Государственное принуждение: признаки, понятие, виды
Виды норм права.
1) в зависимости от содержания они подразделяются на: а) исходные нормы, кот определяют основы правового регулир-я общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления б) общие нормы, кот присущи общей части той \\ иной отрасли права и распростр-ся на все \\ большую часть институтов соотв-щей отрасли права; в) специальные нормы, кот относятся к отдельным институтам той \\ иной отрасли права. 2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.; 3) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные); 4) в зависимости от методов правового регулирования: а) императивные (содержащие властные предписания);б) диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); в) поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); г) рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для гос-ва и общества вариант поведения); 5) в зависимости от времени действия а) на постоянные (содержащиеся в законах) б) временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием); 6) в зависимости от функций - на регулятивные и охранительные; 7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц, н-р, пенсионеров.); 8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств); 9) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные, региональные и локальные 10) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов; 11) в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие, обязывающие и запрещающие; 12) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые гос органами и негосудар структурами (народом на референдуме \\ органами местного самоуправления).
Билет №8
8-1. Глобализация и право.Глобализация—возрастание роли внешних факторов (экономических, социальных и культурных) в воспроизводстве всех стран-участниц этого процесса, формирование единого мирового рынка (рынков) без национальных барьеров и создание единых юридических условий для всех стран. Как особая фаза международных отношений, зародилась несколько десятилетий назад, но ее формирование не завершилось и к началу третьего тысячелетия. Однако общественное внимание она привлекла лишь в 1990-х. В связи с огромным разбросом политических пристрастий в современной мировой науке и политике единого общепризнанного определения глобализации не существует; имеющиеся формулировки носят описательный, либо взаимоисключающий характер.
Важной тенденцией, порожденной глобализацией, является повышение роли международного права. Начиная со второй половины XX века регулирующее воздействие международного права усиливается, международные акты затрагивают такие вопросы, которые раньше считались делом сугубо внутренним. Например, международное право сегодня весьма обстоятельно регулирует права человека.
Основой обязательной силы международного права выступает добровольное ясно выраженное либо молчаливое общее или отдельное (т. е. с участием только группы стран, но не всего мирового сообщества) согласие государств по поводу установления или признания определенных правил международного общения, правил, соответствующих правосознанию народов в конкретную историческую эпоху. По сути, указанное согласие государств является соглашением между ними вне зависимости, вырабатывается ли при этом какой-либо формально определенный письменный или устный договор или же складывается правовой обычай единообразной практики.
Именно в силу того, что исполнение положений международных актов опирается на добровольное согласие государств на их применение, важное значение имеют не только обязательные, но и рекомендательные международные документы.
8-2. Процесс правового регулирования и его основные стадии.Правовое регулирование представляет собой длящийся процесс, под которым понимается использование в определенном порядке тех или иных элементов механизма правового регулирования. Процесс правового регулирования может быть:1. Простой- такой процесс правового регулирования, в котором используется только один государственно-властный акт (нормативно-правовой акт), индивидуализацию же прав и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым этот акт обращен; 2. Сложный -такой процесс правового регулирования, в котором используются два акты государственно-властного характера, один из которых является нормативным, а другой – актом применения права.
Правовое регулирование представляет собой длящийся процесс, который распадается на стадии. На каждой из этих стадий работают особые юридические средства. Из них и складываются основные элементы механизма правового регулирования: 1. Сначала для решения тех или иных задач издается нормативно-правовой акт, вступают в действие юридические нормы, которые общим образом регламентируют данные отношения. 2. Затем на основании норм и при наличии предусмотренных ими конкретных фактов у лиц возникают права и обязанности, то есть возникают правоотношения. 3. И, наконец, права и обязанности реализуются, и наступает тот эффект, который имел ввиду законодатель.
Следовательно во всех случаях правовое регулирование распадается на три стадии: 1. Стадия издания нормы и ее общее действие. 2. Стадия возникновения прав и обязанностей, то есть правоотношений. 3. Стадия реализации прав и обязанностей, воплощения их в фактическом поведении участников общественных отношений.
