Принятие христианства и его последствия
Эпоха князя Владимира I Святославовича вошла в анналы оте- чественной истории не только благодаря ратной героике. Его правле- ние ознаменовалось официальным принятием христианства в 988 г.
Влияние религии на восточных славян началось задолго до этого пе- риода. Из договора князя Игоря с греками (944 г.) мы узнаем о значи- тельном количестве христиан среди киевских варягов. В Киеве была церковь св. Ильи. И, наконец, бабушка Владимира княгиня Ольга приняла христианство в 955 г. Не имея влияния на сына Святослава (он до конца своих дней оставался язычником), она много занималась воспитанием внуков.
К этому времени Русь со всех сторон была окружена странами, принявшими обряд крещения задолго до нее. Это Византия, Болга- рия, Армения, Грузия, Польша, Великоморавское государство (сего- дня Чехия и Словакия).
Каковы же основные причины принятия христианства на Руси?
1. Киевская Русь как формирующееся феодальное государство нуждалась в консолидирующей общество идеологии. Не случайно не- задолго до этого времени не удалась реформа Владимира по созда-
нию единого пантеона языческих богов. Переход от политеизма к монотеистической религии был социально-экономически и культур- но-политически обусловлен и закономерен.
2. В принятии православия была заинтересована политическая элита, и в первую очередь великий князь. В Византии сформировалась специфическая форма власти – так называемая цезаропапистская (це- зарь – царь; папа – глава католической церкви) система, которая озна- чала не столько доминирование светской власти над церковной, сколь- ко консолидацию ведущих социально-политических институтов и цен- трализацию власти. (Сам термин возник в современных условиях).
3. Принятие православного христианства объясняется и внешне-
политическими обстоятельствами. Киевская Русь была заинтересова- на в укреплении военно-политического союза с Византией. Это круп- нейшее в тот период средневековое государство, наследовавшее как великие античные традиции, так и мощное восточно-христианское влияние, являлось в то же время мировым центром православия (хотя официальное разделение христианства на католичество и православие произошло в 1054 г.).
4. За столетие до Руси христианство было принято в славянской Болгарии во многом благодаря стараниям византийских просветите- лей Кирилла и Мефодия. Возникла многочисленная и богатая бого- служебная литература на понятном обоим народам церковно-славянс- ком языке. На Русь, уже имевшую знаковую письменность, пришла
общеславянская кириллическая письменность. (В западно-европейских
странах религиозные обряды отправлялись не на национальных язы- ках, а на принесенной из Рима христианизированной латыни. Не- смотря на языковые барьеры, этой новой культуре удалось объеди- нить народы Западной и Центральной Европы).
5. Принятие православия многие исследователи объясняют так-
же близостью этических и эстетических представлений, характери-
зующих мировосприятие древних русичей и законы православия по греческому образцу. К тому же эти установления прошли духовную трансформацию в Болгарии и приобрели, как представляется, более мягкое, душевное звучание, не столь аскетическое, как византийское. В основе этой общности, как повествует летопись (ПВЛ), лежала триада «добро, веселие, красота», немыслимые одно без другого как воплощение всемирной гармонии.
В пользу культурной близости говорит и тот факт, что процесс принятия христианства в странах Западной Европы затянулся на
200–250 лет, а на Руси прошел за 100–150 лет. Переход к новой ду- ховно-идеологической системе происходил без внешнего давления, а на основе внутреннего решения социальной элиты и прогрессивно
настроенной части общества.
Значение принятия христианства. Прежде всего укрепились международные политические и культурные связи русского государ-
ства. Русское государство в мире стало восприниматься как цивили-
зованное, войдя в общеевропейскую культурную орбиту. С этого вре- мени не отдельные представители элиты, а все общество получило возможность приобщиться к духовному богатству мировой сокро- вищницы культуры и цивилизации. Христианство – это сложнейший синтез культуры и цивилизаций Древнего Востока, Древней Эллады, средневековой христианизированной Византии. Из этого источника, органически слившегося с русской народной культурой, вырастает впоследствии великая духовная культура, музыкальное, живописное, архитектурное и литературное искусство России.
Христианская церковь не стремилась кардинально изменять ми-
ропредставления населения, а мудро приспосабливалась к народному сознанию, ассимилируя культы, вбирая в себя элементы древнейших верований. Культ христианских святых принял на себя функции дохри- стианских богов-покровителей; в культе «святых мест» и «явленных
икон» видны следы почитания объектов природы; христианские празд- ники были приурочены к праздникам крестьянского аграрного кален- даря, как, например, Рождество – Святки. Русский культ Богородицы
родился как синтез христианской Девы Марии и славянского женского культа Мать Сыра Земля; христианские молебны по сию пору мирно соседствуют с языческим карнавалом на празднике Масленицы.
Принятие православия из Византии положительно сказалось на всех областях жизни общества. Оно способствовало дальнейшему развитию производительных сил и технологий. Новый импульс в раз-
витии получило сельское хозяйство (культивировалось огородниче- ство), гончарное ремесло и искусство, достигшее невероятных высот на Востоке.
