Поставка товаров для государственных нужд. Государственный контракт и порядок его заключения. Договор поставки товаров для государственных нужд и особенности его исполнения
Государственными нуждами признаются в установленном законодательством порядке потребности Республики Беларусь или административно-территориальных единиц, которые обеспечиваются за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.
Относятся к числу государственных нужд товары, предназначенные для реализации социально-экономических, научно-технических, оборонных и других задач.
Поставка товаров для государственных нужд регулируется также Законом Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд» от 24 ноября 1993 г. и другими нормативными актами.
Согласно ст. 495 ГК, основаниями поставки товаров для государственных нужд являются:
1) государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд;
2) договор поставки товаров для государственных нужд.
По государственному контрактуна поставку товаров для государственных нужд поставщик обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 496 ГК).
Договор поставки для государственных нужд – это соглашение, по которому поставщик передает на основе государственного контракта покупателю товары, предназначенные для государственных нужд.
Данные договоры являются двусторонними, возмездными и консенсуальными.
В роли государственного заказчика выступают соответствующие министерства, ведомства и другие государственные организации, а также органы местного управления и самоуправления.
Покупателями выступают коммерческие юридические лица.
Предметом договоров могут быть любые товары, удовлетворяющие потребности Республики Беларусь или административно-территориальных образований.
Срок действия договора обычно оговаривается в самом контракте, а периоды поставки товара устанавливаются сторонами и указываются в договоре.
Ценыустанавливаются сторонами государственного контракта.
Государственный контракт предусматривает письменную формуего заключения.
Основанием для заключениягосударственного контракта является подготовка и получение заказа на поставку товаров для государственных нужд. В государственном заказе указывается наименование товара, количество, сроки поставки, цена и порядок расчетов.
Размещение государственного заказа может происходить путем проведения торгов, конкурсов и аукционов. При этом если заказ на поставку товаров для государственных нужд размещается по конкурсу, заключение государственного контракта с поставщиком, объявленным победителем конкурса, является для государственного заказчика обязательным (п.4 ст. 497 ГК).
Выбор поставщика может быть произведен самим государственным заказчиком. Если поставщик принял заказ, то заключение государственного контракта для государственного заказчика, разместившего заказ, является обязательным.
В некоторых случаях принятие государственного заказа и заключение государственного контракта являются обязательными для поставщика, в частности, занимающего доминирующее положение на рынке соответствующего товара (монополиста).
Поставщик, принявший государственный заказ, должен заключить государственный контракт. Для этого государственным заказчиком разрабатывается проект государственного контракта и направляется поставщику. Поставщик, получивший проект государственного контракта, обязан не позднее тридцатидневного срока, а если государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд, то не позднее двадцати дней со дня проведения конкурса подписать его и возвратить один экземпляр государственному заказчику.
При наличии разногласий по условиям государственного контракта поставщик в тот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта. Если сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, то вторая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика заключить контракт.
Государственный заказчик, получивший государственный контракт с протоколом разногласий, должен в течение тридцати дней рассмотреть их, согласовать с поставщиком и известить его о принятии государственного контракта в его редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий или истечении установленного срока по поводу неурегулированных разногласий по государственному контракту поставщик может в течение тридцати дней передать их на рассмотрение суда (ст. 498 ГК).
Наличие прав и обязанностей сторон и их содержание вытекают из государственного контракта.
Обязанности поставщика.Одной из основных обязанностей поставщика является обязанность по заключению договора поставки товаров для государственных нужд.В свою очередь, заключив договор поставки, поставщик обязан передать покупателю или государственному заказчику товары.
Обязанности государственного заказчика.Он обязан принять поставленный товар. При отказе покупателя полностью или частично от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку государственный заказчик обязан прикрепить к поставщику покупателя.Он обязан это сделать в срок не позднее тридцати дней со Дня получения уведомления поставщика (исполнителя). Обязанностью государственного заказчика является также оплата товара.
Ответственность поставщика. За нарушение сроков, предусмотренных договором, непоставку, недопоставку товаров, поставку некачественных, некомплектных товаров поставщик уплачивает неустойку.
Ответственность государственного заказчика. Согласно ст. 503 ГК, если поставщик при выполнении государственного контракта понес убытки, то они подлежат возмещению государственным заказчиком в срок не позднее тридцати дней с момента передачи товара в соответствии с государственным контрактом.
При невозмещении убытков поставщику он вправе отказаться от выполнения государственного контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных расторжением государственного контракта.
Убытки, причиненные таким отказом поставщику, возмещаются государственным заказчиком (ст. 503 ГК).