Кроме того, нередко возникает необходимость в особой (дополнительной) стадии – стадия применения права, – когда компетентный властный орган издает правоприменительный акт.
8-3. Способы толкования норм права —это совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм. Выделяют следующие способы: 1. грамматический - толкование с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.; 2. логический - толкование с помощью законов и правил логики; 3. систематический - толкование с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, места и роли конкретного правила поведения в системе права; 4. историко-политический - толкование с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий принятия правовой нормы; 5. телеологический - толкование с помощью установления целей издания нормативного акта; 6. специально-юридический - толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве.
Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения текста и действительного содержания юридических норм. Исходя из этого соотношения различают 3 вида толкования: - буквальное (возможно тогда, когда действительный смысл нормы права и ее текстуальное выражение совпадают); - ограничительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права уже ее текстуального выражения); - распространительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).
Билет №9
9-1. Формационный подход к типологии государств.Типология государства — это его специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном. В рамках формационного подхода главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический (в последнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства и прафеодализм). Достоинства данной типологии: 1.продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; 2.она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Слабые стороны: 1. она во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы; 2. недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).
9-2. Понятие и элементы системы права. Традиционный подход к построению системы права. Предмет и метод правового регулирования как основания построения системы права. Право помимо внешней формы имеет и внутреннюю, под которой понимается его организация, способы образования как каждой отдельной нормы права, так и всех норм в единое целое – в систему. Вопрос о системе права дискуссионный и неоднократно обсуждался в отечественной юридической науке. Интерес к этой проблеме объясняется ее большой теоретической и практической значимостью, так как от ее правильного разрешения во многом зависят направление кодификационной деятельности, преподавание юридических наук и даже проведение научных исследований. Под системой права понимается исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений. Система права характеризуется наличием следующих элементов:1. Ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования: институты, подотрасли, отрасли права. 2. Элементы, образующие систему права не противоречивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что предает ей целостность и единство. 3. Система права обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами. 4. Система права имеет объективный характер, так как зависит от объективно существующих общественных отношений, и не может создаваться по субъективному усмотрению людей.
Признание права системным образованием предполагает обоснование принципов (критериев) построения этой системы, равно как и критериев подразделения системы на составляющие ее отрасли. Отвергнув деление права на частное и публичное на том основании, что социализм не знает противоречий между личностью и обществом, советское правоведение попыталось найти «собственные», свойственные советскому праву основополагающие критерии деления его системы на отрасли. Решению этой проблемы был посвящен ряд дискуссий. В ходе первой такой дискуссии, проходившей в 1938-1940 гг., был сделан вывод о том, что основанием деления права на отрасли является материальный критерий - особенности регулируемых правом отношений или предмет правового регулирования. На этом основании действующая система права подразделялась на десять отраслей: государственное, административное, трудовое, земельное, колхозное, бюджетно-финансовое, семейное, гражданское, уголовное и судебное право. Несколько позднее все эти отрасли были структурированы по выполняемым функциям. В системе права обособлялись: 1) государственное право как основное звено системы; 2) материальные отрасли (уголовное, гражданское, административное, колхозное и др.) и 3) процессуальные отрасли (ранее объединенные в одну отрасль - судебное право). Последующее обсуждение данной проблемы подтвердило обоснованность материального основания деления права на отрасли. В то же время постепенно вызревала мысль о недостаточности использования в качестве критерия предмета правового регулирования, поскольку в этом случае множилось число отраслей права; в качестве таковых следовало признать водное, воздушное, горное, лесное право и т.д. Придерживаться же прежней позиции означало признать существование отраслей права с различными предметами и тождественными методами правового регулирования. Дискуссия привела к выводу о необходимости наряду с предметом правового регулирования как основным критерием выделять дополнительный - метод правового регулирования. Очередная дискуссия по проблеме системы советского права, проведенная журналом «Советское государство и право» в 1981 г., подтвердила вывод о предмете и методе правового регулирования как критериях деления права на отрасли.
