Научно-технический прогресс. Индустриализация
Конец XIX - начало XX в. - время важнейших научных открытий, бурного технического прогресса, значительных изменений во всех сферах жизни - производстве, быте, досуге людей. Революция в физике, быстрое продвижение в других естественных науках коренным образом изменили традиционные представления о природе, человеке, возможностях техники. Были открыты электромагнитные волны (радиоволны) и икс-лучи (впоследствии названные рентгеновскими). Вслед за открытием М.Склодовской-Кюри и П. Кюри радиоактивности Э. Резерфорд обосновал новую модель строения атома. М. Планк и Н. Бор положили начало разработке квантовой теории и механики. А. Эйнштейн выдвинул теорию относительности. В биологии в особые научные дисциплины выделились науки о строении и развитии клеток и тканей, генетика. С 1901 г. началось присуждение международных Нобелевских премии за научные труды по физике, химии, биологии. В сфере наук о человеке и обществе произошло становление психологии и социологии.
Отличительные черты развития науки и техники в конце XIX – начале XX в. - быстрое внедрение открытии и изобретений в производство, создание на их основе устройств и средств, используемых в повседневной жизни людей. В это время были изобретены и стали получать все большее распространение механизмы и машины, в которых использовались двигатели внутреннего сгорания (автомобили, самолеты, теплоходы), внедрялись технологии, основанные на применении электричества (электроплавка металлов, электросварка). В химической промышленности началось производство искусственных материалов - пластмасс, каучука, тканей. Бактериологи разработали препараты, позволявшие бороться против болезней, ранее уносивших жизни сотен тысяч людей, - холеры, туберкулеза, дифтерита и др. В городах обычными видами транспорта стали трамваи, автомобили, в столицах - метро. На смену керосиновым и газовым лампам пришли электрические. В учреждениях и богатых домах появились лифты и телефоны.
Одним из определяющих процессов социально-экономического развития многих стран в рассматриваемый период являлась индустриализация.Составлявшее ее основу быстрое развитие крупного машинного производства сопровождалось урбанизацией, притоком сельского населения в города, все более широким использованием машин в сельском хозяйстве. Индустриализация несла с собой как экономические, так и социальные перемены. Рост численности лиц наемного труда, их сосредоточение на крупных предприятиях способствовали активизации социальных движений. Урбанизация означала не только количественный рост городов и их населения, но и изменение условий труда и досуга масс людей, утверждение определенного уклада жизни. Развитие транспорта - железных и автомобильных дорог, морских трасс - и связи (телефонная связь и радиосвязь) привело к складыванию новой системы коммуникаций. Развитие сухопутного и морского транспорта создавало условия как для лучшего освоения во многих странах собственных территорий, так и для более активного выхода на внешние рынки.
В ходе индустриализации в начале XX в. по-новому дала о себе знать проявлявшаяся на протяжении Нового времени неравномерность экономического развитияотдельных стран. На этот раз речь шла о темпах развития промышленности. Традиционных европейских лидеров - Великобританию и Францию стали догонять по ряду показателей в промышленном производстве позже вставшие на путь индустриализации Германия и Италия. Германия обогнала Великобританию по общим объемам промышленного производства, выпуску стали и чугуна, развитию химической промышленности. Все более заметную конкуренцию европейской промышленности и торговле составляли Соединенные Штаты Америки. Они заняли первое место в мире по добыче угля и нефти, выплавке стали и меди, производству электроэнергии.
Проблемы модернизации
Вследствие значительного продвижения группы индустриальных держав в экономическом развитии, расширения их экспансии в различных регионах мира в начале XX в. особенно обострился вопрос об отношениях центра и так называемой периферии мирового сообщества. Даже удаленные от цивилизационных центров страны не могли чувствовать себя в изоляции, отгородиться от влияния или прямого натиска индустриального мира. Чтобы отстоять возможность независимого существования, нужно было решать задачи создания динамично развивающейся экономики, определенного социального баланса, политической стабильности. Таким образом, все большее число государств вплотную сталкивалось с необходимостью модернизации- комплексных политических и экономических, социальных и культурных преобразований, направленных на формирование общества, отвечавшего требованиям эпохи. В качестве образца предлагалась модель индустриального общества,сложившаяся на протяжении Нового времени в странах Западной Европы и Северной Америки. Она включала такие компоненты, как гражданское общество, рыночная экономика, индустриальное производство, рационализация структур управления, демократическая политическая система, предусматривающая разные формы гражданского представительства.
Народам других частей света было непросто воспринять и практически применить отношения и ценности, сложившиеся в европейском обществе. Отношение к модернизации в странах Латинской Америки, Азии, Африки было неоднозначным, в нем отражались разные, часто противоположные социальные интересы, позиции партий и движений. Перед лицом усиливавшегося европейского влияния одни выбирали путь укрепления (консервации) традиционных норм и отношений, другие прибегали к внешнему подражанию западным образцам, третьи искали возможность освоения европейских достижений на собственной цивилизационной почве, синтеза индустриального и традиционного обществ. Единственный в своем роде успешный опыт модернизации имел место в последней трети XIX в. в Японии. После прихода к власти в 1868 г. императора Муцухито (Мэйдзи) были проведены реформы, устранившие традиционную систему социальных отношений и привилегий княжеской верхушки и самураев. Реформы способствовали централизации власти, созданию единой финансовой системы страны. Земля перешла в собственность крестьян. Значительную поддержку получило предпринимательство. В 1889 г. император ввел конституцию. Реформы открыли путь для быстрого промышленного развития, распространения гражданских свобод, образования. При этом обошлось без отказа от основных традиций, разрушения привычного уклада жизни. Был достигнут синтез новой, современной практики и исторического опыта. К началу XX в. Япония вошла в число наиболее динамично развивавшихся стран мира.