В обязанности государственного заказчика входит и возмещение убытков покупателя, которые возникли в результате отказа государственного заказчика от поставки товаров по государственному контракту, повлекшего расторжение или изменение договора поставки товаров для государственных нужд.
15. Договор контрактации - понятие, содержание и предмет договора. Порядок исполнения. Ответственность сторон по договору
В настоящее время договор контрактации является основной правовой формой реализации произведенной сельскохозяйственной продукции.
По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную им сельскохозяйственную продукцию лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (ст. 505 ГК).
Предметом договора контрактации является продукция сельскохозяйственного производства, которая должна быть выращена или произведена самим производителем. Это, как правило, продукты животноводства, растениеводства, лекарственные культуры, сельскохозяйственное сырье и т.д. В качестве предмета договора всегда выступает продукция, определенная родовыми признаками.
К договору контрактации применяются правила о договоре поставки товаров, а в соответствующих случаях - правила договора поставки товаров для государственных нужд, если законодательством не предусмотрено иное. Вместе с тем названный договор имеет и отличительные особенности от других договоров и занимает среди них самостоятельное место.
Отличительной особенностью договора контрактации от договора поставки и иных видов договоров является то, что будущая поставляемая сельскохозяйственная продукция - это зерно, картофель, свекла, которые еще надо вырастить. Кроме того, производство сельскохозяйственной продукции связано не только с посевами, обработкой и уборкой их, но и находится в зависимости от погодных условий и других факторов.
Сторонами в договоре контрактации являются производитель сельскохозяйственной продукции (продавец) и заготовитель (контрактант).
Форма договора – письменная. Заключение договора производится, как правило, в хозяйстве производителя сельскохозяйственной продукции. Договор контрактации – консенсуальный, двусторонний, возмездный.
Порядок заключения и исполнения договора контрактации регулируется типовыми договорами на контрактацию отдельных видов сельскохозяйственной продукции.
В качестве производителей сельскохозяйственной продукции выступают кооперативы по производству сельскохозяйственной продукции, крестьянские (фермерские) хозяйства, государственные предприятия в сельском хозяйстве, опытные, опытно-производственные, учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений и т.д. Производителями сельскохозяйственной продукции могут быть и граждане.
Со стороны заготовителя договор контрактации заключают коммерческие организации, осуществляющие закупки сельскохозяйственной продукции. К ним относятся организации хлебопродуктов, мясной, молочной, пищевой, легкой промышленности, торговли и общественного питания, организации потребительской кооперации и др. Заготовителем может быть также индивидуальный предприниматель.
Как правило, проект договора контрактации разрабатывает заготовитель. Для заключения договора он направляет своего уполномоченного представителя с проектом договора по месту нахождения производителя сельскохозяйственной продукции либо высылает последнему этот проект.
Закупка сельскохозяйственной продукции по договору контрактации осуществляется заготовителем в целях ее переработки или продажи.
В договоре контрактации должны предусматриваться наименование, количество, ассортимент и качество сельскохозяйственной продукции, сроки и место ее сдачи, порядок и условия доставки продукции, порядок принятия и оплаты, требования к таре и упаковке и другие условия, которые стороны признают необходимыми.
Существенными условиями договора контрактации, без которых он не будет считаться заключенным, являются предмет (наименование, количество, ассортимент и качество сельскохозяйственной продукции), а также сроки сдачи продукции. Цена в договоре контрактации не отнесена к существенным условиям, как и при поставке. Не является существенным условием и место сдачи сельскохозяйственной продукции.
Количество сельскохозяйственной продукции, подлежащей продаже, определяется по усмотрению сторон договора контрактации. В договоре контрактации согласовываются и количество продукции, сдаваемой производителем в переработанном виде (переработанные овощи, масло, сыр и т.д.).
Продаваемая производителем сельскохозяйственная продукция должна соответствовать по качеству стандартам и техническим условиям. Необходимо также, чтобы она отвечала требованиям правил ветеринарного и санитарного надзора.
Сроки сдачи сельскохозяйственной продукции определяются соглашением сторон договора контрактации с учетом сроков (периода) производства продукции (п. 1 ст. 508 ГК).
Цена сельскохозяйственной продукции определяется по договоренности сторон или устанавливается компетентными государственными органами. Государственные закупочные цены применяются на сельскохозяйственную продукцию, которая продается и покупается во исполнение заказа на поставку для государственных нужд.
Место сдачи сельскохозяйственной продукции - это место нахождения производителя либо приемного пункта заготовителя.
Заключая договор контрактации стороны определяют срок его исполнения, принимая во внимание при этом периоды производства сельскохозяйственной продукции.
