Праздники, сопровождаемые застольем. Традиционный символический смысл застолий

Имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Институт гуманитарных наук и искусств

Филологический факультет

Реферат на тему:

«Обрядность русского застолья».

Выполнила: студентка 4 курса

Филологического факультета

Заочного отделения

Пермякова А.Д.

Проверил :

Кандидат филологических наук,

Доцент,

Липатов В.А.

Екатеринбург

2012 год

Оглавление

1. Введение

2. Праздники, сопровождаемые застольем. Традиционный символический смысл застолий

2.1. Участники застолий, их размещение за праздничным столом

2.2. Убранство стола, правила поведения за столом

3. Традиционные кушанья, их символическое значение

3.1. Основные обеденные блюда

3.2. Хлеб и каши

4. Хмельные напитки

5. Чаепитие.

5.1. История появления и распространения чая в России

5.2. Русское чаепитие. Время и место чаепития

5.3. Чаепитие в песенном фольклоре

6. Традиционный песенный ритуал и пляски во время застолий.

7. Заключение.

8. Список литературы

Введение

Ритуальные застолья существуют в любой мировой культуре. Они могут отличаться разнообразием, но в основном по структуре своей они похожи.

Различные народы отличаются своими собственными жизненными укладами, обычаями, своим фольклором. У каждого из народов есть свои традиционные, любимые блюда, свои ритуалы и атрибуты застолья, особая сервировка и убранство стола, т.е. всё то, что соответствует их национальному вкусу, образу жизни, климатическим условиям. Традиции народа складывались тысячелетиями, и в них отразилось национальное единство, привычки, и накопленный опыт наших предков. Так из «шкатулки» исторического многовекового прошлого, мы можем брать , например, кулинарные рецепты, представления обрядовости застолья; увидеть многие факторы , которые повлияли на тот или иной народ, на его быт и уклад.

Мы должны помнить, что формы ритуального застолья, напрямую зависят и соотносятся с самими ритуалами, поэтому самые популярные типы ритуальных застолий – это застолья в праздничные дни, а также это могут быть трапезы, связанные с обрядами семейного цикла: свадебные, родильно-крестильные, похоронно-поминальные.

В данном реферате мы обсудим обрядность РУССКОГО застолья и постараемся рассмотреть всю его атрибутику и символику. Обратим внимание не только на убранство самого стола и традиционные блюда, но и постараемся заглянуть глубже, увидеть всю специфичность русского застолья, с гостями, сервировкой, хмельными напитками, песнями и плясками. Постараемся проанализировать ключевые моменты русского застолья, опираясь на славянские параллели.

Праздники, сопровождаемые застольем. Традиционный символический смысл застолий.

Итак, уже во введении мы отметили, что почти любой календарный праздник, может сопровождаться застольем, помимо этого, застолье украшает трапезы связанные с обрядами семейного цикла.

Все ритуальные застолья, как правило, имеют строгие правила на разных уровнях - это могут быть блюда, поведение гостей; на некоторые застолья не допускаются маленькие дети или, по крайне мере, их садят отдельно от взрослых. Раньше могли существовать отдельно женские и мужские застолья, т.е. в целом ритуальные застолья имели более жесткий регламент, чем повседневные трапезы. Правда, в современном мире это уже ощущается не настолько сильно.

Структура традиционного застолья замыкается, как правило, на двух компонентах – это начинающая и завершающая молитва и песня, т.е. как мы говорили выше: обрядовость русского застолья непосредственно зависит от самого обряда и ритуала. Песня в начале застолья выполняет роль прославления всех гостей и хозяев, песня в конце – прощание с застольем. Молитва же как правило начинает и завершает повседневные трапезы: пасха, рождество и др.

Вообще в обрядовых ситуациях понятие «первое» / «последнее» часто связано с пищей. Такая взаимосвязь может показаться совершенно случайной, однако при более внимательном рассмотрении становится ясным, что «первый» (например, первый гость или победитель в обрядовом соревновании) получает особое право на использование тех или иных благ, в частности пищи. Так, во время праздника «слава» в северо-восточной Сербии первого гостя, который приходил в дом, называли «попом», ему выделяли особое, почетное место и он получал право разрезать праздничный калач вместе с хозяином. «Последний» (проигравший) наделяется демоническими свойствами, приближаясь к герою-трикстеру. Он нередко похищает пищу. Например, во время обеда, устраивавшегося в Бельском уезде Смоленской губ. в честь заверешения толоки по вывозу навоза в поле, тот, кто вывозил последний воз (его называли «поскребышем» или «телепнем»), должен был украсть со стола кашу и унести ее в хлев, из которого вывозили навоз. Его преследует толпа детей и подростков. Забежав в хлев «при общем смехе вся толпа наперерыв подхватывает кашу, а горшок разбивают». От того, кто ест первым, зависит благополучие семьи, урожай, плодородие скота. Например, у белорусов в Роговском уезде «на заговенье и на дедов должны есть первыми женщины, чтобы приплод скота был женского пола». [1]

На основе всего вышесказанного, мы уже понимаем, что любой праздник, особенно раньше, мог сопровождаться застольем или трапезой. Само застолье - это граница между обыденным и сакральным, между трудом и отдыхом, буднями и праздником. Именно в этом и скрывается символический смысл застолья, это не просто обед с вкусными блюдами, это кладезь обрядов и атрибутов. Застолье воспринимается нами как ядро социальной жизни в традиционном и современном быту, как элемент человеческих коммуникации, со своей собственной спецификой церемонии.

Застолье – это особый этнокультурный феномен, благодаря которому мы можем увидеть менталитет народа, его этнические ценности. Мы можем отметить богатую поэтическую, фольклорную традицию, проследить видоизмениния со временем.

Наши рекомендации