Корпоративная социальная политика и менеджмент предприятия
Вопросы для обсуждения:
1. Перечислите компетенции общего собрания акционеров в процессе организации КСО.
2. Какие преимущества дает компании использование института независимых директоров?
3. Каково назначение комитетов при совете директоров? Какие функции должен выполнять комитет по КСО?
4. Какова роль корпоративного омбудсмена в процессе организации КСО?
5. Опишите основные варианты организации социальной ответственности в системе менеджмента компании.
6. Назовите основные должностные обязанности, а также ключевые компетенции менеджера КСО.
Задания
1. Исследуйте системность подхода в определении миссии, ценностей, в постановке стратегических целей развития в области КСО одной из российских компаний: какие зарубежные и отечественные стандарты социальной ответственности используются в деятельности компании? Перечислите документы, которые регулируют в компании вопросы КСО, кратко раскройте их содержание. Какие каналы коммуникации применяются для диалога с заинтересованными сторонами? Выделите сильные и слабые стороны планирования социально ответственной деятельности в выбранной компании.
2. Проведите анализ структуры и содержания существующих стандартов в области социальной ответственности по следующим критериям: разработчик документа, история создания, определение КСО (при наличии), отрасли применения, специализация (сфера), основные темы, назначение, опыт применения российскими и зарубежными компаниями. Задание может выполняться в малых группах.
Задания
1. Изучите сильные и слабые стороны каждого из существующих вариантов организации КСО в системе управления компанией (централизованный, децентрализованный, с привлечением внешних экспертов, смешанный) и приведите примеры из российской и зарубежной практики по данному вопросу.
2. Поразмышляйте на тему: «Какими компетенциями должен обладать менеджер по КСО?». Ответьте на следующие вопросы:
— В каких случаях может быть полезен (для решения каких задач) профиль компетенций?
— Какие из компетенций менеджера по КСО, с вашей точки зрения, являются наиболее важными и почему?
— Какие компетенции отличают, по вашему мнению, менеджера социальных программ от менеджера, занимающегося коммерческими проектами? Аргументируйте свой ответ.
— Какие из обсуждавшихся компетенций вы хотели бы развить у себя? Почему? Какие шаги вы собираетесь для этого предпринять?
Практическое занятие №6
Тема 6
Инструменты и направления корпоративной социальной ответственности
Задания
1. На основе инструментов оценки социальной ответственности компании попробуйте сформировать собственную систему оценочных показателей по одному из направлений КСО. Каким требованиям, по вашему мнению, методика должна удовлетворять?
Представьте себя в роли эксперта, подумайте о том, как бы вы предложили производить оценку эффективности социальных мероприятий, каким факторам вы уделили бы первостепенное внимание?
2. Подготовьте сравнительный анализ известных вам инструментов оценки социальной ответственности, разработав необходимые для этого критерии с учетом особенностей и принципов (в том числе изучите показатели методики и охват ими основных направлений КСО). Результаты исследования оформите в табличной форме или в виде SWОТ- анализа для каждого подхода.
3. Проведите оценку социальной активности известной вам компании на основе открытой информации, с использованием одной из предложенных или любой другой методики оценки. Проанализируйте полученные результаты, сравните их с результатами других исследований (или компаний), проследите динамику изменений и предложите собственные рекомендации по дальнейшему развитию практики КСО. Определите достоинства и недостатки проведенных расчетов, а также возможные способы их преодоления.
Практическое занятие №7
Тема 7
Оценка корпоративной социальной ответственности
Задания
1. Подготовьте заключения по исследованиям в области анализа актуальных проблем и перспективных направлений развития современной российской практики ГЧП.
