Тема: сущность и социальная ценность профессиональной этики юриста. Нравственные требования, предъявляемые к юристам
Понятие и содержание профессиональной этики юриста. Ее социальная ценность.
Виды профессиональной деятельности юриста. Характеристика и их содержание.
Нравственные требования предъявляемые к юристам. Профессионализм, образованность и культура, нравственность. Присяги, их нравственное содержание.
Понятие, причины возникновения и формы проявления профессиональной деформации юриста. Меры по преодолению профессиональной деформации в деятельности юриста.
Лекция № 5-6 (4 часа)
Тема: Нравственные основы профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов и судей. Кодексы профессиональной этики юристов.
А. «Неуклонный план борьбы с коррупцией» и Федеральный Закон «О противодействии коррупции», их нравственная составляющая и значение в формировании высоко-нравственной этики юриста.
Б. Нравственные основы профессиональной деятельности сотрудников органов дознания, следствия, прокуратуры, юридических служб предприятий и организаций.
Кодексы профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел и прокурорского работника РФ. Их содержание.
Нравственное составляющее законодательных актов о прокуратуре, ФСБ, МВД, Следственном Комитете РФ, О полиции РФ.
Реформирование правоохранительных органов – создание прочного заслона на пути появления «Оборотни в пагонах».
В. Нравственные начала судебной деятельности. Кодекс судейской этики, и его содержание и значение.
Нравственное содержание законодательных актов о суде и правосудии. Конституция РФ и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод – правовая основа справедливого правосудия.
Независимость и беспристрастность суда как принцип судебной деятельности. Нравственная составляющая процедуры судебного разбирательства и судебных актов (приговоров, решений).
Кодекс чести судьи. Кодекс судебной этики 2004 г., его содержание и значение. Решение VII Всероссийского Съезда Судей 2009 г. О необходимости разработки отвечающего условиям современности Кодекса Судейской этики. Повышение профессиональных и нравственных требований к судьям и кандидатам на должности судей – веление времени, заслон для появления «Оборотней в судебных мантиях».
Лекция №7 (2 часа).
Тема: Нравственные основы адвокатской деятельности. Кодекс профессиональной адвоката, его содержание и значение.
Нравственная составляющая ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».
Нравственные основы деятельности адвоката в досудебном производстве по уголовным делам. Профессиональная деятельность адвоката в суде по уголовным, гражданским и делам об административных правонарушениях в соответствии со своим процессуальным статусом (защитник, представитель).
Профессиональные нравственные требования предъявляемые к адвокатам. Кодекс профессиональной этики адвоката, его содержание, значение, и социальная ценность.
Лекция № 8 (2 часа)
Тема: Основы культуры профессиональной деятельности юриста.
Понятие и содержание культуры профессиональной деятельности юриста. Основы культуры производства по уголовным, гражданским делам, и делам об административных правонарушениях. Соблюдение культуры оформления процессуальных документов. Логичность и грамотность изложения содержания. Стиль и язык изложения.
Судебный этикет как составная культура профессиональной деятельности юриста.
Планы семинарских и практических (24 часов)
Семинар № 1. Мораль, право, этика: понятие, содержание, соотношение. Основные категории этики, «их содержание и социальная ценность для юриста (2 часа).
- Понятие и виды социальных норм. Значение социальных норм.
- Понятие морали (нравственности) как разновидности социальных норм. Социально-ценностная (аксиологическая) характеристика морали.
- Этика как учение (наука) о морали (нравственности). Аристотель как основатель этики.
- Основные этические категории: Добро и зло, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство, честь, гуманизм, понятие, содержание, форма проявления.
- «Золотое правило» поведения, его содержание и значение.
Методические указания студентам:изучить признаки и сформулировать определение социальных норм. Сформулировать понятие морали; усвоить содержание основных этических категорий и проиллюстрировать значение «золотого правила» поведения.
Практическое задание:определить критерии основных этических категорий.
Литература для подготовки к семинару: