История развития аптечной сети «Радуга»
Начало формирования сети аптек «Радуга» можно отнести на конец 2002 — начало 2003 года. История развития сети началась с Санкт-Петербурга, затем под брендом «Радуга» стали открываться аптеки и в других городах. Официальной датой создания сети считается 2006 год. Именно в этот период было принято решение о создании аптек нового поколения, максимально ориентированных на потребителей и предлагающих только качественную продукцию [4].
Символом аптеки является радуга [рис.1], как говорят основатели логотипа: «она излучает доброту, оптимизм, веру в здоровое будущее. В радуге присутствуют все основные цвета, а в наших аптеках — широкий спектр лекарственных средств и товаров для здоровья и красоты».
Ценностями компании являются [5]:
· Высококвалифицированные, целеустремленные и заинтересованные в профессиональной карьере сотрудники;
· Высокие стандарты качества обслуживания клиентов;
· Внедрение инновационных маркетинговых технологий;
· Современная система менеджмента;
· Рост и развитие Компании на фармацевтическом рынке за счет качества оказываемых услуг и разнообразия предлагаемого ассортимента.
Преимущества и недостатки аптечной сети
Преимущества
1. Многие элементы деятельности – складирование, финансы и учет, маркетинг, управление персоналом – централизованы (Санкт-Петербург), что приводит к выраженному снижению издержек и более качественному осуществлению данных функций.
2. Активная реклама собственной торговой марки позволяет привлечь в аптеки сети значительное количество дополнительных посетителей.
3. Сетью аптек «Радуга» поддерживается единый стандарт обслуживания, основанный на индивидуальном подходе к каждому покупателю.
4. Одним из важных преимуществ аптечной сети является возможность автоматизации учета лекарственных средств с единым программным обеспечением. Единый подход уменьшает материальные и временные затраты на разработку программного обеспечения, его внедрение, обучение специалистов, а в дальнейшем позволит централизованно его совершенствовать и модернизировать.
5. Наличие дисконтных программ. В сети «Радуга» существует карта постоянного покупателя «Аптека Радуга» - она выдается при предъявлении чека на единовременную покупку в аптеке от 2000 рублей и заполненной анкеты. Карта накопительная. Сумма покупки заносится на личный счет карты и Ваши скидки растут. На покупку, при которой выдается карта, скидка не распространяется. Перерасчет скидка производится на следующий день после достижения пороговой суммы. Скидка по дисконтной карте не суммируется с другими скидками, действующими в сети аптек «Радуга». Так же существует возможность получения VIP карты [5].
6. Возможность проведения социальных программ и акций.
7. Для аптечной сети характерна возможность создания на базе информационно-логистической системы единой справочной службы.
8. Стратегической задачей для сети аптек «Радуга» является повышение профессионализма сотрудников. В компании проводятся обучающие тренинги для работников. На них фармацевты обучаются стандарту обслуживания, совершенствуют свое профессиональное мастерство и умение, получают новую информацию, что способствует дальнейшей качественной работе. В тренингах принимают активное участие и партнёры. Они делятся своим опытом, информируют о товарах-новинках. В итоге, после прохождения обучающих программ фармацевты в наших аптеках готовы к профессиональному обслуживанию и консультациям [4].
9. К преимуществам сетевых аптек относится также возможность обмена товарами при их нехватке в одной аптеке и избытке в другой.
В то же время можно говорить и о недостатках аптечной сети.
Недостатки
В первую очередь – это дополнительные расходы на содержание управленческого персонала, менее гибкая ассортиментная и ценовая политика, растущие накладные расходы по открытию новых точек. Если документооборот не компьютеризирован, то в крупной аптечной сети будут на него значительные издержки [1].
Следует также иметь в виду, что сетевой бизнес значительно отличается от бизнеса отдельной аптеки. Аптеки одной аптечной сети могут работать в «спальных» или «проходимых» районах. При управлении ими необходимо использовать дифференцированный подход. Для «спальных» аптек необходимо учитывать специфику социально-демографических особенностей местного населения. Для «проходимых аптек» необходимо использовать важные преимущества аптек центра города, которые для эффективной работы с посетителями нуждаются в использовании жестких сетевых стандартов ассортимента, цен, сервиса.
Ассортимент
Важным фактором конкурентоспособности аптечной организации является наличие широкого ассортимента товаров.
Устойчивая тенденция последних лет – увеличение доли нелекарственного ассортимента в аптеках. «Радуга» не является исключением. В условиях острой конкуренции расширение нелекарственного ассортимента помогает привлекать покупателей, позволяет получить прибыль за счет нетрадиционных товаров, благодаря особому доверию, которое покупатели испытывают к аптеке.
По оценкам «Фармэксперта», в 2003 году в сетевых аптеках в среднем доля нелекарственного ассортимента достигла 42%, в региональных – более 30% [3].
Так в аптечной сети «Радуга» организованы отделы ортопедии. В них представлены такие товары, как пояса, корсеты, наколенники, налокотники, реклинаторы (лечебно-бандажные изделия для детей), компрессионный трикотаж. Аптеки предлагают покупателям минеральную и чистую питьевую воду. Огромным спросом пользуется медицинская техника, особенно аппараты для измерения давления, массажеры, тренажеры, электронные термометры, глюкометры, весы с анализатором жира, термометры со светодиодным и антибактериальным ффектом, ингаляторы, небулайзеры (ингаляторы с распылительным эффектом).
