Протестное движение в Юго-Восточной Украине. Образование ДНР и ЛНР

В ходе противостояния на Майдане резко обнажились различия в подходах жителей Запада и Востока государства в оценке будущего Украины. Население Юго-Восточных регионов в основной своей массе связывало рост экономики и благополучие украинцев с сотрудничеством с Россией, странами СНГ, укрепления с ними внешних политических и экономических связей, вступления Украины в Таможенный Союз, который реально давал льготы во внешней торговле, скидки на газ, преференции в финансовой сфере, таможенной и др. областях. Донбасс, южные и восточные области Украины выступали за придание русскому языку статуса государственного, против национализма и откровенного нацизма партий Западной Украины, русофобии, вступления Украины в Евросоюз и НАТО. Кроме невыгодных условий экономического сотрудничества со странами Евросоюза, Ассоциация лишала Украину независимости, права самостоятельно принимать решения, как политического, так и экономического характера. Теперь чиновники Евросоюза могли бы распоряжаться всей жизнью украинского общества, навязывать свою систему ценностей, морально-этического и культурного плана. С целью защиты своих интересов, население, исторически являвшееся частью России по ментальности, экономике, культуре, истории, языку выступило против Ассоциации и государственного переворота в Киеве.

Еще во время Майдана партия Регионов отправляла в Киев людей в поддержку президента, власти и правопорядка. Но эти акции носили единовременный характер, зимой и без тепла люди плохо переносили стояние на площади. Кроме того, борьбу с коррупцией власти поддерживало и население Юго-Восточной Украины. Некоторые организации и политические движения направляли активистов, некоторые ехали сами, убежденные в огромной опасности для государства действий вооруженного Майдана. Захваты зданий, офисов националистическими силами сопровождались насилием, стрельбой, захватом оружейных складов, избиениями противников нового режима. С Майдана по Украине расползалась русофобия, антироссийская, антипутинская истерия. Агрессию и насилие со стороны националистов вызывали георгиевские ленточки и те, кто их носил, русский язык, жители Донецка, Харькова, Одессы и др. городов Юго-востока Украины.

С переходом власти в руки оппозиции огромные массы экзальтированных вооруженных людей, националистически настроенных против русских, России, президента России Путина в Киеве стали представлять опасность для власти. Они не хотели уходить с площадей и оставались ждать, когда новая власть выполнит их обещания – выгонит олигархов из властных структур, проведет люстрацию чиновников, уничтожит коррупцию, установит новую демократическую систему, и приведет в Евросоюз.

Первые избиения людей и убийства неонацистами при новой власти были направлены против тех активистов, которые покидали Киев и против спецподразделений из Донбасса и Крыма, стоявших в Киеве на защите государства и правопорядка - «Беркута», «Альфы».

Страшная трагедия разыгралась с активистами «Антимайдана» из Крыма, которые на 7 автобусах 21 февраля 2014 г. возвращались домой. На них устроили охоту «бандеровцы» под Белой Церковью. Украинские преступники обстреляли автобусы, забросили бутылку с керосином и активисты вынуждены были бежать. Их разыскивали по лесам, убивали, кому-то удалось выжить. Из 300 человек в Крым вернулось всего 100, что случилось с остальными можно только догадываться. Очевидцы говорили о 70 убитых активистах.

Донецкая «Альфа» ехала домой с опасением, что в пути возможны провокации, имеющие целью применения ими оружия против радикалов. Окна автобусов были закрыты дверцами от сейфов и к счастью через блокпосты их проводили члены «Свободы». 22 февраля в Донецк самолетом доставили 13 раненых бойцов «Беркута», у всех были огнестрельные ранения.

Жуткие кадры таких расправ и другие картины насилия «новоукраинцев» показали русскому населению Юго-востока, что их ждет в ближайшем будущем.

Государственный переворот и его последствия вызвали возмущение и протесты по всему Юго-востоку. В Крыму протестное движение возглавил парламент и правительство во главе с С.Аксеновым и А.Чалым в Севастополе. Проникновение «майдановцев» на полуостров, убийства активистов по дороге домой из Киева, убийства и насилие над крымским «Беркутом» заставило жителей Крыма создать отряды самообороны, выставить посты на границе с Украиной. Понимая, что полуострову одному не справиться с вооруженными силами государства, и признавая, что Крым всегда исторически был российским, С.Аксенов и А.Чалый инициировали в Крыму Референдум по вопросу присоединения его к России.

16 марта 2014 г. в Крыму состоялся Референдум, на котором 96,66% участвовавших в выборах, высказались о вхождении Крыма в состав России. 18 марта 2014 г. в России было подписано Соглашение о присоединении республики Крым к Российской Федерации. Население было избавлено от ужасов оккупации отрядами националистов.

Протестом на государственный переворот и приход к власти националистических сил отреагировал и Донбасс. 23 февраля в Донецке на площади Ленина состоялся митинг, осудивший переворот. Многотысячные митинги прошли в крупных городах Юго-востока – Донецке, Одессе, Днепропетровске, Харькове, Запорожье. 1 марта 2014 г. митинг в Донецке, организованный отделением Партии Регионов, перерос в гражданский народный митинг. На нем главу общественно-политического движения «Народное ополчение Донбасса» Павла Губарева горожане избрали «народным губернатором» области. В этот день впервые протестующие захватили здание ОГА и вместо украинского флага водрузили российский триколор. Этот флаг был постоянным во всех протестных маршах, его держали на митингах, водружали на зданиях, которые захватывали сторонники союза с Россией. Такие действия были ответом на флаги Евросоюза и США, которые реяли на майдане.

Возобновили активную деятельность политические движения и партии. Среди них – организация «Русский блок», созданная в 2004 г. и боровшаяся за интересы русских в Донбассе. Ее возглавлял Андрей Пургин. Появилась новая политическая организация – «Патриотические силы Донбасса», созданная командиром донецкого отряда спецподразделения «Альфы» Александром Ходоковским. Действовала Коммунистическая партия, «Российский союз Донбасса». Общими требованиями граждан, политических сил и общественных организаций Донбасса были следующие:

- защита статуса русского языка;

- проведение Референдума о федерализации украинского государства;

- отказ от вступления Украины в Евросоюз и НАТО;

- сохранение тесных экономических связей с Россией, вступление Украины в Таможенный союз;

- осуждение расправ над «Беркутом», «Альфой», милиционерами, защищавшими правопорядок на Майдане в Киеве, суд над их убийцами;

- прекращение антироссийской и антирусской пропаганды, насилия над русскими в Украине;

- осуждение политики Запада и США за поддержку государственного переворота на Украине;

Главным требованием к Киеву было, конечно, проведение Референдума о федерализации. В течение марта на митингах жители Донбасса скандировали «Референдум», активисты обращались к депутатам областной администрации, к новому правительству Украины. Всего в течение марта в Донецкой области произошло 200 протестных акций, в которых участвовало более 130 тыс. человек.

Справедливые требования населения Донбасса о проведении в Украине референдума не были услышаны ни областной, ни Киевской властью. Напротив, в городах региона начались аресты активистов, похищения людей службой СБУ, милицией. Было открыто 46 уголовных дел против активистов. Выросла опасность для протестующих в связи с прибытием в Донецк, Луганск и другие города Донбасса националистических групп «Правого сектора», «Свободы» и других. Вооруженные битами, кольями, прутьями «майдановцы» под лозунгом единой Украины устраивали провокации, угрожая населению региона.

Предвидя такие действия националистов, лидеры активистов стали создавать отряды самообороны и выставлять посты на въезде в Донецк, Луганск и другие города. Приезжавшие в Донбасс агрессивные группы националистов впервые натолкнулись на сопротивление населения

Аналогичные протестные движения происходили в Луганской области, Одесской, Харьковской, Днепропетровской, Николаевской, Херсонской. Антимайданные митинги проходили в городах Донбасса - Мариуполе, Краматорске, Макеевке, Славянске, Алчевске, Антраците, Краснодоне, Попасном, Стаханове и др.

На фоне усиления насилия в Киеве, Украине, риторики властей и командиров вооруженных националистических формирований Украины об уничтожении сепаратистов, русских в Донбассе, население региона предпочло дистанцироваться от происходящего беззакония, убийств, насилия и выбрало «самостоятельность» Донбасса вместо провозглашенного ранее лозунга проведения референдума «За федерализацию».

Таким образом, в результате полутора месяцев борьбы за свои права и опасений за свою область, за свою жизнь и свободу от нацизма протестное движение Донбасса решило добиваться самостоятельности региона.

В Луганске 6 апреля 2014 г. активисты, называвшие себя Армией Юго-востока, захватили здание областного управления СБУ и провозгласили образование Луганской Народной Республики. В числе лидеров протестного движения был Алексей Мозговой, уроженец Луганщины и командир батальона «Призрак». Народным губернатором ЛНР стал Валерий Болотов, руководивший республикой до августа 2014.

В Донецке 6 апреля 2014 г. активисты заняли здание областной государственной администрации (ОГА) и сформировали Народный Совет. 7 апреля 2014 г. Народный Совет объявил о провозглашении Донецкой Народной Республики (ДНР). Был утвержден Акт о самостоятельности ДНР. Народный Совет возглавил Д. Пушилин, в него вошли А.Пургин, А.Кофман и др.депутаты.

Опасаясь нападений на здание ОГА националистических групп Правого сектора, активисты стали возводить вокруг администрации баррикады. В дело шли плитки, автомобильные шины, мешки с песком и колючая проволока. Забаррикадированное здание стало общественно-политическим центром жизни и обороны Донбасса. Каждый день со всех концов города сюда ехали, шли дончане, несли продукты, одежду, медикаменты, собирали деньги, сдавали кровь, так как со временем начинали появляться раненые. На ночь возле здания оставались дежурные. Здесь постоянно собирались те, кто воспринял создание своей республики как дело всей своей жизни

Народный Совет ДНР назначил проведение в республике референдума о статусе Донбасса – самостоятельности региона от преступной киевской власти на 11 мая 2015 г.

В ответ на эти решения Киев развязал войну с собственным народом. 7 апреля 2014 г. исполняющий обязанности президента Украины А. Турчинов объявил о создании антикризисного штаба и о начале проведения антитеррористической операции в Донбассе. А 13 апреля СНБО Украины принял постановление «О неотложных мерах по преодолению антитеррористической угрозы и сохранения территориальной целостности Украины». Эти документы были незаконными, так как были приняты незаконной властью. Только В. Янукович, как законно избранный президент и верховный главнокомандующий мог принимать такие решения, а не наспех избранный в условиях террора в Верховной Раде под дулами автоматов Правого сектора спикер Верховной Рады А.Турчинов. Кроме того, в указанной операции участие могли принимать только спецподразделения и милиция. На Донбасс была направлена армия со всей имеющейся техникой – танки, бронемашины, артиллерия, авиация. По сути это была карательная операция против мирного населения Донбасса.

10 апреля 2014 г. Народный Совет ДНР сформировал избирательную комиссию для проведения референдума о статусе региона. Упрекам апологетов украинской власти о незаконности проведения референдума в двух областях из-за отсутствия в Конституции Украины региональных референдумов, можно противопоставить незаконность самой украинской власти и нарушение ею Конституции в совершении государственного переворота. В Украине не было верховенства Закона, переворот уничтожил Конституцию, а насилие стало обычным методом действия незаконной власти. С другой стороны, пунктом первым Устава ООН записано право народов на самоопределении, и в этой связи воля народа Донбасса на выбор собственного пути развития имеет законный характер.

«Киевское» руководство попыталось протестное движение подавить насилием, расправиться с активистами, причем показательно, запугать население. 2 мая 2014 г. произошла страшная трагедия в Одессе, спланированное и осуществленное убийство людей, недовольных действиями новой власти. Мирные акции протеста закончились массовыми жертвами в Доме профсоюзов, где погибли по подтвержденным данным 48 чел., а по мнению протестующих, около сотни. Загнанные ордами нацистов в ловушку в Дом профсоюзов с Куликова поля митингующие одесситы были сожжены, расстреляны, добиты. Из обратившихся в больницу 226 чел 88 были госпитализированы с черепно-мозговыми, огнестрельными, ожоговыми, колото-резаными ранами, с отравлением угарным газом. Политики Европы и США не заметили трагедии, и согласились с объяснениями Киева, что жертвы сами себя подожгли и убили. Только российский постоянный представитель при ООН Виталий Чуркин сравнил события в Одессе с преступлениями нацистов.

Если у кого-то в Донбассе оставались сомнения в необходимости референдума о статусе республик, то они были развеяны этим страшным преступлением. А события в Мариуполе 9 мая, в день празднования победы народов СССР над фашизмом, еще раз убедительно показали лицо новой власти - лицо фашистов.

11 мая 2014 г. в двух республиках состоялся референдум о статусе ДНР и ЛНР. Ни блокирование базы данных об избирателях, ни уничтожение более 1 млн. бюллетеней, ни угрозы в адрес учителей, руководителей школ, работников районных органов не помешали проведению Референдума. В бюллетенях был один вопрос, на который должны были ответить избиратели – поддерживаете ли Вы государственную самостоятельность республики? Предлагалось два ответа – «да» и «нет». В голосовании приняло участие 74,87% избирателей. «За» самостоятельность республик проголосовали – 89,07%, «против» - 10,19%.

На референдуме население Донбасса сделало свой выбор – высказалось за создание своего государства на тех принципах, которые считало нужным, которые исторически связывали Донбасс с Россией, формировали русскоязычную среду и ментальность.

Как и предполагалось, итоги Референдума в ДНР и ЛНР не были признаны европейским и мировым сообществом. Двойные и тройные стандарты международных органов предполагают в одном случае признание повстанцев, как в случае с Украиной, и непризнание прав повстанцев ДНР и ЛНР. В случае признания Косово и поддержки распада Югославии и без референдума, и непризнания воссоединения Крыма с Россией на основе референдума.

26 мая 2014 г. Народные Советы ДНР и ЛНР приняли конституции республик.

Таким образом, сознавая опасность расправ над русским населением Донбасса, активисты, лидеры протестного движения от требований от власти Украины проведения Референдума о статусе регионов, о федерализации перешло к требованиям самостоятельности регионов, созданных народных республик. Население Донбасса поддержало это требование и высказалось о независимости ДНР и ЛНР от Украины.

Наши рекомендации