Понятие и предмет земельного права. Особенности земельных отношений как предмета земельного права
Земельное право обычно рассматривается как отрасль права, как отрасль законодательства, как наука и учебная дисциплина.
Как отрасль права земельное право занимает самостоятельное место в национальной системе права, поскольку направлено на регулирование конкретного вида общественных отношений – земельных отношений и представляет собой систему правовых норм, регулирующих данные отношения по управлению, использованию и охране земель в целях обеспечения рационального использования земельных ресурсов, защиты законных прав и интересов граждан и юридических лиц в указанной сфере.
Земельное законодательство рассматривается как совокупность нормативных правовых актов (законов, декретов и указов Президента, постановлений Правительства и др.), регулирующих общественные отношения в области управления, использования и охраны земель.
Земельное право имеет свой предмет и свои методы правового регулирования этих отношений.
Согласно положениям общей теории права, под предметом права понимаются обладающие внутренним единством общественные отношения, требующие самостоятельного правового регулирования и являющиеся объектом такого юридического воздействия.
В период господства социалистической правовой доктрины существовало единое мнение о самостоятельности земельного права как отрасли права, но отсутствовало такое единство относительно понятия предмета земельного права. Наиболее распространённой была точка зрения, согласно которой предмет земельного права рассматривался и в узком, и в широком смысле. Сторонники понимания предмета земельного права в широком смысле слова считали, что его составляют не только отношения, объектом которых является земля, но и отношения по поводу недр, лесов и вод, а также отношения по охране природы в целом [Дембо, Л.И. Основные проблемы советского водного законодательства /Л.И. Дембо. – Л., 1948. – С. 131–133; Дембо, Л.И. Правовой режим лесов / Л.И. Дембо. – Л., 1951. – С. 12; Казанцев, Н.Д. Земельное право / под ред. Н.Д. Казанцева. – М., 1958. – С. 16; Казанцев, Н.Д. Природоресурсовое право и его пределы как интегрированной отрасли права / Н.Д. Казанцев // Вестник МГУ. – 1967. – № 6. – С. 3–9; Якушев, В.С. Методы и принципы регулирования земельных отношений / B.С. Якушев // Правоведение. – 1961. – № 4. – С. 75–76; Полянская, Г.Н. Теоретические вопросы систематизации советского земельного законодательства / Г.Н. Полянская. – М., 1962. – С. 435]. Так, В.К. Григорьев, подчеркивая, что предметом земельного права в узком понимании являются земельные отношения, которые в результате регламентации нормами советского земельного права приобретают характер земельных правоотношений, в то же время считал, что при конструировании предмета земельного права в него следует включать не только собственно земельные отношения, но и отношения, связанные с правом собственности и использованием иных объектов государственной собственности – недр, вод, лесов [Григорьев, В.К. Вопросы теории земельного права / В.К. Григорьев. – М., 1963. – C. 3–5].
Определение предмета земельного права в широком смысле расширяло сферу его действия и не столь единодушно поддерживалось учёными-правоведами того периода. Сторонниками понимания земельного права в узком смысле являлось в тот период большинство учёных, к числу которых относились С. Байсалов [Байсалов, С. Водное право Казахской ССР / С. Байсалов. – Алма-Ата, 1966. – С. 33], Н.Т. Осипов [Осипов, Н.Т. Некоторые вопросы теории советского земельного права / Н.Т. Осипов // Вопросы правовой охраны природы и земельно-колхозного права. – Киев, 1961. – С. 14], А.И. Королёв [Королёв, А.И. Опыт кодификации советского права / А.И. Королёв. – Л., 1957. – Вып. 1. – С. 84], В.М. Чхиквадзе, Ц.А. Ямпольская [Чхиквадзе, В.М. О системе советского права / В.М. Чхиквадзе, Ц.А. Ямпольская // Советское государство и право. – 1967. – № 9. – С. 23] и др. Так, Г.А. Аксенёнок, в частности, считал, что вытекающие из лесного и водного законодательства правоотношения «...хотя и тесно связаны с земельным законодательством и правом, но имеют свои собственные и характерные черты и по этим основаниям должны быть выделены в самостоятельные отрасли права (лесное и водное) и как таковые требуют специального исследования» [Аксенёнок, Г.А. Право государственной собственности на землю в CCCР / Г.А. Аксенёнок. – М. : Гос. изд-во юрид. лит-ры, 1950. – С. 169]. Сторонник понимания земельного права и его предмета в узком смысле Б.В. Ерофеев писал: «...нет и не может быть такой отрасли права, которая предметом своего регулирования имела бы целый комплекс общественных отношений, хотя в известной степени и связанных, но качественно разнородных. Горные, лесные и водные отношения – это предмет соответствующих самостоятельных отраслей права: горного, лесного и водного» [Ерофеев, Б.В. Соотношение земельного, горного, лесного и водного права / Б.В. Ерофеев // Советское государство и право. – 1971. – № 1. – С. 55].
