТРАТЫ ДРЕВНЕГО РИМА

Интерес к римскому праву связан не только с изучением правовой культуры древности, но и с необходимостью формирования и развития государственных институтов и законодательства в целом, так как corpus omnis juris Romāni (свод всего римского права) лег в основу законодательств ряда стран Запада. Примечателен тот факт, что Статут Великого княжества Литовского, датированный 1588 г., хотя и отошел от системы кодификации, принятой в римском праве, но его составители были знакомы с его нормами, о чем ярко свидетельствуют законы, регулирующие семейно-брачные отношения. В России интерес к римской юриспруденции возник только в связи с реформаторской деятельностью Петра I.

Научный интерес к вопросам римской государственности и права практически никогда не угасал. Достаточно вспомнить, что именно над данными проблемами трудился великий немецкий историк, правовед, Нобелевский лауреат Теодор Моммзен (1817--1903). Как правило это имя ассоциируется со знаменитой «Римской историей», за которую автор в 1902 г. получил Нобелевскую премию по литературе. Однако мало кто знает, что значительную часть своей жизни Т. Моммзен посвятил вопросам государственности и права древнего Рима. В 1871--1888 гг. в Берлине выходит трехтомный труд («Römische Staatsrecht») «Римское государственное право», а затем в 1899, («Römische Strafsrecht») — «Римское уголовное право». К сожалению, данные труды не переведены на русский язык, поэтому они не доступны широкому кругу читателей. Под руководством Т. Моммзена также вышли два основных свода римского права — «Кодекс Феодосия» и «Дигесты».

В настоящее время вновь появился интерес к вопросам государственности, права, юридической культуры вообще. Юридическая культура у древних римлян была на очень высоком уровне. Права государства и права граждан разграничивались и выражались следующей догмой: «Publĭcum jus est quod ad rei Romānae spectat, privātum quod ad singulōrum utilitātem pertĭnet» («Публичное право — это то, что касается римского государства, частное — относится к пользе отдельных граждан»). Публичное право (jus publĭcum) — было призвано охранять и защищать устои государства во всех сферах деятельности, ибо оно вытекало из сути и потребностей данного государства. Частное право (jus privātum) было разработано с учетом всех обстоятельств жизни гражданина. Римский гражданин находился под защитой своей державы от колыбели до смерти, одновременно подчиняясь государственной власти, имея перед государством ряд обязанностей.

Известно, что в Риме существовала особая культура правовых формулировок. Она базировалась на тезисе, выраженном Сенекой (ок. 4 до н. э. – 65 гг. н. э.): «Legem brevem esse oportet» (Закон должен быть краток). Краткость исключает многозначность, благодаря ей приобретается точность в понимании и истолковании. Точность и ясность формулировок римских законов базируются на поразительной системности и логике латинского языка.

Кажется, что гармония мира воплощается в латинском слове, несущем особую энергию и мощь.

Субъектом права в древнем Риме был свободный человек, обладающий положением свободы (status libertātis). Однако обладать полными правами мог только римский гражданин (civis Romānus), все остальные жители римского государства, не имеющие гражданства (status civitātis), пользовались ограниченной правосубъектностью. Правосубъектность по jus privātum определялась так: «tria sunt, quae habēmus: libertātem, civitātem, familiam» («есть три вещи, которыми мы обладаем: свобода, государство, семья»). С точки зрения status libertātis, различались свободные и рабы; с точки зрения status civitātis — римские граждане и неграждане; с точки зрения status familiae — глава семейства (pater familias) и подвластные ему члены семьи.

Cives Romāni составляли — popŭlus Romānus (римский народ), обладающий высшей законодательной властью, которую он проявлял в народных собраниях (comitia popŭli Romāni). Там он издавал законы, избирал государственных чиновников, производил суд, объявлял войну. Полноправные граждане, cives optĭmo jure (граждане, наделенные высшим правом), или просто cives Romāni, имели следующие права, которые назывались jura popŭli Romāni (права римских граждан):

1) jus suffragii (suffragium, -i, n — избирательное право, избирательный голос) — участие в народных собраниях.

2) jus honōrum (honor, -ōris, m — почётная должность, государственный пост) — доступ ко всем государственным должностям.

3) jus provocatiōnis (provocatio, -ōnis, f — обжалование, аппеляция) — право аппеляции к народу.

4) jus commercii (commercium, -i, n — право приобретения собственности) — право распоряжаться своим имуществом.

5) jus connubii (connubium, -i, n — брак, бракосочетание) — право вступления в законный брак, с передачей своих прав детям.

Jus suffragii, jus honōrum и jus provocatiōnis относились к разряду — jura publĭca, а jus commercii и jus connubii — к jura privāta.

Рабы (servi) были самым бесправным разрядом римского общества. Хозяин (domĭnus) мог продать раба и даже убить, не отвечая за это в суде.

Сенат (Senātus)

Важную роль в жизни Римского государства играл сенат (senātus Romānus). Сенат, основанный ещё Ромулом[1] и просуществовавший до самого конца Римского государства[2], был древнейшим учреждением Рима. В сенаторы избирались самые почтенные граждане: бывшие консулы, цензоры, преторы, квесторы с имущественным цензом в миллион сестерциев. Звание сенатора было пожизненным.

Значение сената в римской истории огромно, именно ему приписывались как успехи римской политики, так и спасение государства в тяжкие времена. Сенат обсуждал важнейшие вопросы государственной жизни: религиозные дела, проекты новых законов (которые затем вносились в народное собрание), достоинства кандидатов на высшие государственные должности, финансовые вопросы, управление провинциями, военные дела, отношения с иностранными государствами. Сенат давал почетные титулы иностранным правителям — rex (царь), amīcus popŭli Romāni (друг римского народа), а также своим гражданам за высокие заслуги перед отечеством — pater patriae (отец отечества). Власть сената была совещательной: исполнительная власть принадлежала магистратам.

Наши рекомендации