№ | Рекомендуемые публикации | Источник |
«Как обеспечить успех ГЧП в России?» | http://www.ey.com | |
Аналитический отчет по результатам исследования «Развитие государственно-частного партнерства в регионах ЦФО: инвестиции и инфраструктура» | http://pppcenter.ru/ | |
«Оценка развития ГЧП в России. Мнение бизнеса.» | ||
«Барьеры развития механизма ГЧП в России» | http://www.exin.ru | |
Рейтинг регионов России «ГЧП – старт» | http://www.pppjournal.ru |
Проанализируйте масштабы и динамику развития ГЧП в отдельных зарубежных странах и группах стран (США, Канада, Великобритания, Европейский союз, развивающиеся страны в целом и т. д.).
2. Подготовьте презентацию доклада на тему «Использование механизмов ГЧП в отдельном секторе экономики или социальной сферы»
1) транспорт (строительство автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры, общественный транспорт, железнодорожный транспорт, морской транспорт и внутренние водные пути, морские порты и терминалы, аэропорты);
2) жилищно-коммунальное хозяйство (водоснабжение и канализация, электричество, телекоммуникации);
3) социальная сфера (культура, здравоохранение, образование, спорт, туризм);
4) другие сферы приложения ГЧП (добыча природных ресурсов, наука и инновации, территориальное развитие и т. п.).
Задание выполняется в малых группах. В докладе должны быть освещены следующие вопросы:
— оценка текущей ситуации и тенденций развития рассматриваемого сектора в России;
— нормативно-правовое регулирование экономических отношений в рассматриваемом секторе;
— возможные формы ГЧП;
— выявление наиболее вероятных регионов (или муниципальных образований) для реализации проектов в рассматриваемом секторе в России;
— анализ рисков проекта в рассматриваемом секторе;
- описание текущего проекта ГЧП, реализуемого в рассматриваемом секторе.
Задания
1. Подготовьте обзоры исследований и публикаций о современных тенденциях и особенностях реализации социально ответственного инвестирования в различных странах (в том числе российского опыта), а также передовой практике организации эффективной системы взаимодействия с заинтересованными сторонами и развития местных сообществ.
№ | Название исследования | Источник |
The European of Sustainable and Responsible Investment 2012 | http://www.eurosif.org | |
Кира Смирнова. Социально-ответственное инвестирование. Опыт развитых стран | http://www.cloudwatcher.ru | |
Do investors care about sustainability? Seven trends provide clues | http://www.pwc.com | |
Steve Schueth Sustainable and Responsible Investing in the United States | http://www.firstaffirmative.com | |
Industry Survey of Financial Advisors on Sustainable and Impact Investing | http://www.gatewaystoimpact.org | |
Фондовые рынке в контексте устойчивого развития | http://www.ey.com | |
Взаимодействие с заинтересованными сторонами: Руководство для компаний по надлежащей практике ведения бизнеса в странах с формирующейся рыночной экономикой | http://www.ifc.org | |
Strategic Community Investment. A Quick Guide Highlights from IFC`s Good Practice Handbook |
2. Какой смысл вы вкладываете в понятие «социально ответственное потребление»? Кто для вас «этичный потребитель»? Какие факторы, с вашей точки зрения, влияют на этичность или неэтичность потребительского поведения?
Изучите варианты «ответственной» маркировки, списки продукции (продукты питания, косметика, бытовая химия, одежда и т. д.) различных независимых организаций с позиции соответствия принципам этичности (в процессе производства не был нанесен вред экологии, не нарушались права человека, не тестировались на животных и др.).
Какие аргументы приводят противники этичного потребления? Считаете ли вы себя ответственным потребителем?
3. Проанализируйте деятельность социально ориентированных НКО в вашем регионе и подготовьте сообщения, включающие краткие сведения об организации, сфере ее деятельности, целевых группах, реализованных проектах, способах взаимодействия с бизнесом, о сотрудничестве с другими НКО, с государственными и муниципальными организациями и т. д.
Ответьте на следующие вопросы.
В чем выражается социальная ответственность некоммерческих организаций? Кто является стейкхолдерами для НКО? Какие требования к отчетности некоммерческих организаций предъявляют заинтересованные стороны?
Практическое занятие №8
Тема 8
Социальное развитие предприятий и социальная отчетность
Вопросы для обсуждения:
1. Перечислите основные отличительные особенности оценки КСО и те факторы, которые ограничивают возможность ее проведения.
2. Кто формулирует запрос на оценку корпоративной социальной политики и как используются ее результаты?
3. Какие этапы можно выделить в структуре процесса оценки социальной ответственности организации?
4. Какие способы оценки эффективности социальной политики предприятия существуют?
5. Какие преимущества дает участие компаний в рейтингах и конкурсах социальной ответственности?
6. Какие критерии и показатели оценки корпоративной социальной ответственности вы можете назвать?
7. Приведите примеры методик оценки социальной ответственности, прокомментируйте, в чем состоят их отличительные особенности. Каким образом они осуществляют измерение активности компании в сфере КСО?
8. В чем сущность самооценки социальной активности компании? Для решения каких задач она должна применяться?
Задания
1. Определите основные информационные потребности ключевых групп заинтересованных сторон в качестве пользователей социальной отчетности и те цели, для которых они ее используют. Ответ оформите в виде таблицы.
2. Подготовьте заключения по исследованиям в области анализа современной практики разработки нефинансовой отчетности, требований и тенденций ее развития.
№ | Название исследования | Источник |
Прозрачный бизнес: за и против. Совместное исследование BDO и ассоциации менеджеров России | http://www.bdo.ru | |
Будущее корпоративной отчетности: стремление к единому видению | http://www.kpmg.com | |
The KPMG Survey of Corporate Responsibility Reporting 2013 | ||
Преимущества отчетности в области устойчивого развития. Исследования компании EY и Центра корпоративного гражданства Бостонского колледжа | http://www.csr-review.net | |
Повышение информационной открытости бизнеса через развитие корпоративной нефинансовой отчетности. Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов 2008-2011гг. | http://рспп.рф | |
На один шаг ближе к интегрированной отчетности. Новый подход в 21 веке. International Integrated Reporting Committee | http://ir.org.ru | |
Adding Value Through Sustainability Reporting//Corporate Citizenship | http://www. corporate-citizenship.com |
Примерный перечень вопросов для обсуждения
— Каким образом можно избежать обвинений в том, что социальный отчет компании — всего лишь PR-инструмент? Имеет ли значение то, какие побуждения (альтруистические или меркантильные) лежат в основе его подготовки?
— Почему одну информацию компании раскрывают в отчете охотнее, чем другую? Почему одни компании являются более прозрачными, чем другие?
— Какие выгоды получает и какие издержки несет компания от повышения прозрачности и почему?
— С какими трудностями может столкнуться компания при составлении нефинансового отчета?
— Каковы динамика и основные тенденции развития практики социальной отчетности в России и за рубежом?
— Как вы думаете, почему российские компании менее открыты, чем западные?
— Что такое интегрированная отчетность и почему она необходима? В чем ее преимущества относительно других видов корпоративных отчетов?
3. Проанализируйте социальную отчетность одной из российских компаний. Сформулируйте позиции, по которым составлены ее отчеты: формат, концепция, опыт и регулярность публикации, охват основных сфер, используемые стандарты и рекомендации, верификация, стратегия, наличие обратной связи, диалог со стейкхолдерами в рамках подготовки, доступность, навигация, награды и т. д. Приготовьте презентацию выводов.
4. Определите первоначальные рекомендации к составлению нефинансового отчета для представленных ниже компаний. Алгоритм подготовки должен описывать критерии выбора видов и форм информации, входящей в отчет, и ее источники. Каким образом необходимо организовать работу по составлению нефинансовой отчетности? Как составить план мероприятий по подготовке и распространению отчета? Обозначьте возможности и проблемы.
Концепция должна включать следующие элементы: список стейкхолдеров (заинтересованных сторон) компании; концепцию содержания и структуру отчета; проект обращения руководителя компании; концепцию наполнения каждого из блоков стандарта GRI (каким аспектам должно быть уделено приоритетное внимание?). Составьте вариант презентации нефинансовой отчетности заинтересованным сторонам.
Ситуации
1. Одна из крупнейших табачных фабрик в стране придерживается принципов КСО и реализует комплекс программ в интересах различных заинтересованных групп. Важнейшим аспектом ее социальной политики является обеспечение высокого уровня заработной платы и конкурентоспособного социального пакета. Для сотрудников и членов их семей действуют библиотека, поликлиника, базы отдыха. Работники предприятия имеют возможность пройти санатарно-курортное лечение за счет предприятия. Фабрика оказывает постоянную помощь пенсионерам предприятия, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны. Кроме того, предприятие реализует программы по природоохранной деятельности и ресурсосбережению с целью сокращения вредного воздействия на окружающую среду. Основными направлениями благотворительной деятельности являются: поддержка объектов социального назначения; поддержка учреждений культурно-образовательной и духовной сферы; под держка медицины и спорта.
2. Строительная компания — один из ведущих региональных игроков на рынке жилищного строительства. Во главу своей политики компания ставит не только качество и архитектурную выразительность жилья, но и такую задачу, как укрепление социокультурных связей между жителями домов, в том числе путем проведения «праздников двора». Много лет компания оказывает материальную помощь детским домам, перечисляет средства на закупку подарков для маленьких пациентов областной детской клинической больницы, а также через социальные службы содействует приобретению подарков для детей из малоимущих семей. В рамках благотворительных программ уделяется важное внимание развитию спорта: поддержка и содержание детско- юношеских футбольных и хоккейных команд, строительство спортивных площадок. Поддерживая духовное наследие края, компания оказывает помощь в реконструкции и возведении храмов и соборов.
3. Хлебобулочный комбинат местного значения, находящийся в небольшом районном городке, считает делом первостепенной важности заботу о сотрудниках. Персонал получает материальную помощь к юбилеям или ежегодному отпуску, к свадьбе, на рождение ребенка—им вручают грамоты и ценные подарки. Помнят на предприятии и ветеранов, которые уже вышли на пенсию. Они получают талоны на бесплатный хлеб, а также подарки, поздравления и приглашения на праздники. Предприятие проводит соревнования по настольному теннису, шахматам и футболу, оплачивается половина стоимости абонемента в городской бассейн. На территории комбината создана зона отдыха, где работники могут отдохнуть в обеденный перерыв или после работы. Кроме того, предприятие реализует благотворительную программу, направленную на помощь многодетным семьям.
4. ОАО «Гранит» — градообразующее предприятие, специализирующееся на добыче и производстве гранитного щебня, занимается широкой благотворительной деятельностью. В списке подшефных организаций—школы и детские сады, средние учебные заведения и спортивные организации, дома культуры, библиотеки, больницы. В центральной районной больнице за счет средств предприятия ведутся дорогостоящие работы по капитальному ремонту терапевтического и хирургического отделений. На предприятии утверждена программа помощи молодым семьям, имеющим детей. Более 800 ветеранов предприятия ощущают постоянное внимание и поддержку своего трудового коллектива. В ОАО «Гранит» проводится широкомасштабная программа улучшения производственных и социально-бытовых условий. Несколько лет назад специалисты предприятия разработали и внедрили принципиально новую, экологически чистую технологию взрывных работ.
5. Крупный российский банк, охватывает более 20 регионов России. Выражением социально ответственного поведения являются спонсорство и благотворительная деятельность в области культуры и искусства, науки и образования, защиты окружающей среды и социальной солидарности. Пропагандирует достижения классического и современного искусства, охраняет памятники культурного и исторического наследия, обеспечивает их доступность все более широкому кругу лиц, создавая условия для творческого развития новых поколений. Банк поступательно формирует экологические стандарты, отдает предпочтение бумаге вторичной переработки, продуктам с высокой энергоэффективностью и технологическому оборудованию, не оказывающему негативного воздействия на окружающую среду.
Практическое занятие №9
Тема 9