Понятие юридической техники и ее требования
Юридическая техника - совокупность определенных правил, средств и приемов, которые используются при выработке правовых норм, издании нормативных актов и последующей их систематизации. Под юридической техникой понимается совокупность правил, средств и приемов формулирования, вынесения и обработки индивидуальных правовых актов.
В широком смысле юридическая техника - это наука законотворчества, законодательная политика и законодательная техника (А. Нашиц). В узком смысле - это технические средства и приемы построения правовых норм.
Уровень юридической техники свидетельствует о правовой культуре. Важная роль в юридической технике отводится терминологии, реквизитам, структуре. К средствам юридической техники относится юридическая конструкция, т.е. построение нормативного материала (например, состав преступления).
Юридическая техника имеет в основном прикладной, инструментальный характер.
Виды юридической техники:
1) законодательная (нормотворческая, законотворческая техника) – особая роль;
2) правоприменительная (правореализационная или техника индивидуальных правовых актов);
3) интерпретационная или техника актов официального толкования;
4) техника систематизации и учета нормативных правовых актов;
5) техника обнародования (опубликования) нормативных правовых актов.
В качестве самостоятельных видов юридической техники иногда также рассматриваются: техника судебной речи, нотариальной деятельности, следственных действий и т.д. Несмотря на различные нюансы во взглядах ученых, сложилось определенное представление об общепринятых правилах, приемах и средствах юридической техники.
Основные общие правила юридической техники:
1) наиболее полное, адекватное выражение воли законодателя;
2) рациональную организацию и логическую последовательность изложения нормативных предписаний, помещаемых в нормативном правовом акте;
3) отсутствие пробелов и противоречий в нормативных правовых актах и во всей системе законодательства;
4) краткость и компактность изложения правовых норм при достаточной глубине и всесторонности отражения их содержания;
5) ясность, простоту и доступность языка нормативных правовых актов, точность и определенность используемой терминологии;
6) сведение к минимуму количества нормативных правовых актов по одному и тому же вопросу в интересах лучшей обозримости нормативного материала, облегчения пользования им;
7) своевременное обнародование и вступление в силу законов и других правовых актов в соответствии с установленным порядком.
Систематизация нормативных актов – это деятельность компетентных субъектов по совершенствованию законодательства, упорядочиванию НПА, приведение их в единую систему, в целях удобства пользования на практике.
Цель: упорядочение правового материала; расположение его по определенным разделам и рубрикам, т.е. классификация, облегчающая поиск необходимых нормативных актов и служащая условием выполнения требований законности.
В этом аспекте принято говорить о внешней систематизации нормативных актов. Во внутреннем плане систематизация направлена на достижение внутреннего единства правовых норм, т.е. на устранение коллизий и пробелов в праве.
В систематизации нормативно-правовых актов нуждаются законодатель, правоприменители и все граждане.
Способы систематизации:
1) сбор гос.органами и долж.лицами норм.док-тов необходимых для их деят-сти;
2) издание сборников норм. док-тов;
3) объединение совокупности мелких актов изданных по одному или нескольким мелким вопросам в один укрупненный акт;
4) издание нового акта, кодекса или др. акта, приближающегося к кодексу путем переработки действующих норм права, а также дополнения их новыми нормативными установлениями.
ВИДЫ систематизации:
1.Учет– это деят-сть по сбору, хранению и поддержанию в рабочем состоянии актов, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей поиск необходимой информации в массивах актов взятых на
учет. Виды учета: журнальный учет; картотечный учет; автоматизированный учет. В гос. органах учетом занимается спец.служба или специально выделенный работник.
2. Кодификация - это наиболее сложная и совершенная форма систематизации, представляет собой правотворческую деятельность уполномоченных субъектов, направленую на коренную внешнюю и внутреннюю переработку действующего законодательства.. В ходе кодификационных работ осуществляется не только классификация нормативных актов, но и внесение в их содержание существенных изменений и дополнений, отменяются устаревшие принципы и нормы, создаются новые. Она может осуществляться только правотворческими органами гос-ва и является разновидностью правотворчества. Результатом кодификации является издание нового законодательного акта, который заменяет ранее действовавшие по данному вопросу норм.акты и называется кодификационным актом.
Основные виды кодификации:
– принятие основ и основных начал законодательства (основы лесного законодательства РФ, основы законодательства РФ об охране здоровья граждан). В будущем это могут быть основы или основные принципы российского законодательства, устанавливающие ведущие положения в той или иной области регулирования общественных отношений в пределах Российской Федерации;
– принятие федеральных кодексов и уставов;
– принятие кодексов Российской Федерации, например УКРФ, ГКРФ.
Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида.
1) Основы законодательства – это нормативно-правовой акт, устанавливающий важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли права или сферы гос-венного управления (используется в федеративных гос-вах).
2) Кодекс - наиболее распространенный вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности.
3) Устав, положение – это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (напр. Президентом или Правительством).
3.Инкорпорация основывается только на внешней систематизации или простой классификации нормативных актов по определенным тематическим признакам: предметному и (или) хронологическому. В результате инкорпорации норм.акты соединяются в сборник по признаку регулирования ими определенной области общественных отношений (в области пенсионного обеспечения). Инкорпорация может охватывать все законодательство по данному предмету регулирования – тогда она называется генеральной, а может относиться лишь к его части, и тогда это будет частная инкорпорация. Официальная инкорпорация осуществляется компетентными органами (собрание актов Президента и Правительства РФ). Примером являются Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, Собрание актов Президента и Правительства РФ. Они не являются новыми нормативными актами, а служат лишь способом (формой) опубликования и переопубликования действующих нормативно-правовых актов в обработанном и упорядоченном виде.
Неофициальная инкорпорация проводится организациями и лицами по их инициативе. Она не является формой опубликования нормативных актов. Ее практическое значение – справочно-информационное.
Признаки:
1. Не затрагивает и не меняет нормативное содержание актов.
2. Нормативные акты объединяются в первоначальной форме и подвергаются только внешней обработке (сборник законов, собрание законов).
3. Юр.сила актов сохраняется с момента их принятия и объединения.
4. Сборники и собрания законод-ва не являются самостоятельным источником права.
5. Субъектами инкорпорации могут быть органы гос-ва, общ. орган. и частные лица.
4.Консолидация - представляет собой объединение мелких НПА издаваемых по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам, регулирующих общ. отнош., в единый сводный НПА без изменения содержания.
Представляет собой промежуточное звено, нечто среднее между кодификацией и инкорпорацией. В процессе консолидации несколько норм.актов объединяются в один. При этом нормы права, включенные в прежние акты, излагаются в логической последовательности, устраняются повторы и противоречия. Возможна даже новая редакция некоторых статей.