При возникновении необходимости доставки сельскохозяйственной продукции в таре или упаковке заготовитель должен обеспечить производителя сельскохозяйственной продукции необходимой тарой и упаковочными материалами в количестве и сроки, установленные договором контрактации (п. 2 ст. 508 ГК).
Исполнение договоров контрактации должно осуществляться надлежащим способом и в полном объеме. Иногда происходит исполнение договора в силу необходимости частями, В этом случае заготовитель не вправе отказываться от принятия частичного исполнения договора, если иное не указано в договоре контрактации.
Исполнение договора контрактации может осуществляться не только по месту нахождения производителя, но и в месте нахождения заготовителя, в том числе и ином указанном им месте.
Производительсельскохозяйственной продукцииобязан:
1) передать контрактанту обусловленное договором количество продукции в установленном ассортименте и определенного качества. Количество, качество и ассортимент сельскохозяйственной продукции, определяется сторонами в договорах. Контрагенты вправе по взаимному соглашению изменять в процессе исполнения договора ассортимент закупаемой продукции. Качество продуктов должно соответствовать стандартам, техническим условиям или установленным кондициям;
2) сдать продукцию в установленные договором сроки. Если стороны согласовали график доставки, продукция должна быть сдана в соответствии с графиком. По согласованию с заготовителем производитель вправе сдать продукцию досрочно. Вывоз сельскохозяйственной продукции возлагается на контрактанта, если иное не предусмотрено договором контрактации;
3) представить заготовителю по его требованию отчет об использовании полученных финансовых и материальных средств.
Заготовитель обязан:
1) предоставить производителю сельскохозяйственной продукции в соответствии с достигнутой договоренностью финансовые и материальные средства, оказать техническое содействие для осуществления производства сельскохозяйственной продукции;
2) принять сельскохозяйственную продукцию по месту нахождения производителя сельскохозяйственной продукции и обеспечить ее вывоз, если договором не предусмотрено иное. Стороны могут договориться о приемке заготовителем на установленных в договоре условиях всей сельскохозяйственной продукции, произведенной производителем. Для принятия сельскохозяйственной продукции установлены предельные сроки приемки;
3) оплатить принятую сельскохозяйственную продукцию. Оплата осуществляется в зависимости от достигнутой договоренности. Кроме того, стороны могут договориться о том, что заготовитель, осуществляющий переработку сельскохозяйственной продукции, обязан возвращать ее производителю отходы от переработки этой продукции с оплатой по цене, определенной договором контрактации.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств по договору контрактации может повлечь для них имущественную ответственность, а также другие предусмотренные законодательством последствия.
Производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии его вины (п. 2 ст. 509 ГК). Вместе с тем вина производителя сельскохозяйственной продукции предполагается, и он должен доказать ее отсутствие. Кроме того, на производителе лежит обязанность сообщить заготовителю о невозможности поставки продукции вследствие не зависящих от него обстоятельств. В противном случае он лишается права ссылаться на эти обстоятельства в обоснование отсутствия своей вины.
Законодательством установлены два наиболее типичных обстоятельства, исключающих ответственность производителя сельскохозяйственной продукции. Это стихийные бедствия и вина контрактанта. Здесь законодатель исходит из презумпции виновности. Если хозяйство в целях освобождения от ответственности ссылается на стихийные бедствия, оно обязано представить доказательства об имевших место стихийных явлениях.
О невозможности поставки сельскохозяйственной продукции вследствие обстоятельств, за которые производитель не отвечает, должен быть поставлен в известность заготовитель. Неисполнение этой обязанности по вине производителя сельскохозяйственной продукции лишает его права ссылаться на эти обстоятельства.
Неисполнение производителем сельскохозяйственной продукции обязательств по производству и передаче продукции по не зависящим от сторон причинам влечет возврат заготовителю полученного от него аванса (ст. 509 ГК).
Для заготовителя ответственность наступает на общих основаниях, и он как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора контрактации на началах риска (п. 3 ст. 372 ГК).
Заготовителю предоставлено право расторжения или изменения договора. Однако это возможно лишь при условии, когда заготовителю становится заведомо известно, что сельскохозяйственная продукция не может быть произведена и передана в количестве, ассортименте и качестве, предусмотренных договором контрактации.
Имущественная ответственность за нарушение обязательств по договору контрактации выражается в форме возмещения убытков и уплаты неустойки. Неустойка (штраф, пеня) может быть определена по соглашению сторон в договоре либо установлена в законодательстве. Убытки подлежат возмещению в полном размере, включая упущенную выгоду.