Аптека работает по системе самообслуживания, которая предполагает свободный доступ покупателей к товарам (кроме лекарственных средств рецептурного отпуска).
Группы товаров, представленные в аптеках «Радуга» [5]:
· Лекарственные средства
· Медицинские товары
· БАДы
· Предметы ухода и гигиены
· Медицинская техника
· Лечебная косметика
· Товары для детей и будущих мам
· Собственная торговая марка «Ежевита»
Управление персоналом
Работа в аптеках требует от специалистов особых качеств – профессионализма, высокой внутренней культуры и глубокой порядочности. Большое внимание аптечные сети уделяют корпоративной культуре и обучению персонала.
«На сегодняшний день в команде более 7 000 человек, работающих в самых разных областях – провизоры и фармацевты, медицинские и региональные представители, менеджеры и логисты, работники склада и водители» [6].
Аптечная сеть «Радуга» предоставляет следующие гарантии [5]:
· Стабильная и достойная оплата труда с возможностью самостоятельно влиять на ее уровень с помощью собственной активности и инициативы;
· Дополнительное профессиональное обучение (продление сертификата специалиста, оплата обучения в Интернатуре на корпоративных условиях);
· Повышение квалификации в Учебном Центре Компании (специальная программа подготовки сотрудников);
· Полный социальный пакет;
· Возможность карьерного роста;
· Дружный коллектив;
· Комфортные условия работы в красивой, уютной аптеке;
· Удобный график работы.
· Производственная практика студентов старших курсов, получающих фармацевтическое образование (высшее/среднее специальное);
· Работа для молодых специалистов, выпускников фармацевтических факультетов (Компания предоставляет обучение на корпоративных условиях в интернатуре);
Требования:
· готовность расти и развиваться вместе с нами;
· профессионализм и ответственность за результаты своей работы;
· позитивный настрой и активная жизненная позиция;
· готовность работать в команде.
Отзывы покупателей
В первую очередь аптеки работают для посетителей, обычных граждан нашей страны. По моему мнению, хорошие отзывы покупателей один из главных показателей успешности аптеки и качественности предлагаемой аптеками продукцией.
Для того чтобы определить, как относятся потенциальные покупатели к качеству товаров и уровню обслуживания в сети аптек «Радуга» мною было проведено исследование отзывов покупателей на официальном сайте Flamp.
Анализ отзывов показал, что большинство людей, около 70%, оставляют положительные отзывы [диаграмма 1].
Хорошее качество предлагаемой продукции отмечают 60% потребителей [диаграмма 2].
Стоит отметить, что именно качество обслуживания (вежливость и квалифицированность работников) является одним из ключевых понятий аптечного бизнеса.
О высоком качестве обслуживания свидетельствуют отзывы 50% покупателей [диаграмма 3].
Заключение
1. Аптечные сети существуют более 100 лет. В России активное развитие аптечных сетей вызвано жесткой конкуренцией на фармацевтическом рынке и нестабильностью экономического положения отдельных аптек.
2. История формирования сети аптек «Радуга» началась с Санкт-Петербурга, затем под брендом «Радуга» стали открываться аптеки и в других городах.
3. Главными преимуществами аптечной сети являются дисконтные и социальные программы, автоматизация учета лекарственных средств и централизованное управление.
4. Стратегической задачей для сети аптек «Радуга» является повышение профессионализма сотрудников.
5. Сеть аптек предлагает широкий спектр лекарственных средств, однако не изменяет устойчивой тенденции последних лет – увеличивает долю нелекарственного ассортимента.
6. Потребители в основном оставляют положительные отзывы лб аптечной сети «Радуга» на официальных сайтах г. Новосибирска, однако, не остается без внимания и тот факт, что профессионализм и внимание сотрудников аптеки не всегда вызывает положительную оценку.
Список литературы
1. Кугач В.В., Пахомов В.В. Аптечные сети // Организация фармации. ВГМУ. Виебск. 2007 г.
2. Лях Ю. Аптечные сети в г. Новосибирске // «Деловой квартал - Новосибирск, 2008, № 14
3. Пигарева Е. Аптечные сети: перспективы развития // «Московские аптеки» 2006
4. Аптека Радуга. Официальный сайт. Электронный ресурс // http://aptraduga.webtm.ru/
5. Аптека Радуга. Федеральная сеть аптек. Электронный ресурс // http://apteka-raduga.ru/
6. РОСТА. Фармацевтическая компания. Электронный ресурс // http://www.rostagroup.ru/
7. Фламп – отзывы покупателей. Электронный ресурс // http://novosibirsk.flamp.ru/search?what=радуга+сеть+аптек&where=Новосибирск&latitude=&longitude=&sort=&sort_direction=
Приложения
Рисунок 1. Логотип аптечной сети
Диаграмма 1. Оценка отзывов покупателей
Диаграмма 2. Характеристика соотношения цены-качества предлагаемой продукции
Диаграмма 3. Оценка качества обслуживания