Политический строй Российского государства XVI-XVII вв
Несмотря на создание к началу XVI в. единого Российского государства, многие черты феодальной раздробленности не были ликвидированы. Ряд земель сохранял следы прежней автономии. Существовала система уделов: сыновья и младшие братья великого князя получали в удел определенные земли, имели свое войско, свою боярскую думу. Хотя права удельных князей были урезаны, сама удельная система служила потенциальным источником династических смут.
Медленно складывался государственный аппарат управления. Вплоть до середины XVI в. в стране существовало лишь 2 центральных исполнительных органа: Дворец и Казна. Господствовало натуральное хозяйство, экономические связи между отдельными регионами были слабыми. Политическое объединение русских земель произошло раньше, чем их экономическое сплочение. В результате политический строй России XVI в. представлял собой сочетание элементов старого удельного времени и новых общегосударственных начал. Задачей российских правителей было преодоление наследия раздробленности, сплочение государства, создание эффективного аппарата управления.
Со времен Ивана III усиливаются самодержавные черты российской монархии. Внешним образом это выразилось в усложнении дворцового церемониала, этикета (знатные люди в обращении к государю именуют себя холопами, простой народ называет себя сиротами). Принцип вассалитета в отношениях между князем и знатью, характерный для Киевской Руси, уходит в прошлое. Ему на смену приходит принцип подданничества. Логическим завершением этого процесса было принятие российскими монархами царского титула (1547). Этот издавна известный на Руси титул (русифицированное «цезарь») был обозначением высшей земной власти. Так именовали византийских императоров и ханов Золотой Орды. Государство российский царь рассматривал как свою вотчину, которой можно было распоряжаться по собственному усмотрению.
Тем не менее, политические претензии русских государей не соответствовали их реальным возможностям. Власть царя не была абсолютной. Он правил, советуясь с Боярской Думой, без приговора которой царские указы не имели обязательной силы (официальная формула: «царь указал и бояре приговорили»). В Думу входили представители знатных родов – потомки бывших удельных и служилых князей, московского боярства. Отношения между ними строились на основе местничества– особого порядка назначения на должности, при котором решающее значение имела знатность рода, давность службы его членов московским великим князьям. Если некогда один боярин был подчинен другому, то и их потомки должны были находиться в таких же взаимоотношениях. Местнические тяжбы, оспаривание боярами своих назначений были обычным явлением. Царь не был свободен в производстве назначений в среде высшей знати.
В административном отношении страна делилась на уезды, те – на волости и станы. Уезды возглавлялись наместниками, которые получали управление территориями в кормление как награду за военную службу. В их пользу шел доход от налогов и судебных пошлин, собираемых с местного населения. Система кормлений открывала простор взяточничеству и произволу наместников, отсутствовал контроль за их деятельностью.
Основу вооруженных сил составляло конное ополчение служилых людей. Каждый феодал, достигнув 15 лет, должен был являться на военную службу по первому призыву государства «конно, людно и оружно» (со своим вооружением, снаряжением и холопами). Продолжал он службу до самой смерти или увечья. За неявку на военный поход или смотр он подвергался наказаниям вплоть до конфискации земельных владений. После окончания боевых действий служилые люди возвращались в свои имения.
Особое место в системе российского государства занимала православная церковь. Ее положение было двойственным: с одной стороны, зависимость от светской, монархической власти, с другой - претензии на особую идеологическую роль. В первой половине XVI в. в среде русского духовенства разгорелся спор между нестяжателями и иосифлянами по поводу правомерности владения церковью земельным имуществом. Нестяжатели (во главе с Нилом Сорским) отстаивали тезис о недопустимости монастырской собственности и вмешательства церкви в дела государства. Их идеалом был монашеский скит, порвавший все связи с миром, члены которого живут собственным трудом. Их противники иосифляне (лидер - настоятель Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий) стремились к созданию могущественной церковной организации, опору которой составляют ее земельные владения и поддержка светской власти.
