Проблема «спецификации/размывания» прав собственности
Основная задача теории прав собственности состоит в анализе взаимодействия между экономическими и правовыми системами. Взаимодействие это всегда реализуется в поведении экономических агентов.
Поэтому аргументация разворачивается обычно в такой последовательности: права собственности определяют, какие издержки и вознаграждения могут ожидать агенты за свои действия; изменение прав собственности ведет к сдвигам в системе экономических стимулов; реакцией на эти сдвиги будет изменившееся поведение экономических агентов. Эта логика – от структуры прав через систему стимулов к поведенческим последствиям – выражена в анализе процессов спецификации/размывания прав собственности.
Теория прав собственности исходит из представления, что обмен есть по существу обмен пучками правомочий. Значит товар - это сумма физических характеристик и связанных с ним прав и юридических ограничений. Поэтому ценность товара (и цена) определяется всеми этими факторами.
Чем шире набор прав, связанных с ресурсом, тем выше его полезность. Дом имеет большую ценность, когда его хозяин вправе запретить строить рядом с ним бензоколонку, чем когда он лишен такого права. Отсюда следует, что сдвиги в законодательстве перестраивают набор товаров, т.е. изменяют объем ресурсов и уровень благосостояния общества.
Наибольшую спецификацию обеспечивает частная собственность.
Во-первых, на частного собственника падают все положительные и отрицательные результаты осуществляемой им деятельности. Поэтому он заинтересован в полном их учете при принятии решений. Это – важнейший стимул, который обеспечивает эффективность принимаемых решений (преобладание положительных последствий над отрицательными): Чем определённей права частной собственности, тем теснее связь между благосостоянием индивидуума и экономическими (социальными) последствиями его решений.
Во-вторых, исключительность права отчуждения означает, что в процессе обмена вещь будет передана тому экономическому агенту, который предложит за нее наивысшую цену (т.е. для кого она представляет максимальную ценность). Тем самым обеспечивается эффективная аллокация ресурсов, поскольку они будут перемещаться от менее производительных употреблений – к более производительным.
Защита системы частной собственности покоится именно на этих «аргументах от эффективности». Более точное определение прав собственности – важнейшее условие эффективного функционирования экономики. Исключение других из свободного доступа к ресурсу означает спецификацию права собственности на него. Она способствует созданию устойчивой экономической среды, уменьшая неопределенность, формируя у индивидуумов стабильные ожидания результата своих действий в отношениях с другими экономическими агентами.
Неверно, однако, отождествлять спецификацию прав собственности с приписыванием правомочий определенным лицам. Такая трактовка недостаточна. Специфицировать право собственности, значит ответить, по меньшей мере, на три взаимосвязанных вопроса: кто? что? и каким образом? Необходимо определить не только субъект собственности, но и ее объект, а также способ наделения.
Способы утверждения прав собственности многообразны. Например, в США в период освоения Дикого Запада для занятия свободного участка было достаточно дать объявление в местной газете. Но государство ввело вскоре более жесткие требования: претендент обязывался высаживать на участке определенное количество деревьев, регулярно обрабатывать его в течение нескольких лет и т.д. Очевидно, что альтернативные варианты спецификации объектов собственности и способов установления прав на них далеко не равноценны и требуют неодинаковых издержек.
Неполнота спецификации именуется западными теоретиками размыванием прав собственности. Смысл размывания выражает фраза: «никто не станет сеять, если урожай будет доставаться другому». В ситуации, где правомочия собственников не определены, деятельность, направленная не на удовлетворение сиюминутных потребностей, – инвестирование, консервация ресурсов, образование запасов и др. – стала бы невозможна.
Размывание прав собственности может происходить либо потому, что они неточно установлены и плохо защищены, либо потому, что они ограничены (главным образом со стороны государства). Размывание означает ограничение прав владельца. Поскольку ограничения перестраивают ожидания экономического агента, снижают для него ценность ресурса, меняют условия обмена, постольку действия государства оказываются у теоретиков прав собственности под подозрением. При этом они противопоставляют процессы дифференциации и размывания прав собственности. Добровольный и двусторонний характер расщепления правомочий гарантирует его эффективность. Главный выигрыш в том, что экономические агенты специализируются в реализации частичного правомочия (например, в праве управления или в праве распоряжения капитальной стоимостью ресурса). Перераспределение прав в соответствии с относительными преимуществами, которые имеет каждый из участников процесса в каком-то виде деятельности, повышает эффективность экономики. В противоположность этому односторонний и принудительный характер ограничения прав собственности государством не дает никаких гарантий его эффективности. Подобные ограничения нередко налагаются в интересах лоббистских групп. Отсюда стандартный диагноз: если ничто не препятствует перераспределению правомочий, но оно не встречается, значит, такое перераспределение не эффективно (так как возможность взаимовыгодной сделки не может быть упущена рациональными экономическими агентами). Поэтому, когда такое перераспределение правомочий производится государством, это снижает уровень благосостояния общества. Так, например, теоретики прав собственности расценивают законодательство об участии рабочих в управлении компаниями.
Вместе с тем отделить процессы расщепления от процессов размывания прав собственности очень трудно. Нет границы, отделяющей ограничения прав в результате частных договоров, от ограничений, попадающих под власть правительства. Кроме того, анализ размывания прав собственности не означает определения правомочий на ресурсы любой ценой. Спецификация прав собственности должна идти до предела, где дальнейший выигрыш не будет окупать связанные с этим издержки. Поэтому существование ресурсов с размытыми или неустановленными правами на них – нормальное явление.
Проблема спецификации/размывания прав собственности является ядром современной теории фирмы, потому что через нее вскрываются сложные обратные связи между собственностью и организацией производства. Как подчеркивается в теории прав собственности, содержание и распределение этих прав влияют и на аллокацию ресурсов, и на объем и условия обмена, и на распределение и уровень дохода, и на процессы ценообразования. Формальному доказательству этого посвящена теорема Коуза.