Культура и религия сакского общества
Культура саков.В ходе объединения отдельных племен в племенные союзы складывались для всего союза племен культура и язык. Это было необходимым условием для существования людских коллективов. Скифы – саки создали высокую культуру для того времени, влияние которой сказалось на огромных просторах Восточной Европы, Западной и Центральной Азии. Сакская культура общность, включавшая Северное Причерноморье и Крым, Евразийскую аридную зону, степь, служила звеном между Передней, Средней Азией и Европой. Среди наиболее ярких и запоминающихся проявлений художественного творчества племен сакского времени особое место занимает прикладное искусство. Главным компонентом в искусстве саков был «звериный стиль»; сложившийся в VІІ –VІ вв. до н.э. Это образы различных животных, которыми оформлялись предметы быта: одежда, посуда, оружие. Из казахстанской фауны чаще всего встречаются изображения архара, тигра и дикого кабана, марала и верблюда, степного орла и реже – сайги, волка и зайца. и широкое распространение получили резьба по кости и рогу, аппликации, мозаичное шитье из разноцветного войлока и кожи.
Религия саков. Доминирующей формой религиозных верований у саков был культ предков, поэтому в могилу рядом с покойниками они клали часть его имущества. Для того, чтобы сохранить труп, саки применяли бальзамирование. Также приклонялись солнцу и огню, раннеиранские источники говорят, что тогда существовали религиозные представления, как анимизм, тотемизм и магия.
30 КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО ПРИ КАСЫМ-ХАНЕ.Во время правления Бурундука – с 1480 г. Приобрел известность сын Джанибека Касым (удачливый полководец предводитель конницы). В первой четверти 16в. При хане Касыме казахское ханство достигло наибольшего могущества. Хан Касым правил с 1512-1521гг. Фактически он начал править еще при Бурундуке. Касым-хан утвердил свое господство над обширными степными пространствами казахских территорий. На западе под его власть откочевали группы из родов и племен Ногайской Орды. Границы ханства расширились до бассейна реки Яик. На юге владения доходили до Сырдарьи, включая Сайрамский вилайет. На Севере и Северо-востоке далеко за Улытау и озеро Балхаш.Впервые после монгольского завоевания территории Казахстана были объединены в одном государстве, почти все казахские роды и племена, в том числе и Семиречье, стали единым целым. Число подданных хана Касыма современники определяли миллионом человек. При Касым-хане узнали о казахском государстве и в западных странах начались посольские контакты Казахского ханства с Московским государством. КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО ПРИ ХАКК-НАЗАРЕ Хакк-Назар (1538-1580). Он боролся против ойратов и могольского хана Абд ар-Рашида, отстояв на время казахские земли на востоке и юге Семиречья. Для противостояния враждебным действиям сибирского хана Кучума Хакк-Назар установил союзные отношения с узбекским ханом Абдаллахом.Хакк-Назар пытался восстановить право казахов на земли, составлявшие огромную территорию казахского ханства при его отце Касыме. Но в условиях тяжелой внешнеполитической обстановки задача эта в целом стала невыполнимой. В его время к границам казахских степей приблизилось русское государство после завоевания Казанского, Астраханского, затем Сибирского ханств. Границы ханства менялись не только в зависимости от военных и дипломатических способностей, побед или поражений ханов, а, в основном, от внешнеполитических обстоятельств. Под власть Хакк-Назара на Эмбу, к Аральскому морю, на Сырдарью переходило часть ногайцев, растворившихся затем в казахском Младшем жузе. Хакк-Назару удалось взять под свой контроль земли от Сырдарьи, Приаралья до Эмбы и по левобережье Яика, приняв под свою власть часть ногайских улусов. В южном Казахстане Хакк-Назар попытался раздвинуть круг своих владений, не имевших выхода к торгово-ремесленным и земледельческим центрам. Но вскоре Хакк-Назар вместе с сыновьями был убит.
КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО ПРИ ТАУКЕ-ХАНЕ.Укрепление Казахского ханства в период правления хана Тауке (1680-1718), союз казахов с киргизами и каракалпаками ослабили на время натиска джунгар на казахские земли. Тяжелая экономическая и политическая ситуация в Казахстане была обусловлена непрекращающимися усобицами, нестабильными отношениями с правителями средней Азии. Но Тауке хану удалось несколько нормализовать политическую ситуацию в распадавшемся ханстве. Он предпринял ряд мер для поднятия авторитета ханской власти, преодоление сепаратизма знати, консолидации народа. При нем был составлен свод норм обычного права (Жеты Жаргы), определивший основные принципы правопорядка и гос. устройства. Он искал пути союза и мирных отношений с соседними государствамиНо относительное спокойствие продолжалось недолго. Набеги джунгар на казахские земли происходили в 1710, 1711, 1715, 1718 годах. В 1724, 25 гг. джунгары разгромили города Туркестан и Ташкент, а 1723 г – «год великого бедствия» разметал часть казахов далеко за пределы их этнической территории. Массовые потери скота и пастбищ привели к значительному обострению хозяйственного кризиса в старшем и среднем жузах. Сокращение подвластной территории и числа подданных ослабляли позиции хана, усиливалась вражда и раздоры. В трудной полит и эконом. Обстановке встал вопрос о принятии российского подданства. Дальнейшие этапы полит , эконом и этнокультурной истории казахов связаны с временем колонизации Россией казахских земель
КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО ПРИ ЕСИМЕ И ЖАНГИР ХАНЕ.Время правления Есим хана (1598-1628) было очень сложным. На юге шла постоянная борьба с бухарским ханом за обладание Ташкентом, на востоке усиливались ойратские племена, в самом казахском ханстве происходили сепаратистские выступления султанов. 40 каракалпакских родов восстали и захватили Ташкент. Есим хан начал войну против каракалпаков и 1613 году вынудил их покинуть среднее течение Сырдарьи. 1607 году бухарцы захватили Ташкент, но были выбиты Есим ханом. В 1612 бухарский Иманкули хан напал на казахов и дошел до Каратау, разграбив по пути несколько городов и сел. В захваченном Ташкенте посадил наместником своего сына. Как только бухарское войско покинуло город, Ташкентцы подняли восстание и убили наместника. В 1613 году казахи совершили ответный поход и разгромили объединенную армию Бухары и Балха. В 1613 году правитель Ташкента Турсун-султан провозгласил себя ханом, заключил союз с Бухарой и захватил Туркестан, Сауран, Андижан и Шахрухия. После захвата власти Турсыном ойраты совершили новый поход и сумели подчинить Старший жуз, Есим хан вынужден был бежать в Восточный Туркестан. В 1621 году казахи дважды одержали победу над бухарцами, но закрепить успех не успели. В это время в Казахстан вернулся Есим хан, разгромивший в 1620 году ойратов. В 1624 году Есим отобрал у Турсына Туркестан, но свергнуть узурпатора не смог. В 1627 году Есим во главе казахских войск отправился в поход против ойратов. Турсын в это время напал на Туркестан, захватил в плен семью Есим хана. Турсын устроил ему засаду, но его войска были разгромлены, а он убит своими приближенными. Есим не надолго пережил своего соперника и умер осенью 1628 года. После смерти Есим хана, ханом был провозглашен его сын Джангир (1628-1652). Вся история его правления связана с борьбой с джунгарской агрессией. Первое сражение было в 1635 году, но оказалось неудачным для казахов. Джангир хан попал в плен, освободился через год, на всю жизнь оставшись непримиримым противником джунгар, для борьбы с ними он заключил союз с киргизами. В 1643 году 50-тысячное войско вторглось в казахские кочевья. Джангир хан не успел собрать войско и выступил с небольшой дружиной (меньше 1000). Оба войска встретились в местности Кызыл-Кия. Джангир приказал вырыть ров и насыпать вал, чтобы не пропустить врагов через ущелье. Здесь казахи впервые применили, причем массово, огнестрельное оружие. Несмотря на все это, казахско-киргизский отряд был обречен, но в самый разгар боя в тыл ударила подоспевшая на помощь самаркандская армия во главе с Жалантас батыром. Джунгары были разбиты и в беспорядке отступили. В 1652 году джунгары, закупив оружие у России, выступили против казахов. В одной из битв погиб Джангир хан. Казахи потерпели поражение и покинули Алатау. агодаря деятельности миссионеров из арабских государств
31. Письменный свод законов «Жеты - Жарғы».
В истории Казахстана ханского периода известен законодательный памятник «Жеты Жаргы» («Семь установлений»). Его создателем принято считать хана Тауке, поэтому его также именуют «Законы Тауке-хана». По одной из версий Тауке собрал для совета трех влиятельных биев - из Старшего Жуза Толе бия, из Среднего Казбек бия, из Младшего Айтеке бия, обсудив наиболее часто встречающиеся ситуации правового характера они составили и утвердили законоположения. По времени их появление вероятнее всего относится к 70-м годам XVII века. Это было сложное время в истории Казахского ханства. Тауке приходилось вести войну на два фронта - с Аштарханидами за присырдарьинские города и на юго-востоке с ойратами. Изнурительная жестокая война с джунгарами была неизбежной. К тому же внутри ханства не прекращались распри. Чтобы внутренне укрепить ханство и были приняты эти законоположения,
В «Жеты Жаргы» были закреплены основные принципы и нормы права средневекового казахского общества. Обычное право было кодифицировано, дополнено законоположениями предшественников Тауке, ханов Касыма и Есима, «Законы Тауке-хана» охватывали практически все стороны жизни. Согласно «Жеты Жаргы» верховная власть в государстве сосредоточивалась в руках хана, Управление осуществлялось посредством султанов и родоплеменных старшин, через народные собрания - курултаи, где присутствовавшие должны были иметь при себе оружие.
Применялись наказания: конфискация имущества - за принятие христианства; изгнание - за убийство мужа беременной женщиной; предание публичному позору - за оскорбление родителей. Был принцип коллективной ответственности, то есть наряду с личной ответственностью, ее нес не только персонально виновный, но и его родственники. Женщины, дети, слуги, рабы не могут быть свидетелями в суде, Чингисиды по праву рождения приобретали титул султана, Этот атрибут был естественно им присущий и не зависел от их материального и духовного состояния. Чингисиды могли претендовать на ханский престол в любом государстве, где соблюдались традиции монгольской империи, они не относились ни к одному племени