Политические идеи в нецивилизованном обществе
Билет №1
Критерии оценки политико-правовых доктрин.
Каждая доктрина должна соответствовать закономерностям существования государственно-организационного общества.
Закономерности:
1. Гос-во живет тогда, когда все трудятся.
2. Люди должны существовать в мире и согласии (гос-во должно развивать совместную деятельность людей).
3. Правовая система гос-ва должна быть понятна гражданам, доступной, не противоречивой и максимально простой.
4. Принуждение как право (инструмент) принадлежит только гос.органам.
+ каждое гос-во преследует какие-то цели и задачи.
Каждая доктрина должна способствовать прогрессу общества (он выражается в улучшении качества жизни каждого отдельного индивидуума).
Соответствие доктрине иерархия цели и гос-ва: те доктрины, которые не соответствуют этим критериям признаются неэффективными, бесполезными и иногда даже подрывными и мятежными.
2. Политические воззрения Т.Джефферсона
Томас Джефферсон - американский политик и философ 18в.
Основные работы - «Заметки о штате Вирджиния», «Декларация независимости США».
В своей работе «Общий обзор прав Британской Америки» обосновывал тезис о необходимости вернуть народу права, полученные по законам природы.
В «заметках о штате Виргиния» высказывается по вопросу о будущем демократии в Америке. Надеется, что человечество в ближайшем будущем научиться извлекать пользу из всякого права и власти. Не следует доверять деньги и свободу тем, кто заполняет учреждения зак., исп., суд. властей, особенно в тех случаях, когда они не испытывают никаких ограничений.
Он убежден, что в будущем коррупция в этой стране, как и в Англии охватит правительство и распространиться на основную массу народа. Надо остерегаться коррупции и тирании, пока они не завладели нами.
Дж. относил право на свободу вероисповедания к естественным правам и потому непереуступаемых никакому правительству.
Он твердо держался принципа правления большинства, полагая, что лекарством от зла, приносимого демократией, является еще большая демократизация, поскольку от народа можно ожидать несправедливости в целом меньше, чем от правящего меньшинства. Он склонялся к мысли о необходимости и желательности такой организации управления гос-вом, при которой традиционная аристократия богатства и статуса уступила бы место естественной аристократии талантов и способностей.
Билет №2
Политические идеи в нецивилизованном обществе.
Под цивилизацией понимают довольно обширную совокупность культурных достижений человечества (письменность, проф.специализацию и город как тип поселения).
В нецивилизованных политических организациях присутствуют группы охотников и собирателей, а также примитивных землевладельцев и скотоводов.
В ней можно выделить несколько основных компонентов.
1. Полит. организация общ. рассматривается функционирующей системой, если полит. лидеры оказываются способными удовлетворять систему нужд её людей.
2. Человек, который отдает своим партнёрам значительное кол-во материальных и духовных благ, чем получает от них, пользуется большим политическим влиянием (авторитетом), чем эти люди.
3. Максимально влиять на ход правового регулирования в конкретных сферах общественной жизни могут люди, которые лучше остальных знают закономерности этих сфер человеческой жизнедеятельности.
4. При обсуждении полит. проблем позиция, занятая старшим человеком, для общественного мнения более весома, чем аргументированное мнение младшего.
5. Окружающие полит. организацию общества природные объекты одушевляются и рассматриваются в качестве таких же её членов, как и составляющие полит. организацию общества люди.
6. Полит. организация общества, в к. люди живут признается ими лучшей, чем окружающие её подобные образования. Их членам зачастую приписываются «-» качества, которыми они обладают. Это способствует сплочённости полит.орг.общества.
7. Имеют место простейшие способы осознания единства коренных долговременных интересов всех членов полит.орг.общества.
8. Мужчина обладает большими политическими правами, чем женщина.
9. Наибольшим полит.влиянием пользуется мужчина зрелого возраста, но не престарелый.
2.Статьи «Федералиста» как памятник политической мысли
(Гамильтон, Мэдисон, Джей), агитировавшие народ за принятие конституции США(1787).
Аргументация – принятие концепции естественных прав, защита свободы, предпринимательства, коммерческого духа, возможности защиты меньшинства от произвола большинства. «Кто владеет страной, тот ей и правит»,-основной постулат федералистов. Признавалось, что люди изначально поделены на социальные группы. Критерий деления – собственность, неделимая и неотчуждаемая без воли собственника. Общ-во не всегда выражает мнение народа. На первом месте богатство, меньшинство всегда могло заблокировать мнение бедного большинства.
1. О целях и средствах в политике. Авторы «Федералиста» полагали, что «средства должны соответствовать целям. Лица, от которых ожидают достижения любой цели, должны обладать средствами для ее достижения». «Правит-во гос-ва должно удовл-ять2 требованиям: Ему нужно «быть верным цели, стоящей перед правлением»;Оно обязано «знать, какими средствами этой цели лучше всего достичь».
2. При «внимательном рассмотрении положения различных властей очевидно, что в правит-ве, где они разделены, судебная власть из-за существа своих функций всегда менее опасна» как источник возможного причинения вреда общенародным интересам, т.к. у этой власти малые возможности для их нарушения.
3. Деньги «совершенно справедливо считаются костяком полит. структур, обеспечивающим их существование и деятельность, выполнение самых важных функций». За нехваткой этих средств следует одно из двух зол: «систематический грабеж народа вместо приемлемых методов удовлетворения общественных потребностей либо полная атрофия правительства.
4. На международной арене «ожидать сохранения гармонии между независимыми суверенными образованиями означает игнорировать общий ход дел человеческих, бросать вызов накопленному великому опыту.
Билет №3