Предмет и метод правового регулирования как основания построения системы права.Для построения системы права используют два критерия: предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования — это те общественные отношения, которые право регулирует. Так, трудовые отношения выступают предметом регулирования трудового права, семейные отношения — семейно-брачного права. Вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — как регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод — формально-юридическим. Метод правового регулирования — это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Выделяют следующие основные методы правового регулирования: - императивный — метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях; - диспозитивный — метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях; - поощрительный — метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение; - рекомендательный — метод совета осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения и т.п.
9-3. Правопорядок как результат действия права. Мировой, региональный (европейский) и национальный правопорядок. Публичный правопорядок.Правопорядок – основанная на праве и законности организация общественной жизни, которая обеспечивается государством.
Принципы: - определенность (правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений); - системность (правопорядок – это система отношений, которая основана на единой сущности права); - организованность (правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов); - государственная гарантированность (обеспечивается и охраняется государством); - устойчивость (правопорядок достаточно устойчив, и попытки дестабилизации пресекаются соответствующими правоохранительными органами); - единство (основанный на единых правовых принципах, правопорядок один на территории всей страны).
От правопорядка следует отличать общественный порядок, который образуется (в отличие от правопорядка) под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм. Невозможно регламентировать правопорядок, не оказывая влияние на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства. Например, ст.213 УК РФ предусматривает ответственность за хулиганство, т.е. грубое нарушение общественного порядка.
Мировой правопорядок — реальность нашего времени. Если бы дело обстояло иначе, не было бы четко налаженных экономических, культурных и научных связей между государствами, поезда, корабли и самолеты не пересекали бы границы, люди не смогли бы получать информацию о жизни в других странах, на других континентах. Реальный характер мирового правопорядка обеспечивается наличием и функционированием сети международных организаций планетарного и регионального масштаба. Прежде всего это Организация Объединенных Наций (ООН) - универсальная международная организация, созданная 24 октября 1945 г., действующая на основе Устава ООН, объединяющая по данным на 1 октября 1995 г. 185 государств.
Европейский правопорядок – сложное явление, не поддающееся одноцветному определению. Он постоянно формируется. Этот процесс (если иметь в виду, например, резкое «одномоментное» расширение наднациональных компетенций, провозглашенное Единым Европейским Актом в 1986 г. или Маастрихтскими соглашениями) периодически сопровождается скачкообразностью. Декларированные учредительные положения и правовые установки не без конфликтов, но методично наполняются практическим содержанием, развиваются и конкретизируются силами основных и вспомогательных супранациональных структур.
Как известно, европейский и национальный правопорядки не существуют автономно друг от друга. Их рано называть одним целым, но они работают в тесном взаимодействии и взаимодополнении. Ясно, что исполнение коммунитарных правовых предписаний и норм находится в зависимости от правоприменительных органов государств ЕС. Без национальных правопорядков невозможно достижение самих целей объединения.
Национальный правопорядок - это частный вариант общего мироустрояющего закона, присущий определенному народу, данной земле. Общечеловеческие принципы отношений человека с человеком, власти с обществом, учреждений друг с другом национальный закон проявляет со - ответственно конкретному народу, движущемуся в истории, но всегда сохраняющему собственное лицо, свою личность. Национальное право несовершенно, так как несовершенен, грешен любой народ, но оно мерно народу, оно создает рамку народной жизни, переводит и приспосабливает абсолютные истины Божьи к конкретному историческому и национальному бытию.
Билет №10
10-1. Принципы организации и деятельности госаппарата.Под принципами организации и деятельности государственного аппарата понимаются наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования. Они раскрывают сущность, содержание и назначение, основные цели и задачи государственного аппарата. Одни из принципов приживались и развивались. Другие - по мере происходивших изменений отпадали.
Несмотря на особенности государственных аппаратов разных стран у них наряду со специфическими, свойственными только им принципам существуют и общие принципы. Среди них следует назвать принципы оптимальности построения и функционирования государственного аппарата, его эффективности, законности и конституционности, высокого профессионализма государственных служащих, соблюдения высоких этических требований депутатами парламентов и чиновниками, их полной политической лояльности.
Эти и другие принципы находят свое законодательное закрепление в конституционных актах и в специальных законах. Издание последних иногда предусматривается в конституциях.
10-2. Норма права: понятие и признаки. Роль норм права в механизме правового регулирования.Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Юридическая норма — первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты права как особого социального явления. Из этого не следует, однако, что понятия «право» и «норма права» совпадают. Они соотносятся между собой как целое и часть.
К признакам нормы права относят: 1. общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей); 2. формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов); 3. связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением и стимулированием); 4. предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права); 5. системность (она выступает в виде специфической микро системы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).
Нормы права составляют нормативную основу механизма правового регулирования, в чём и заключается их важнейшая функция, роль в МПР. Роль норм права в механизме правового регулирования. Значение норм права в механизме правового регулирования заключается в нормативном регулировании общественных отношений: - они определяют круг общественных отношений, т.е. виды и субъекты отношений; - они определяют содержание общественных отношений, т.е. содержание поведения субъектов, а также объекты отношений; - определяют юридические факты, т.е. обстоятельства, с которыми связывают возникновение, изменение, применение правоотношений (возможного или должного поведения субъектов); - норма определяет юридические средства, с помощью которых обеспечивается необходимое поведение, а также государственно-принудительные меры, применяемые к лицам при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей.
10-3. Правовая культура: понятие, содержание. Особенности правовой культуры современного российского общества.Правовая культура- это общее состояние законодательства, работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права. Одним из показателей правовой культуры является правовая воспитанность каждого человека, проявляющаяся не только в законопослушании, но и в правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации. Вместе с тем, это высокое место права в жизни общества, подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость юридических научных учреждений, уровень правового образования и т.д.
Правовая культура личности — это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм. Таким образом, структура правовой культуры личностисостоит из следующих элементов: 1. психологический элемент (правовая психология); 2. идеологический элемент (правовая идеология); 3. поведенческий элемент (юридически значимое поведение).
Правовая культура общества — это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности. Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов: 1. уровень правосознания и правовой активности общества; 2. степень прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.); 3. степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности). Правовая культура общества характеризуется: реальной потребностью в праве, состоянием законности и правопорядка в стране, степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования.
В наши дни нельзя говорить не только о высоком, но даже о среднем уровне правовой культуры российского общества. Кризис современного правосознания во многом определяется именно низким уровнем правовой культуры. Повысить ее способны тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность.
История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: литература, искусство, школа, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Правовое воспитание является составным элементом идеологической функции л государства. По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются более действенные способы и формы осуществления этой функции, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов и их служащих, а также органов местного самоуправления и общества в целом.
Меняются содержание и тактика, объекты, формы и способы воздействия на сознание масс и отдельных граждан, но в значительной степени стабильной (и прежде всего в развитых государствах) является его сущность в виде представлений о праве и правосознании, их смысле, ценности и функциях.
Билет №11
11-1. Государство и церковь. Светские и теократические государства. В переводе с греческого церковь означает дом Бога. В узком смысле – это здание для отправления обрядов религии. В широком смысле – это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Признаки церкви: наличие разработанной догматической или культовой системы; иерархический характер, централизация управления; разделение принадлежащих к церкви духовенство и мирян. Существует два вида взаимоотношения государства и церкви: 1. статус государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями (Русская Православная церковь в дореволюционной России; англиканская церковь в Великобритании; ислам – в мусульманских странах). 2. Режим отделения церкви от государства и школы от церкви. Статус государственной церкви: 1. за церковью признается право собственности на широкий круг объектов. 2. Церковь получает от государства субсидии и материальную помощь. 3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий. 4. Имеет право участвовать в политической жизни. Режим отделения церкви от государства(Россия, Франция, Германия): 1. Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю деятельность. 2. Не оказывает церкви материальную помощь. 3. Церковь не вмешивается в дела государства, а занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан. 4. Отношения между государством и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.