Договор энергоснабжения – понятие, стороны, предмет. Исполнение договора (количество и качество энергии, режим потребления, и др.). Изменение и расторжение договора. Ответственность
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать установленный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 510 ГК).
Предметомдоговора является энергия, поставляемая через присоединенную сеть. Такого рода снабжение осуществляется в виде электрического тока определенного направления и частоты либо в виде тепловой энергии.
Сторонами договора энергоснабжения являются энергоснабжающая организация (продавец) и потребитель (абонент) (покупатель). На стороне продавца выступает субъект хозяйствования, осуществляющий деятельность по производству и (или) реализации потребителям соответствующей энергии или энергоносителей.
В качестве снабжающих электрической энергией организаций выступают областные производственные объединения энергетики и электрификации концерна «Белэнерго». Структурные подразделения названных производственных объединений, вступающие в договорные отношения с потребителями от имени производственных объединений, юридическими лицами не являются и не могут рассматриваться в качестве стороны договора энергоснабжения.
Абонентом (потребителем) может быть любое юридическое или физическое лицо.
Договор энергоснабжения, как и обычная купля-продажа, является договором консенсуальным, возмездным и взаимным.
Договор энергоснабжения имеет существенные особенности, отличающие его от договора купли-продажи и его иных видов. Особенности данного договора обусловлены следующим:
1) Предметом договора энергоснабжения является энергия (например, электрическая энергия) или вещества, в которых она заключена (энергоносители) (например, тепловая энергия, заключенная в воде).
2) Физические особенности обусловливают также особенности доставки энергии от производителя (продавца) к потребителю. В отличие от других товаров, доставка энергии невозможна путем перемещения с использованием транспорта. Для этого необходимы специальные технические средства – линии электропередач, трубопроводы и т.д. (присоединенную сеть).
3) В связи с ключевым значением энергетических ресурсов для экономического развития общества, ограниченностью таких ресурсов энергоснабжающие организации и потребители в рамках гражданско-правового договора энергоснабжения обязаны соблюдать требования законодательства об энергосбережении и иные публично-правовые нормы законодательства.
Нормы расхода топлива и энергии в обязательном порядке включаются в технологические регламенты, технические паспорта, ремонтные карты, технологические инструкции по эксплуатации всех видов энергопотребляющей продукции.
Государственный надзор устанавливается за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии; осуществлением пользователями и производителями топливно-энергетических ресурсов мер по экономии этих ресурсов.
Для заключения договора энергоснабжения потребитель должен обеспечить соблюдение ряда условий. Согласно п. 2 ст. 510 ГК к ним относятся: наличие отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, другого необходимого оборудования и приборов учета потребляемой энергии.
Порядок подключения абонента к присоединенной сети определяется специальным законодательством. В отношении снабжения электрической энергией это Положение по электроснабжению индивидуальных жилых домов и других сооружений граждан, утвержденное Министерством топлива и энергетики 30 апреля 1996 г.
Для пользования электроэнергией гражданин – потребитель должен получить и выполнить технические условия на электроснабжение, выданные владельцем электрических сетей. Для индивидуальных домов и других личных сооружений является обязательным выполнение проекта электроснабжения организацией или лицом, имеющими право (лицензию) на производство этих работ.
Проект электроснабжения (или схема) подлежит согласованию с владельцем сетей, выдавшим технические условия и местным органом энергонадзора.
По результатам осмотра электроустановок и рассмотрения документации оформляется заключение о возможности подачи напряжения и допуске к эксплуатации.
Право пользования электроэнергией потребителю представляется после допуска электроустановок к эксплуатации и выдачи абонентской книжки или абонентской карточки (подп. 4.1 – 4.4 Положения по электроснабжению индивидуальных жилых домов и других сооружений граждан).
Подключение к присоединенной сети с нарушением установленных правил влечет ответственность потребителя.
Правила пользования электрической энергией предусматривают, что договоры на снабжение электроэнергией с потребителями (абонентами) заключаются в письменной форме (подп. 1.6). Предложение о заключении договора вносится потребителем (абонентом) не позднее, чем за три месяца до начала отпуска электроэнергии. Если между сторонами уже имеется договор на снабжение электрической энергией, продление срока его действия оформляется дополнительным соглашением (протоколом) сторон не позднее, чем за месяц до окончания срока действия договора. При этом обновление текста договора со всеми его дополнениями и изменениями, внесенными по соглашению сторон, в судебном порядке и с учетом изменения законодательства (оформление новой редакции договора) производится энергоснабжающей организацией не реже одного раза в три года (подп. 1.7).