В первые десятилетия XX в. промышленность развивалась особенно быстрыми темпами. За относительно короткий период 1900-1913 гг. в мире почти в 2 раза выросли добыча угля и выпуск чугуна, в 2,5 раза - нефтедобыча. Большая часть этой продукции приходилась на долю стран Европы и США. Менялась структура промышленности: возрастал удельный вес металлургии, машиностроения, развивались новые отрасли - станкостроение, автомобилестроение, электротехническая, химическая промышленность. Расширялась география индустрии. Так, значительное число электротехнических и химических предприятий было построено в Германии, промышленность которой в 1913 г. давала 86% мирового производства синтетических красок, множество другой химической продукции - от минеральных удобрений до взрывчатых веществ. В Швеции расширялись предприятия лесопильной и бумажной промышленности, развернулось производство высококачественных сталей. В разных отраслях промышленности возникали крупные монополистические объединения. В Германии в электротехнической отрасли господствовали концерны «Сименс-Гальск» и «Сименс-Шуккерт» и АЭГ («Всеобщее электрическое общество»), в судостроении - компании «Северо-Германский Ллойд» и «Гамбург - Америка», в химической промышленности несколько картелей также объединились в две монополистические группы. В автомобилестроении во Франции тон задавали две крупные фирмы - «Рено» и «Пежо». Соединенные Штаты Америки в тот период получили название «страны трестов». В 1900 г. монополии, численно составлявшие 8% всех предприятий, производили 59,9% промышленной продукции страны. Имена Рокфеллеров, Карнеги, Морганов символизировали целые отрасли экономики - нефть, сталь, финансы. Одновременно с концентрацией производства усиливалась концентрация капитала. В 1909г. 9 берлинских банков контролировали 83% финансов страны, а в Англии 12 банков управляли 70% всего банковского капитала.
В условиях возраставшей конкуренции многие предприниматели занялись поисками путей более эффективной организации производства, его стандартизации и автоматизации. Началось внедрение системы американца Ф. Тейлора, предусматривавшей разделение производственного цикла на операции, специализацию работников, нормирование заданий. На автомобильных предприятиях Г. Форда в 1913 г. впервые появился конвейер. Нововведения способствовали значительному повышению производительности труда. Началась эпоха массового производства.
Бурный индустриальный рост порождал не только достижения, но и проблемы. В результате введения новых машин и форм организации труда значительно увеличилась нагрузка рабочих. Те, кто работал на конвейере, испытывали как физическую усталость, так и сильное психическое напряжение. Машины диктовали людям жесткий трудовой ритм, не позволяя ни на минуту расслабиться. Выдержать такую работу в течение 10-
11 часов было невозможно. Рабочие все более активно требовали изменения условий труда и размеров оплаты.
С начала XX в. все острее давала о себе знать цикличность развития экономики в индустриальном обществе. Периоды подъемов и стабильности сменялись кризисами. В первые десятилетия века кризисными для многих европейских стран и США оказались 1900-1903 гг., 1907-1908 гг., 1913 г. Быстрое промышленное развитие стран Европы и Северной Америки сказывалось на состоянии природы, среды обитания людей. Вокруг промышленных городов уже не оставалось лесов, загрязнялись реки. Воздух в крупных городах, особенно в фабричных районах, был отравлен дымом заводских труб и машин.
Люди в движении
В конце XIX - начале XX в. индустриализация сдвинула с привычных мест миллионы людей. Миграция (перемещение) населения в поисках средств к существованию приобрела массовый характер. Во-первых, тысячи сельских жителей перебирались в города, устраиваясь на промышленные предприятия и в расширявшуюся сферу обслуживания. Значительный размах приобрело переселение в другие страны, в том числе за океан. В 1900-1913 гг. из Европы эмигрировало 17,5 млн. человек. Большинство направлялось в Новый Свет. Центром притяжения для многих людей, искавших лучшую долю, были Соединенные Штаты Америки, за 1900-1915 гг. сюда приехали около 14,5 млн. человек. Немало эмигрантов перебиралось в Канаду, Австралию, латиноамериканские государства - Бразилию, Аргентину и др. Это была эмиграция бедных - перемещение неимущего и малоквалифицированного населения. На новом месте переселенцам доставались самая тяжелая работа, худшее жилье, большинству из них так и не удалось выбиться из бедности.
Приток значительного числа людей в города вел к расширению рынка дешевой рабочей силы, что позволяло предпринимателям поддерживать низкую оплату наемных работников. Разрыв между уровнями жизни среднего класса и рабочих был столь разителен, что в начале XX в. обращал на себя внимание публицистов и даже политиков.
Пропасть между десятками богатых и миллионами бедных, существовавшая в обществе, основами которого провозглашались свобода и равенство, вызывала чувство озлобленности и стремление бороться за свои права в социальных низах и критику со стороны наиболее дальновидных представителей верхов.