Статья 14 Конституции РФ: «РФ – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной или государственной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Государственно-конфессиональные отношения в РФ регламентируются Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», который каждому находящемуся на территории РФ, гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания. Секуляризация, то есть освобождение от влияния религии (в узком смысле это означает процесс обращения церковной собственности в светскую, к ХХ веку стала универсальным принципом организации политической жизни).
Теократия – это форма государства, где политическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека – главы духовенства (Ватикан, Иран). Теократическая модель предполагает: 1. Обожествление фигуры единовластного правителя. 2. Вселенское государство верующих без национальных границ, что провоцирует вмешательство во внутренние дела других государств, террористические акты. 3. Примат государства над обществом, авторитарные политические режимы, отчуждение власти от общества. Религиозные нормы это и есть право (Оман, Ливия, Саудовская Аравия – Коран). 4. Государство представляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми атрибутами государственной власти. 5. Жесткая централизация государственного аппарата. 6. Деспотические и абсолютистские формы правления. 7. Неправовые способы разрешения споров.
11-2. Правосознание: понятие, виды, структура. Проблема формирования толерантного правосознания в современной России.Правосознание- этоотносительно самостоятельная сфера или область общественного, группового или индивидуального сознания (наряду с политическим, нравственным, эстетическим и т.д.), отражающая правовую действительность в форме юридических знаний и объективированных оценок действующего права, а также в виде социально-правовых установок и ориентаций, выполняющих роль внутреннего регулятора юридически значимого поведения.
Виды правосознания:Первый вид— обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Люди так или иначе сталкиваются с правовыми предписаниями: какую-то, информацию получают из средств массовой информации, наблюдают юридическую деятельность государственных органов, должностных лиц и т.д. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права. Второй вид— профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Третий вид — это научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.
Структура: правовая психология (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву) и правовая идеология - это главный элемент в структуре правосознания (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, это более рациональный уровень правовых оценок). По содержанию правосознание подразделяется на: обыденное, профессиональное, научное.
На уровень правосознания огромное влияние оказывает нравственное состояние общества. Порождением тоталитаризма явилось отсутствие духовности, религиозности, что в свою очередь привело к нравственной деградации человека.
Основу нравственного сознания составляют представления о добре и зле, совести, стыде. "Нравственный смысл жизни, — писал В. С. Соловьев, — первоначально и окончательно определяется самим добром, доступным нам внутренне, через совесть и разум... Человек в принципе или по назначениюсвоему есть безусловная внутренняя форма для добра, так безусловного содержания; все остальное условно и относительно". При этом нравственные начала должны быть одинаковыми для всех людей не как факт, а как требование. Осознание этого требования может быть малоразвито или затуманено в человеческой душе, но оно должно обязательно присутствовать во всех человеческих душах. Эмпирическое добро и зло может быть разное для каждого человека в отдельности, но нравственное добро и зло должно быть одно для всех. Отсюда общее требование разума, которое Кант выражал в виде "категорического императива": действуй так, чтобы правила твоих действий могли быть всеобщим законом для всякого разумного существа.
Высоконравственная личность может быть вполне законопослушной, не зная конкретных законодательных актов, но для этого необходимо, чтобы законы отражали жизненные Реалии сквозь призму справедливости, свободы и гуманизма.
11-3. Виды толкования норм права по объему (буквальное, ограничительное и распространительное толкование).Толкование норм права – это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм. Буквальное – означает полное соответствие словесного выражения норм права с ее действительным смыслом. При <