Проект договора на снабжение электроэнергией готовит энергоснабжающая организация, которая не позднее одного месяца после получения предложения от потребителя, составляет проект договора, подписывает его и направляет потребителю.
Потребитель (абонент) подписывает договор и в течение 10 дней возвращает его энергоснабжающей организации.
Энергоснабжающая организация, получившая договор, поступивший с протоколом разногласий, в 20-дневный срок с момента получения рассматривает протокол разногласий с потребителем и в этот же срок направляет неурегулированные вопросы на рассмотрение соответствующего суда (подп. 1.9).
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 402 ГК, договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. При этом существенными признаются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В договоре энергоснабжения в соответствии со ст. 510 и 512 ГК должны быть согласованы: вид подаваемой энергии, ее количество, сроки подачи, качество подаваемой энергии, режим ее потребления.
В соответствии с п. 1 ст. 512 ГК энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
Определение количества энергии в договоре энергоснабжения зависит от вида энергии и категории потребителя. В договоре на снабжение электроэнергией промышленных потребителей условие о количестве характеризуется, как правило, двумя показателями:
1) количеством киловатт-часов подлежащей отпуску электроэнергии;
2) величиной присоединенной или заявленной мощности.
Обязанность энергоснабжающей организации в части количества электроэнергии считается выполненной, если она постоянно поддерживает ток в сети и предоставляет потребителю возможность непрерывно получать электроэнергию в обусловленном договором количестве.
Обязанностьэнергоснабжающих организацийзаключается в снабжении энергией в течение указанного в договоре времени. При этом энергия должна поставляться в определенном, количестве и удовлетворять качественным показателям, отраженным в нормативно-технической документации и договоре.
Обеспечивающая сторона имеет право проверки системы учета расходования энергоресурсов потребителем, технического состояния оборудования или переработки ресурсов, не вторгаясь в хозяйственную деятельность абонента.
В целях обеспечения надежной и экономичной подачи энергии абонент обязан:заботиться о состоянии, обслуживании и ремонте принимающих энергию установок, соблюдать установленный режим потребления энергии, немедленно сообщать о всех возникших в системе неполадках и неисправностях в работе приборов.
Если абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, обязанность обеспечивать техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законодательством.
Абонент обязан обеспечить установленный договором режим потребления энергии, своевременно производить оплату принятой энергии.
Потребитель вправетребовать снабжения энергией в количестве, качестве и в сроки, установленные соответствующими правилами и условиями договора.
Сторона, нарушившая обязательство по договору энергоснабжения, несет ответственностьв виде возмещения причиненного этим реального ущерба.
Если в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании законодательства, допущен перерыв в подаче энергии абоненту, энергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии вины (ст. 517).
Ответственность энергоснабжающей организации наступает и в случае нарушения ею требований, предъявляемых к качеству энергии. Абонент в данном случае вправе отказаться от оплаты такой энергии. Однако он должен возместить энергоснабжающей организации то, что сберег вследствие пользования энергией в соответствии с действующим законодательством.
Законодательством Республики Беларусь предусматриваются специальные санкции за нарушение обязательств по договору энергоснабжения.
Нарушение потребителем обязательства по оплате энергетических ресурсов влечет также возникновение обязательства по уплате неустойки на сумму просрочки.
Согласно Правилам пользования электрической энергией энергоснабжающая организация в случае перерыва электроснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, возмещает потребителю убытки в размере 10-кратной стоимости неотпущенной электроэнергии.
В случае подачи электроэнергии пониженного качества энергоснабжающая организация возмещает потребителю убытки в размере 25 процентов стоимости такой электроэнергии (подп. 6.2). Приведенные положения противоречат нормам Гражданского кодекса, согласно которым ответственность за нарушение договора энергоснабжения выражается в возмещении ответственной за нарушение стороной реального ущерба.
Энергоснабжающая организация не несет имущественной ответственности перед потребителем за отпуск электроэнергии пониженного качества за те сутки, в течение которых потребитель не соблюдал установленный режим электропотребления.
Основанием для применения мер ответственности является отчетная документация, представленная потребителем, либо акт, составленный представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя. Акт считается действительным и при отказе потребителя от подписи. При наличии у абонента субабонентов составляется один документ на всю электроэнергию, израсходованную абонентом и его субабонентами с нарушениями (подп. 2.12 Правил пользования электрической энергией).
В случае прекращения отпуска электроэнергии по вине потребителя (авария, невыполнение денежных обязательств по договору) потребитель возмещает энергоснабжающей организации убытки (п. 6.7).
Нормы, регламентирующие отношения по договору энергоснабжения, применимы и к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергии через присоединенную сеть, а также со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами.