Государственное устройство. По форме государственно-территориального устройства Узбекистан - унитарное
По форме государственно-территориального устройства Узбекистан - унитарное государство. Республика Узбекистан состоит из 12 областей, 174 районов, 119 городов, 115 поселков, множества кишлаков, аулов, а также Республики Каракалпакстан. Столица Узбекистана - город Ташкент - имеет статус самостоятельной административной и юридической единицы. Республика Каракалпакстан имеет свою Конституцию и обладает правом выхода из состава Республики Узбекистан на основании всеобщего референдума народа Каракалпакстана. Взаимные отношения Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан в рамках Конституции Республики Узбекистан регулируются договорами и соглашениями, заключенными Республикой Узбекистан и Республикой Каракалпакстан.
До нее действовали конституции Узбекской ССР 1927, 1937 и 1978 гг., следовавшие образцу конституций СССР и РСФСР.
Согласно Конституции 1992 г. Республика Узбекистан утверждает себя суверенной демократической республикой (ст.1), высшей ценностью которой является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права (ст.13).
Действующая Конституция Республики Узбекистан, являющаяся одной из наиболее стабильных постсоветских конституций, была принята Верховным Советом 8 декабря 1992 г. Она заменила Конституцию Узбекской ССР, принятую 19 апреля 1978 г.
Форма правления по Конституции Узбекистана - президентская республика, в которой Президент является как главой государства, так и Председателем Правительства (Кабинета министров), т.е. главой исполнительной власти.
Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту Узбекистана, именуемому Олий мажлис. Он состоит из 250 депутатов, выбранных сроком на 5 лет по территориальным избирательным округам на многопартийной основе. Олий мажлис является высшим государственным представительным органом. Он собирается 3-4 раза в год на двух - или трехдневные заседания. В соответствии с результатами референдума 27 января 2002 г. в Узбекистане вводится двухпалатная система. В верхней палате должны быть представлены все регионы республики.
При возникновении в Олий мажлисе непреодолимых разногласий, ставящих под угрозу его нормальное функционирование, или неоднократного принятия им решений, противоречащих Конституции, Олий мажлис может быть распущен решением Президента, принятым по согласованию с Конституционным судом. Новые выборы проводятся в течение 3 месяцев.
Помимо обычных для парламента полномочий (принятие и изменение Конституции, законов, ратификация и денонсация международных договоров, утверждение бюджета, введение налогов) к исключительной компетенции Олий мажлиса относятся: определение основных направлений внутренней и внешней политики Республики Узбекистан и принятие стратегических государственных программ; определение системы и полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей Республики Узбекистан; назначение выборов в Олий мажлис и местные представительные органы.
Олий мажлис непосредственно участвует в формировании других органов государственной власти. К его кадровым полномочиям относятся: образование Центральной избирательной комиссии; избрание Конституционного суда Республики Узбекистан; избрание Верховного суда Республики Узбекистан; избрание Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан; по представлению Президента Республики Узбекистан назначение и освобождение от должности председателя Государственного комитета по охране природы и председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан.
Олий мажлис наделен определенными полномочиями и по контролю за деятельностью главы государства и исполнительной власти. Он утверждает указы Президента Республики о назначении и освобождении от должности Премьер-министра, его первого заместителя, заместителей Премьер-министра, членов Кабинета министров; об образовании и упразднении министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления; о назначении и освобождении от должности генерального прокурора Республики Узбекистан и его заместителей; об объявлении общей или частичной мобилизации, о введении, продлении и прекращении действия чрезвычайного положения.
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Узбекистан, Республике Каракалпакстан в лице ее высшего органа государственной власти, депутатам Олий мажлиса, Кабинету министров, Конституционному суду, Верховному суду, Высшему хозяйственному суду, генеральному прокурору Республики Узбекистан.
Принятые законы подписывает Президент Республики; он вправе возвратить закон со своими возражениями для повторного обсуждения и голосования. Если Олий мажлис большинством в 2/3 голосов подтвердит ранее принятое им решение, Президент подписывает закон.
Глава государства и исполнительной власти - Президент Республики Узбекистан, занимающий центральное место в системе органов государственной власти Узбекистана. Он избирается непосредственно гражданами. В соответствии с результатами референдума 27 января 2002 г. срок полномочий Президента - 7 лет (прежде - 5 лет). Одно и то же лицо не может быть Президентом Республики Узбекистан более 2 сроков подряд.
Президент Республики Узбекистан одновременно является Председателем Кабинета министров.
Согласно Конституции Президент выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов Республики Узбекистан; принимает необходимые меры по охране суверенитета, безопасности и территориальной целостности Республики, реализации решений по вопросам национально-государственного устройства.
Во внешнеполитической сфере Президент представляет Узбекистан внутри страны и в международных отношениях; ведет переговоры и подписывает договоры и соглашения Республики, обеспечивает соблюдение заключенных Республикой договоров, соглашений и принятых ею обязательств; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей; назначает и освобождает дипломатических и иных представителей Республики Узбекистан в иностранных государствах.
Как глава исполнительной власти Президент формирует ее аппарат и руководит им, обеспечивает взаимодействие высших органов власти и управления Республики, образует и упраздняет министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления Республики Узбекистан с последующим внесением указов по этим вопросам на утверждение Олий мажлиса; назначает и освобождает от должности Премьер-министра, первого заместителя, заместителей Премьер-министра, членов Кабинета министров с последующим утверждением их Олий мажлисом; формирует службы национальной безопасности и государственного контроля, назначает и освобождает от должности их руководителей и решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции.
Президенту принадлежит ключевая роль в формировании многих других органов власти. Он назначает и освобождает генерального прокурора Республики Узбекистан и его заместителей с последующим утверждением их Олий мажлисом; представляет парламенту кандидатуры на должности председателя и членов Конституционного суда, председателя и членов Верховного суда, председателя и членов Высшего хозяйственного суда, председателя правления Центрального банка Республики, председателя Государственного комитета по охране природы; назначает и освобождает от должности судей областных, районных, городских и хозяйственных судов.
Президент контролирует всю вертикаль исполнительной власти: он назначает и освобождает от должности хокимов (глав администраций) областей и г. Ташкента с последующим утверждением их соответствующими советами народных депутатов; вправе освободить от должности хокимов районов и городов в случае нарушения ими Конституции, законов или совершения действий, порочащих честь и достоинство хокима; приостанавливает, отменяет акты органов государственного управления Республики, а также хокимов.
Важные полномочия принадлежат Президенту в области обороны и безопасности. Он является верховным главнокомандующим вооруженными силами Республики, назначает и освобождает от должности высшее командование вооруженных сил, присваивает высшие воинские звания; объявляет состояние войны в случае нападения на Республику Узбекистан или в случае необходимости выполнения договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии и в пределах 3 суток вносит принятое решение на утверждение Олий мажлиса; в исключительных случаях (реальная внешняя угроза, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии) в интересах обеспечения безопасности граждан вводит чрезвычайное положение на всей территории или в отдельных местностях Республики Узбекистан и в пределах 3 суток вносит принятое решение на утверждение Олий мажлиса.
Президент наделен и другими традиционными для главы государства полномочиями: право вето, награждение орденами и медалями Республики Узбекистан, решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; право помилования. Он также принимает акты об амнистии.
На основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан Президент издает указы, постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики.
Центральным органом государственного управления является Кабинет министров, возглавляемый Президентом Узбекистана, действующим в качестве председателя этого органа. Президент формирует Кабинет министров, состав которого утверждается Олий мажлисом, и включает в него по должности главу правительства Республики Каракалпакстан.
Кабинет министров обеспечивает руководство эффективным функционированием экономики, социальной и духовной сферы, исполнение законов, иных решений Олий мажлиса, указов, постановлений и распоряжений Президента. В этих целях Кабинет министров издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории Республики Узбекистан. Порядок его деятельности и компетенция определены Законом "О Кабинете министров Республики Узбекистан", принятым 6 мая 1993 г.
Республика Каракалпакстан является суверенной демократической республикой, входящей в состав Республики Узбекистан. В качестве суверенной республики была образована 9 января 1992 г. Республика Каракалпакстан имеет свою Конституцию, принятую 9 апреля 1993 г., а в новой редакции 15 декабря 1997 г. Конституция Каракалпакстана не может противоречить Конституции Республики Узбекистан. Она имеет право выхода из состава Республики Узбекистан на основании всеобщего референдума народа Каракалпакстана. Взаимоотношения Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан строятся на основе заключаемых соглашений и договоров, а споры разрешаются путем согласительных процедур.
Правовая система
Общая характеристика
Узбекистан имеет переходную правовую систему, трансформирующуюся от социалистического к романо-германскому типу. В то же время ей присущи отдельные черты, отражающие национальные узбекские и общеисламские правовые традиции.
Узбекское право имеет длительную историю, которую можно разделить на несколько периодов. В древнейший, доисламский период народы Узбекистана руководствовались "Авестой" (священной книгой зороастризма) и, видимо, находились под влиянием законов царя Хаммурапи, Ахеменидов и политико-правовых идей Платона, Аристотеля, правовых норм эллинистических полисов (полисов-государств), Греко-Бактрийского и Парфянского царств, державы Кушан и Тюркского каганата.
С момента арабского завоевания (VIII в.) и вплоть до начала XX в. в Узбекистане господствовало мусульманское право (ханифитского толка). Оно вобрало многие нормы местного обычного права (адата).
После русского завоевания в 1860-1870-е гг. территория современного Узбекистана входила в состав Туркестанского генерал-губернаторства, а также Хивинского и Бухарского ханств, признавших протекторат России. Колониальное право в Туркестанском крае складывалось из законов Российской империи и правовых актов регионального действия. Европеизация коснулась здесь в основном публичного права; личные отношения мусульман продолжали регулироваться прежними нормами.
После установления в 1917 г. советской власти в Ташкенте и создания Туркестанской АССР началась искусственная замена мусульманской правовой системы на советскую. На территории Республики было введено законодательство РСФСР: Кодекс о гражданском состоянии, семье и опеке 1918 г., Кодекс законов о труде 1922 г., ГК 1922 г., Земельный кодекс 1922 г., УК 1922 г., УПК 1922 г. В Бухарском эмирате и Хивинском ханстве вплоть до их падения в 1920 г. мусульманское право функционировало как единственная правовая система. В семейно-бытовой сфере применение шариатских и адатных норм сохранялось в той или иной мере до 1928 г. (а неформально - и в 1930-е гг.). В период 1919-1928 гг. в сфере семейного права допускалась также деятельность казийских (шариатских) судов, признавались гражданские права и функции исламских законоведов, лояльно относившихся к советской власти.
В 1924 г. была образована Узбекская ССР, которая просуществовала до сентября 1991 г. За этот период были приняты 3 конституции: в 1927, 1937 и 1978 гг. В 1920-х гг. прошла первая кодификация основных отраслей узбекского права на основе рецепции кодексов и законов РСФСР. Были приняты: УК(1926), ГК (1927), УПК (1927), Земельно-водный кодекс (1929), КЗоТ (1929), Кодекс законов о браке, семье, опеке и записи актов гражданского состояния (1928). В 1960-1970-х гг. - вторая кодификация всех отраслей права, в ходе которой приняты 16 кодексов: Гражданский (1963), Семейно-брачный (1969), Гражданско-процессуальный (1970), Трудовой (1971), Исправительно-трудовой (1970), Водный (1972) и др.
31 августа 1991 г. Узбекистан был провозглашен независимым государством. Еще в 1990 г. в Республике развернулась широкомасштабная реформа, направленная на создание правовой базы для укрепления суверенной узбекской государственности, демократизации общества и перехода к социально ориентированной рыночной экономике.
В 1992 г. Узбекистан один из первых на территории бывшего СССР принял новую демократическую Конституцию, закрепившую принципы идеологического и политического плюрализма, разделения властей, приоритета прав и свобод личности, многообразие форм собственности, институт конституционного контроля и многие другие принципы и институты, составляющие сущность современного правового государства.
К концу 1990-х гг. по темпам обновления законодательства Узбекистан значительно опередил все другие бывшие союзные республики, первым завершив принятие полного пакета постсоветских кодексов: УК (1994), УПК (1994), Кодекс об административной ответственности (1994), ГК (1996), ГПК (1997), Трудовой (1995), Уголовно-исполнительный (1997), Налоговый (1997), Таможенный (1997), Хозяйственно-процессуальный (1997), Земельный (1998), Семейный (1998).
Новая правовая система Узбекистана основывается на строго светских началах, ориентируется на романо-германские традиции и международно признанные принципы, нормы и стандарты, в том числе в области прав человека. В то же время новое законодательство Узбекистана в целом сохраняет структуру, систему и юридическую технику, сложившиеся еще в советский период и во многом общие для правового пространства СНГ. Почти все узбекские кодексы ничем принципиально не отличаются от новых российских. То же можно сказать о современной судебной системе Узбекистана. Сохраняется и значительная общность правового мышления узбекских и российских ученых-юристов.
Менее сходна с российской правовая культура узбекского общества. Правосознание граждан этой страны наполнено традициями, обычаями и моральными нормами, унаследованными из прошлого, включая влияние фикха. Для узбекского образа жизни характерны общинность и патернализм государства. Коллективистские начала, коллективные интересы здесь всегда превалировали над интересами частными, индивидуальными. Поэтому рецепция Узбекистаном в 1990-е гг. романо-германского права, основанного на индивидуализме и частной инициативе, нередко носит формальный, поверхностный характер. В то же время развитие правовой системы Узбекистана на современном этапе отличает самостоятельность и творческий, оригинальный подход.
Иерархия источников права в Узбекистане определяется Законом "О нормативных правовых актах", принятым 14 января 2000 г. Многие декларированные принципы не имеют никакой связи с действительностью.
Основным источником права в Узбекистане является законодательство. В стране существует строгая иерархия нормативных правовых актов: Конституция, конституционные законы, обычные законы, указы Президента, постановления Кабинета министров, нормативные правовые акты, издаваемые центральными и местными органами власти и управления. Собственную Конституцию и законодательство имеет Республика Каракалпакстан, но и они должны соответствовать Конституции Узбекистана.
С момента обретения независимости в 1991 г. Узбекистан принял более 400 законов. Как и другие государства СНГ, он по-прежнему признает и использует законодательство бывшего Советского Союза в части, не отмененной узбекским законодательством и не противоречащей ему. На практике применяется значительная часть бывшего советского законодательства. Государственные стандарты (ГОСТ) являют собой пример законодательства СССР, которое почти не заменено в Узбекистане; другим примером может служить законодательство о транспорте.
В качестве дополнительного источника права выступают обычаи делового оборота, а при наличии пробелов в гражданском законодательстве также местные обычаи и традиции (ст.6 ГК Узбекистана).
Определенное значение в качестве источника права имеет практика высших судов. Верховный суд Узбекистана публикует периодические бюллетени, содержащие тексты основных постановлений, руководящих разъяснений и решений или определений по отдельным делам.
Международные договоры Узбекистана, ратифицированные в установленном порядке, имеют приоритет над внутренним законодательством.