В настоящее время в юридической литературе существуют по меньшей мере четыре неоднозначные точки зрения относительно предмета земельного права. Так, профессор Б.В. Ерофеев, профессор Е.Н. Колотинская, профессор С.В. Коростылёв определяют предмет земельного права как волевые общественные отношения, имеющие своим объектом землю [Ерофеев, Б.В. Земельное право России: учебник для высш. учеб. заведений / Б.В. Ерофеев. – М., 2000. – С. 14–15; Колотинская, Е.Н. Предмет и система земельного нрава / Е.Н. Колотинская // Земельное право России: учебник по специальности «Правоведение» / под ред. В.В. Петрова. – М. : СТОГЛАВЪ, 1995. – С. 4–6; Коростелёв, С.В. Земельное и лесное право: учеб. пособие / С.В. Коростелёв. – СПб., 1998. – С. 19]. При этом Б.В. Ерофеев уточняет, что эти общественные отношения «...нужно, возможно допустимо урегулировать правовыми нормами и которые подпадают под действие правовых норм» [Ерофеев, Б.В. Земельное право России: учебник для юр ид. вузов / Б.В. Ерофеев. – М. : ООО «Профобразование», 2001. – С. 17].
Несколько иную точку зрения по данной научной проблеме высказывает профессор Ю.Г. Жариков. По его мнению, предмет отрасли земельного права составляют общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель и регулируемые нормами земельного права [Жариков, Ю.Г. Земельное право: учебник / Ю.Г. Жариков [и др.]. – М., 1997. – С. 3]. Отмечая достоинства приведённого определения, профессор Е.С. Болтанова подвергает его некоторому сомнению, связанному прежде всего с содержанием и соотношением таких категорий, как «распределение», «использование», «охрана земель», которые имеют иную целевую направленность. Её точка зрения сводится к тому, что предметом земельного права является совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в области управления, использования и охраны земель и урегулированных нормами права [Болтанова, Е.С. Земельное право: курс лекций / Е.С. Болтанова. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2005. – С. 4–5]. Как представляется, данная трактовка несколько сужает предмет земельного права в рамках указанных общественных отношений и не позволяет получить целостное представление о предмете земельного права.
Несколько односторонним выглядит и определение земельных отношений, сформулированное профессором О.И. Крассовым, который считает, что это особый вид имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли и регулируются земельным законодательством [Крассов, О.И. Земельное право: учебник / О.И. Крассов. – М., 2000. – С. 25]. Нельзя не заметить, что в указанном определении не учитывается многогранный характер земельных отношений и что предмет земельного права составляют не только имущественные отношения, но и многие отношения управленческой направленности. Неимущественными, например, являются отношения по ведению земельного кадастра, организации государственного контроля за использованием земли и многие другие.
Наиболее приемлемой относительно определения предмета отрасли земельного права является точка зрения профессора Е.В. Сырых, которая сводится к тому, что в структуру данного предмета входят: публичные земельные отношения; частные земельные отношения; связанные с землёй управленческие отношения; связанные с землёй имущественные отношения [Сырых, Е.В. Земельное право: учебник для вузов / Е.В. Сырых. – 2-е изд., переработ, и дополн. – М. : ЮСТИЦИНФОРМ, 2005. – С. 3–6].
Предметом любой отрасли права выступает обособленная группа общественных волевых отношений, выделяемых в зависимости от наличия особого объекта общественных отношений, либо по признаку особого субъектного состава, либо по определению особой сферы жизнедеятельности общества.
Предметом земельного права являются волевые общественные отношения, которые складываются прежде всего по поводу земли; они связаны с созданием, изменением, прекращением существования земельных участков и представляют собой комплекс имущественных и неимущественных отношений, где земельный участок выступает как недвижимость [Имущественный характер земельных отношений подчёркивался в работах некоторых советских учёных-юристов – С.Н. Братуся, Ю.Г. Жарикова и др., хотя в целом наука земельного права того периода исключала такой подход]. Кроме того, предметом земельного права выступают земельные отношения особого рода (земельная собственность, землевладение, землепользование, аренда земли), связанные с распределением и охраной земли, непосредственным использованием её в качестве средства производства и непременного условия экономической и иной деятельности.
Последовательное осуществление земельной реформы, переход от национализации земли к её денационализации, ликвидация монополии государственной собственности на землю существенно изменили характер и содержание земельных отношений. В результате установления множественности форм земельной собственности и включения земли в систему рыночного оборота путём совершения различных видов сделок с землёй отношения по поводу использования земли, закреплённой за её собственниками, владельцами и пользователями, по своей природе всё больше становятся имущественными. Вместе с тем в отличие от гражданского права земельные имущественные отношения, с одной стороны, не носят ярко выраженного товарно-денежного характера и не обладают товарными признаками, а с другой – участники земельных отношений далеко не всегда равноправны и независимы друг от друга.
Таким образом, земельные отношения – это такие волевые общественные отношения, которые складываются по поводу земли как особого объекта экономической и иной деятельности, обладающего особой ценностью и полезными потребительскими свойствами.
Поскольку земельные отношения являются частью экологических отношений, различают, как правило, два вида земельных отношений:
1) земельно-ресурсовые, т.е. отношения по рациональному использованию земель;
2) земельно-охранительные, т.е. отношения по охране земель.
Следовательно, земельные отношения надо рассматривать и как общественные отношения, возникающие по поводу использования и охраны земель.
В дореволюционное время земельные отношения регулировались преимущественно гражданским правом в связи с тем, что земля объявлялась недвижимостью, объектом купли-продажи, дарения, залога, аренды, наследования и других гражданско-правовых сделок. Принятыми сразу после свершения Великой Октябрьской социалистической революции II Всероссийским съездом Советов Декретом о земле [СУ РСФСР. – 1917. – № 1. – Ст. 3], последующими нормативными правовыми актами Советского государства частная собственность на землю была отменена, земля изъята из гражданского оборота и передана в исключительную собственность государства. Поскольку земельные отношения складывались на базе исключительной государственной собственности на землю, то их содержание определялось как отношение между государством, в лице его соответствующих органов, с одной стороны, и организациями, предприятиями, гражданами, которым земля предоставлялась в пользование, с другой. В последующий период взгляд на земельные отношения несколько изменился: они стали рассматриваться как общественные отношения, возникающие по поводу предоставления использования, изъятия и охраны земель.
После распада СССР, упразднения частной собственности на землю переход на рельсы экономических реформ в государствах – членах СНГ сопровождается денационализацией природных ресурсов. Устанавливается множественность форм собственности на природные ресурсы, в том числе на землю – право государственной и частной собственности. В большинстве бывших советских республик земля включается в хозяйственный оборот, объявляется недвижимостью, предметом купли-продажи, аренды, залога, наследования.
Таким образом, вместо административного метода, свойственного институту исключительной собственности государства на землю, господствующее место в земельных отношениях начинает занимать гражданско-правовой метод регулирования, основанный на равенстве сторон.
На современном этапе развития белорусского общества и государства земельные отношения приобретают свои специфические особенности:
1) если в социалистический период развития СССР и БССР эта специфика проявлялась в национализации земли и исключительном характере собственности на неё государства, то в настоящее время земельные отношения всё больше выводятся из особенностей земли, прежде всего как природного объекта;
2) расширился состав земельных отношений, в которые включаются отношения собственности на землю, отношения по аренде земельных участков, которые в социалистический период не являлись предметом правового регулирования;
3) в основу земельных отношений положены прежде всего отношения собственности на землю;
4) земельные отношения всё больше наполняются новым содержанием, в том числе расширяются права землепользователей (статья 69 Кодекса о земле 2008 г.);
5) меняется характер земельных отношений, пользование земельными участками становится платным (статьи 31 и 32 Кодекса о земле 2008 г.);
6) меняются пределы правового регулирования земельных отношений: их регулирование осуществляется нормами гражданского права – земельные участки отнесены к недвижимости. Собственники земельных участков имеют право совершать сделки с земельными участками (купли-продажи, мены, дарения, аренды, ипотеки) и передавать их по наследству (статья 69 Кодекса о земле).