Восстание в Тургайской, Уральской областях и на Мангышлаке во II- половине 19 века

Предпосылка восстания

В 1907-1917 г из центральных губерний России в Казахстан было преселено 2 млн 400 тыс человек

Восстание в Уральской и Тургайской областях (1868–1869 гг.) Административной реформы 1867–1868 гг. нарушили сложившийся порядок деления пастбищ, ограничили власть местной администрации, ввели новое налоговое законодательство. В декабре 1868 г. восстание вспыхнуло в Тургайской и Уральской областях. Оно началось стихийно. Поводом послужил выезд организованных комиссий в степь для проведения в жизнь «Положений» 1867–1868 гг. Оно длилось до октября 1869 г. К весне 1869 г. сформировались вооруженные отряды повстанцев, они бойкотировали правительственные комиссии, оказывали вооруженное сопротивление царским отрядам. Восстание возглавили Сейл Туркебайулы и Беркин Оспанулы, контролировавшие территорию по реке Эм­бе. Восстание носило антиколониальный характер и было направлено против:

1) Административной реформы 1867–1868 гг., которая усилила колониальную зависимость казахской степи;

2) Объявления всей территории Казахстана собственностью Российской империи и использования ее по территориальному принципу. Введения новых правил землепользования;

3) Строительства новых крепостей и изъятия плодородных земель у казахов;

4) Увеличения налогов и введения новых повинностей;

5) Перехода феодальных групп на управленческую службу, усиления административного давления на своих подчиненных.

Восставшие Уральской и Тургайской областей требовали:

1) Избавить народ от податей;

2) Отменить продажу земли;

3) Сохранить свободу перекочевок;

4) Ликвидировать принцип назначения уездных начальников. Для подавления восстания были посланы значительные карательные силы из солдат и офицеров Московского, Петербургского, Харьковского, Казанского военных округов и 510 стрелков. Были мобилизованы все казачьи силы

Восстание на Мангышлаке(Мангыстау) (1870 г.)

Восстание было связано с введением временного положения в 1869 г. в Уральской и Тургайской областях. Здесь земельный вопрос стоял еще острее. Возмущение введением новой системы налогов усилило сопротивление. В марте 1870 г. началось восстание на полуострове Мангышлак (Мангистау).

Причинами восстания явились:

1) Сопротивление реформам 1867–1868 гг, которые усилили колониальную зависимость;

2) Захват казахских земель Российской империей и строительство новых крепостей.

Укрепления возвели в летних кочевьях адаевцев, в долине реки Жем;

3) Увеличение налогов и введение новых повинностей;

4) Запрет роду Адай пользоваться летовками и требование от них уплаты прошлогодних податей по новой цене. 40 тыс. кибиток адаевцев должны были уплатить 160 тыс. рублей, часть податей взималась баранами;

5) Передача 2 февраля 1870 г. Мангистауского приставства в распоряжение Кавказского наместничества, в которой выразилось политическое бесправие казахского народа.

Поводом к нему послужили угрозы мангистауского пристава подполковника Рукина с помощью войск и казаков принудить кочевавших здесь казахов племени адай принять «Временные положения» и попытки запретить им пользоваться традиционными летними кочевьями в долине Эмбы, где были возведены укрепления. Движущей силой восставших стали казахские шаруа, в основном род адай Младшего жуза

Восставших в районе полуострова Бузачи возглавили Досан Тажиулы и Иса Тленбайулы. Впервые в этой борьбе за свои права активно участвовали казахские наемные рабочие

. Последствия восстания:

1) 3 тыс. семей казахов-адаевцев перешли на территорию Хивинского ханства;

2) Адаевцам наложили контрибуцию в размере 90 тыс. баранов;

3) Кавказская администрация взыскала с оставшихся на Мангистау 9 тыс. кибиток

Устное народное творчество казахов (XVIII- нач. XX вв).

Акгамберды-жырау Сарыулы (18 в.) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт- импровизатор. Он активно участвовал во всех антиджунгарских войнах, а в 50-х годах 18 в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Джунгарии.

Умбетей Тилеу улы (18 в:) воспевал героическую борьбу с джунгарами, стремление народа к мирной жизни. Наиболее известно произведение Умбетея, посвященное Богенбай-батыру.

Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар Калкаман улы (1684-1781). Бухар-жырау был одним из влиятельных биев при Тауке-хане и Абылае. Он автор большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов.

Жырау не только певец-импровизатор, но и выразитель интересов рядовых общинников - свободных кочевников. Толгау иногда исполняется как пророчество, в той или иной степени жырау выполняет в обществе кочевников миссию жреца. Песни-толгау полны философских раздумий о смысле жизни, гармонии мира.

Только в конце XVIII века постепенно ослабевает эта традиция, свидетельством чего является новая плеяда акынов - Котеш, Шал и другие. В эпоху полного господства фольклора, к письменной можно отнести только религиозную литературу, связанную с распространением в Казахстане суфизма.

Наши рекомендации