Критерий истинности знания по Ф. Бэкону
Тезис: что полезно – то и достоверно. Полезные действия – эксперимент. Достоверные знания обусловлены экспериментально-практической деятельностью человека. В этом новаторство Бэкона. Утверждает, что источник всех достоверных знаний есть эксперимент. – довольно дерзкий, опрометчивый шаг. Определенная программа развития науки – эмпиризм. Полезные действия наводят человека на истинные знания – метод индукции (доведения). Сам по себе человек как бы ни при чем, в процессе полезного действия он наводится на истину. Человек, т.о. налицо имеет частную (локальную) истину. Переход от частного суждения достоверного к общему суждению. Человек охватывает бесконечное. Результат одного эксперимента применяют везде. 2 недостатка:- в процессе обобщения возможна потеря истины и это невозможно проконтролировать (например, когда человек сделал что-то плохое – он плохой);- оказывается в мире идеального существуют такие предметы, которые существуют только в этом мире, которых нет в реальном мире.Если наука развивается по Бэкону, как объяснить существование в науке идеальности? (абсолютно черное тело, идеальный шарик). Т.е. в рамках программы Бэкона невозможно объяснить появление (происхождение) идеального.
Процедура познавательного процесса по Декарту.
Так, описывая порядок познавательного процесса, он указывал, что познание должно начинаться с принятия общего положения, сложной идеи. Через разложение этой сложной идеи до простых, ясных идей и их опытной проверки открывается возможность для перехода от простого к более сложному, от легкого — к более трудному, от истин известных — к новым идеям и открытиям.
Содержание любого процесса определяется опред-ся взаимодействием элементов данного процесса. Метод дедукции – переход от общего к частному.
Критерий истинности по Декарту.
Для Р. Декарта опыт не является источником достоверного знания, а таковым является сила разума. “Только один интеллект, писал он, способен познавать истину, хотя он и должен прибегать к помощи воображения, чувств и памяти...”. Уже из приведенного высказывания видно, что, принижая значение опытного познания в постижении истины, Декарт тем не менее не отрицал полностью его роли.
Источник достоверных знаний – мыслящий человек. Не рукотворный, а мыслительный процесс утверждается. Метод редукции (переход общего к частному). С точки зрения Рене Декарта человек в мыслительной деятельности всегда отталкивается от предельно общих явлений и доходит к конкретике. При переходе от общего к конкретному истина не может потеряться. Если общее положение истинное, конечный пункт тоже будет истинным. Но откуда знать, что это общее положение истинное? Вопрос открытый, но Рене Декарта этот вопрос не волнует. Р.Д.: начало, откуда происходит это общее суждение – интеллектуальная интуиция (что это не известно). Если начальное положение неверно, то частное тоже неверно. Можно проверить опытом. Если неверно, можно изменить исходное положение и повторять, пока вывод не будет верным.Недостатки: В плане осмысления идеального на 100% не решается. Связывает происхождение идеального только лишь с человеческой субъективностью, с творческой деятельностью человека. Декарт выдвигает другую программу развития науки – рационализм.
Единое в творчестве Ньютона.
Ньютон считал, что в «натуральной философии» (то есть физике) допустимы только такие предположения («принципы», сейчас предпочитают название «законы природы»), которые прямо вытекают из надёжных экспериментов, обобщают их результаты; гипотезами же он называл предположения, недостаточно обоснованные опытами. «Всё…, что не выводится из явлений, должно называться гипотезою; гипотезам же метафизическим, физическим, механическим, скрытым свойствам не место в экспериментальной философии».[73] Примерами принципов служат закон тяготения и 3 закона механики в «Началах»; слово «принципы» (Principia Mathematica
Принцип относительности галилея—законы механики инвариантны отн-но инерц с.о.
Как найти идею
1)написать ур-е эволюции сост-я
2)найти преобр которое оставляет неизменным ур-я эволюц при переходе от одной с.о. к другой
Принцип отн-но галилея-единое
Суть юридического мировоззрения.
Юридическое мировоззрение, идеалистическая система взглядов, в соответствии с которыми право и государство рассматриваются как основа и главный движущий фактор общественного развития. Юридическое мировоззрение подчёркивало важность правовых начал и законности в жизни общества, выступало с антифеодальным требованием «заменить правление людей правлением закона», оно в смещенном виде изображало действительные закономерности общественного развития. Юридическое мировоззрение абсолютизировало правовую форму общественных отношений, маскируя их реальное социальное содержание: на деле буржуазный закон скрывал за юридическим равноправием фактическое неравенство, за формулой свободы договора — экономическое принуждение и т. д.
Монадология Лейбница.
Суть философии Лейбница – раскрытие и конкретизация принципа предустановленной гармонии. Он объединяет в своей философской системе субъективный идеализм и объективный идеализм. Лейбниц считает, что существует мир умопостигаемый и чувственно воспринимаемых вещей. Вывод: видимый мир – всего лишь видимость. Монады – духовные атомы, абсолютно самодостаточные, они бытействуют не в реальном мире, а в духовном мире. Они в себе заключают прошлое, настоящее и будущее, программу развития в прошлом, настоящем и будущем. Бог – первичная монада, ответственная за все, что есть. Каждая монада развивается абсолютно индивидуально, окна в мир нет. Все вещи имеют простейшие монады ---смутные ощущения. Следующая монада – душа (животное и человек) --- ясные представления, есть духи.Что такое пространство (протяженность) и время (длительность) с точки зрения Лейбница? .Л.: общение людей – две монады достигли такого уровня, что могут одновременно говорить и «слушать». Каждая монада абсолютно автономна, абсолютно предустановленная гармония.