Законодательство в области обороны

Основу законодательной базы об обороне страны составляет Конституция Российской Федерации, в которой закреплены основополагающие правовые нормы об обороне и безопасности государства. Статья 4 Конституции определяет, что Российская Федерации обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Тем самым подчеркивается, что оборона, территориальная целостность и безопасность страны носит общегосударственный характер, что возлагает на все без исключения государственные органы, общественные организации, на всех граждан обязанности по защите Отечества.

Обеспечение обороны страны - задача государственной важности. Согласно статьи 71 Конституции в исключительном ведении Российской Федерации находятся:

- вопросы войны и мира;

- оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;

- определение статуса и защита государственной границы, территориального пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

Главное в содержании государственной функции защиты Отечества - это его вооруженная защита, осуществляемая Вооруженными Силами, в случае агрессии, деятельность по обеспечению мира, безопасности и обороноспособности страны, высокой боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время.

Согласно статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РоссийскойФедерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. В Конституции оговаривается, что гражданин Российской Федерации, в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Конституция Российской Федерации определяет функции и полномочия в области обороны страны высших должностных лиц и органов государственной власти России. Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в соответствии с конституционными нормами осуществляют государственное руководство обороной страны и Вооруженными силами РФ. В его основе лежит принцип единства политического, экономического и военного руководства защитой Отечества. В компетенцию этих органов входит рассмотрение и решение всех коренных вопросов, относящихся к обеспечению обороноспособности и безопасности нашего государства.

В соответствии со статьей 80 Конституции РФ Президент Российской Федерации принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. В его компетенцию входит (статья 83):

- формирование и руководство Советом безопасности Российской Федерации;

- утверждение военной доктрины Российской Федерации;

- назначение и освобождение высшего военного командования Вооруженных Сил Российской Федерации.

Президент РФ согласно статьи 87 Конституции является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии он вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного времени определяется федеральным конституционным законом.

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

К ведению Совета Федерации в сфере обороны страны относится решение следующих вопросов (статья 102):

- утверждение указа Президента Российской Федерации в введении военного положения;

- утверждение указа Президента Российской Федерации в введении чрезвычайного положения;

- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые в государственной Думе федеральные законы по вопросам:

- статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

- войны и мира.

На Правительство Российской Федерации в соответствии со статьей 114 Конституции РФ возлагается функция осуществления мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности.

Вторым по значимости после Конституции Российской Федерации законодательным актом, регулирующим правоотношения в сфере обороны страны, является Федеральный закон “Об обороне”, определяющий основы и организацию обороны Российской Федерации, права и обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в области обороны, структуру и организацию Вооруженных Сил Российской Федерации, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации по вопросам обороны, а также содержащий другие нормы, касающиеся обороны страны.

Под обороной данный Федеральный закон понимает систему политических экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. К обороне привлекаются также Пограничные войска Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел, Железнодорожные войска, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны.

Организация обороны включает:

- прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;

- разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации;

- правовое регулирование в области обороны;

- строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;

- разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;

- планирование перевода органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;

- мобилизационную подготовку органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

- создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;

- планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;

- оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны;

- обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны;

- развитие науки в интересах обороны;

- координацию деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обороны;

- финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделяемых на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ;

- международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;

- другие мероприятия в области обороны.

Правовую основу обороны страны составляют также ряд других законов, основными из которых являются:

- Закон Российской Федерации “О статусе военнослужащих”, определяющий в соответствии с Конституцией права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

- Закон Российской Федерации “О воинской обязанности и о военной службе”, осуществляющий правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества

- Федеральный закон “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации”, осуществляющий правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, устанавливающий права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности и их должностных лиц, граждан Российской Федерации в этой области;

- законы, определяющие задачи, структуру и особенности прохождения службы в иных войсках и воинских формированиях, не входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации (законы Российской Федерации “О федеральных органах правительственной связи и информации”, «О государственной границе”, “О милиции”, федеральные законы “О пожарной безопасности”, “Об органах федеральной службы безопасности”, “О Железнодорожных войсках Российской Федерации”, “О внешней разведке”, “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации”, “О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции”, другие законы).

Вопросы организации обороны и военного строительства регламентируются также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами и директивами министра обороны РФ.

Непосредственная регламентация жизни и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации содержится в общевоинских уставах, имеющих силу закона, а также в специальных уставах и наставлениях и иных правовых документах.

Наши рекомендации