Длительная борьба закончилась победой иосифлян и заключением союза между ними и великокняжеской властью. Была создана модель взаимоотношений церкви и государства, характерная для всего периода существования монархии в России. Православная церковь признавала главенство царской власти, соглашалась на ее контроль над своими доходами и внутренней жизнью. Взамен государство обеспечивало монополию церкви в делах веры и в духовной жизни общества, преследовало ее противников (еретиков, раскольников), признавало за церковью право определять государственную идеологию. Эта идеологическая функция православия особенно зримо проявилась в рассматриваемый период (XVI - XVII вв.). Сохранение православия рассматривалось как важнейшее условие национальной независимости и государственной мощи, а русские государи выступали в роли защитников веры.
Особый период в российской истории образовало царствование Ивана IV Грозного (1533 -1584), в течение которого произошло дальнейшее усиление самодержавия. В первую половину его правления (40 - 50-е гг. XVI в.) была проведена серия реформ, способствовавших укреплению государства, его централизации. Реформы затронули все сферы государственного управления: армию, суд, финансы, центральный и местный государственный аппарат. Были унифицированы денежная система и система мер и весов. Проведена реформа податного обложения. Упорядочена обязательная для феодалов военная служба и сбор войск. Ограничено местничество. Стали создаваться элементы регулярной армии (стрелецкие полки). Ликвидированы кормления, значительная часть власти на местах перешла из рук наместника в руки выборных населением должностных лиц - губных и земских старост (суд и сбор податей). Стала создаваться приказная система. Приказ - орган центрального отраслевого или территориального управления, ведающий какой-либо территорией (Казанский, Сибирский приказ) либо сферой государственной жизни (Посольский, Разрядный, Стрелецкий приказ). Хотя полномочия отдельных приказов зачастую не были четко определены, а сфера компетенции разграничена, их появление означало шаг на пути создания централизованного бюрократического государства. Вместе с приказами в России появляется бюрократия -профессиональные управленцы (дьяки и подьячие).
Результаты реформ 50-х гг. XVI в. оказались противоречивыми: с одной стороны, укрепление центральной государственной власти, с другой - создание местного сословного самоуправления. Дальнейшее развитие могло пойти либо по пути дальнейшего расширения прав сословий, либо по пути полного подчинения их власти государства. Иван IV направил развитие по второму пути. Его политика опричнины, проводившаяся всю вторую половину царствования (с 1565 г.), привела к физическому уничтожению многих представителей княжеской и боярской аристократии, подрыву их экономического могущества (земельные конфискации и «вывод» светских вотчинников в другие уезды), противопоставлению различных частей господствующего класса друг другу. Предпринятая без достаточных экономических и социальных предпосылок политика централизации вылилась в массовый террор.
Тем не менее, государственный аппарат и после мероприятий Ивана Грозного оставался во многом архаичным. Основные признаки абсолютной монархии - развитый бюрократический аппарат и постоянная армия - только начинали складываться. Суровость царской власти соединялась с ее административной слабостью. Отсюда – стремление царя опереться на различные сословия, привлечь их к участию в управлении. Форма правления, которая предусматривает участие во власти наряду с государем представителей различных сословий, называется сословно-представительной монархией.Этот строй существовал в Западной Европе в XIV - XVI вв. (парламент в Англии, генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании). В России элементами сословно-представительной монархии были: местное самоуправление в уездах и волостях, Земские соборы в центре.
Земские Соборы созывались, начиная с 1549 г., по инициативе царя из представителей различных сословий - «всяких чинов людей» - боярства, дворянства, духовенства, представителей посада, черносошных крестьян. Порядок созыва соборов, их функции, характер представительства не были определены. Земские соборы обсуждали тот или иной вопрос государственной жизни и выносили не обязательные для царя решения. Царь созывал соборы для того, чтобы заручиться поддержкой сословий в своей политике, узнать мнение различных слоев общества. Расцветом соборной деятельности является первая половина XVII в. (Смута и ее последствия). Соборы этого времени отличались широким представительством, решали большой круг вопросов - выборы царя (1613), принятие нового свода законов (1649), финансовые и внешнеполитические вопросы. Однако по мере укрепления на троне династии Романовых приходит конец деятельности представительных органов, наступает эпоха абсолютизма.