Проблемы соотношения права и религии
Общая теория государства и права под ред. Лазарева. М. 2000г. с. 122. Матузов, Малько,2000. с. 345.
Назначением религии является выработка смыслов, позволяющих человеку так или иначе освоиться и определить свое место в мире. Религия с этой точки зрения выступает мерилом «хорошего» поведения.
Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих значение для верующих.
Общее у правовых и религиозных норм.
1. В известной мереформализованы и содержательно определены.
2. Документально зафиксированы.Религиозные нормы содержатся в Библии, Коране, Сунне, Талмуде…
3. Являются разновидностьюсоциальных норм.
4. Выступают источниками права в некоторых случаях.( религиозные тексты).
В истории были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, гражданские, государственные, брачно- семейные отношения. В ряде современных исламских странах Коран и Сунна- основа религиозных, правовых, моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих правильный путь жизни( шариат).
В России до 1917 г. источниками права признавались Кормчая Книга, Устав духовных консисторий.
Различие права и религии.
1. Сфера действия религиозных норм значительно уже права. Это связано с секуляризацией общественной жизни, с утверждением свободы совести. Так , предписания Корана распространяются на исповедующих ислам.
2. Различны механизмы действия права и религии. Так , религиозные нормы соблюдают, основываясь на абсолютной непреложности предписаний.
Влияние права на религию заключается в следующем: Конституция, ФЗ «о свободе совести и религиозных объединениях» гарантируют свободу совести и вероисповеданий, равноправия конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. В то же время государство не должно быть безучастно к тоталитарным, сатанинским сектам, подавляющим личность.
Религиозным объединениям может быть предоставлен статус юридического лица.
Проблема: 1) официально религия отделена от государства, признается равенство всех религий, реально же у нас официальной религией является православие.
2) в мусульманских странах религия подменяет собой право.
77. Спорные вопросы учения о правовой политике.
Правоведение,1997 №4 (Матузов. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики).Саратовский филиал института государства и права РАН издает журнал « Правовая политика и правовая жизнь».
Малько: правовая жизнь- совокупность всех форм юридического бытия общества, выражающаяся в правовых актах и иных проявлениях права, в т. ч. негативных (деформация), характеризующих специфику и уровень юридической действительности, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов.
Правовая политика- *научно обоснованная, *последовательная, *системная деятельность государства, муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении такихцелейкак наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, *укрепление дисциплины, *законности, правопорядка, формирования правовой государственности и *высокого уровня правовой культуры в жизни общества и личности.
Государство проводит политику в сфере права. Правовая политика обусловлена правовым режимом, она ужесточается в условиях войны, чрезвычайного положения.
Правовая политика- комплекс идей, мер, задач, принципов, установок, реализуемых с помощью права. Она воплощается в законах, Конституции, кодексах, др. нормативных правовых актах, направлена на охрану и защиту данного социального строя, регулирование общественных отношений в нужном направлении.
Признаки:
1) основана на праве;
2) осуществляется правовыми методами;
3) охватывает главным образом правовую сферу деятельности;
4) подкрепляется принуждением;
5) отличается нормативно- организационными началами
6) научная обоснованность;
7) подчинение Конституции;
8) соответствует интересам общества и государства.
Субъекты создания и осуществления.
1) те, кто обладают правом законодательной инициативы;
2) политические партии, общественные объединения;
3) граждане через официальные каналы и прессу;
4) судебные, прокурорские, следственные и иные юрисдикционные органы.
Главным субъектом реализации правовой политики является государство со своими органами и должностными лицами, управленческим аппаратом.
Принципы.
1) социальная обусловленность;
2) научная обоснованность;
3) устойчивость и предсказуемость;
4) легитимность;
5) гуманность, нравственность;
6) справедливость;
7) гласность;
8) сочетание интересов личности и государства;
9) приоритетность прав человека;
10) соответствие международным стандартам.
Методами являются убеждение и принуждение.
Элементы.
1) стратегия законодательства;
2) принципы правового регулирования;
3) конституционное строительство;
4) судебно правовая реформа;
5) защита прав человека;
6) совершенствование правопорядка, федерализма, дисциплины, избирательного права.