Особенно мощно это влияние проявилось в строительстве и ар-
хитектуре. До этой поры на Руси основным строительным материа- лом было дерево. Из Византии пришли технологии каменного строи- тельства со сложным типом крестово-купольного храма (долгое вре- мя из камня строились только сакральные – религиозные – сооруже-
ния); совершенной для того времени системой сводчатых и куполь- ных перекрытий; великолепной резьбой по камню. Особая византий- ская техника каменной кладки (с чередованием по горизонтали вы- ступающих и «утопленных» рядов камней или кирпичей, так назы-
ваемая цветная) отличала собор Спаса Преображения (1036 г.) в Чер- нигове, собор Святой Софии, Премудрости Божией (1054 г.) в Киеве. С этой поры началась традиция великолепной русской храмовой ар- хитектуры. Уже во времена Ярослава Мудрого в Киеве насчитыва-
лось несколько десятков церквей.
Византия и христианство познакомили Русь с техникой мозаики,
фрески, темперной живописи. Но обязательное следование византий- скому иконографическому канону, сохранявшемуся на Руси до сере- дины XVII в., замедлило знакомство русских художников с западно-
европейскими канонами живописной техники – прямой перспекти-
вой, трехмерным пространством. (Однако сегодня в мире необычайно высоко ценятся именно русские иконы). Древнерусские мастера не только унаследовали духовные и материальные ценности Византии, но и внесли в творчество свойственные русской культуре оптимисти- ческое начало, проникновенную мягкость, приумножив тем самым доставшееся богатство.
Культурное влияние христианства и церкви на Руси было ис- ключительно плодотворным. Церковно-славянская письменность ста- ла основой для развития русской письменности и для выработки ли- тературного древнерусского языка, заложив базу национальной рус- ской литературы. Настоящими очагами просвещения становятся мо-
настыри, где были сосредоточены богатейшие собрания книг как церковного, так и светского содержания, знакомивших русского че- ловека с сокровищами мировой культуры. Владимир Креститель и Ярослав Мудрый основали в Киеве и Новгороде светские школы для
«учения книжного» (около 200).
Киевская эпоха выдвинула замечательных духовных писателей и проповедников – Илариона и Кирилла Туровского. К литературным памятникам светского направления относятся написанное в жанре публицистики «Поучение» Владимира Мономаха и замечательная по- эма эпохи Киевской Руси «Слово о полку Игореве» (хотя не все ис- следователи сходятся во мнении о принадлежности памятника к дан-
ной эпохе). И великокняжеская публицистика, и художественное
произведение были пронизаны общей тревогой из-за княжеских меж- доусобиц, заботой о единстве русских земель ввиду постоянных внешних угроз.
Вместе с тем влияние церкви и религии на народное сознание не было всеобъемлющим. Отраженные в произведениях искусства свет-
ская и религиозная стороны тесно переплетаются, влияя друг на дру-
га. Это явление получило название двоеверия. Символизирует это противоречивое единство образец монументального каменного зод-
чества, памятник средневековой культуры – собор Св. Софии в Кие-
ве, возведенный греческими и русскими мастерами по примеру кон-
стантинопольского храма Св. Софии. Своим внешним обликом и бо-
гато декорированными интерьерами храм воплощал идею торжества, величия церкви. Вместе с тем форма и содержание росписей интерье- ров собора указывают нам на органичность двоеверия в сознании лю- дей. В мозаиках и фресках, выполненных в строгой, торжественной
манере, свойственной византийской монументальной живописи, по-
мимо обязательных образов Богоматери Оранты (молящейся, в пер. с греч.) и Христа Пантократора (Вседержителя, в пер. с греч.) запечат-
лены члены великокняжеской фамилии Ярослава Мудрого, поднося-
щие священные дары Христу. По замыслу Ярослава, вся сцена, ха-
рактер изображения фигур должны знаменовать могущество и неза-
висимость Руси, силу и богатство великокняжеского дома.
Уникальным памятником светской живописи являются настен- ные росписи двух башен собора, отражающие быт и нравы велико- княжеской среды (характерные для всего европейского средневеко-
вья): сцены конских ристалищ, игры скоморохов (их запрещала цер-
ковь), театральные представления и многое другое. Фрески написаны в придворно-увеселительном жанре.
Светские мотивы проникли и в книжную миниатюру. Замеча- тельный образец светского искусства – изображение князя Святосла- ва с семьей, украшающее «Изборник Святослава» 1073 г., обладает почти портретным сходством с оригиналом.
В киевских, черниговских, новгородских памятниках зодчества,
монументальной и миниатюрной живописи нашли возможность ху- дожественного самовыражения талантливейшие представители рус- ского народа. В этих творениях запечатлено стремление к гармонии, эстетические идеалы того времени, сформированные на основе син- теза национальных традиций и инокультурных влияний.
Вместе с тем необходимо отметить, что влияние христианства в наибольшей степени распространялось в пространстве городской
культуры. Широчайшие же массы народа в сельской местности оста-
вались до поры до времени почти не затронутыми церковной органи-
зацией и образом жизни, который ставил людей в довольно строгие рамки, требовал от них самоограничения и даже самопожертвования. В деревне по-прежнему господствовали языческие и внерелигиозные – традиционные миропредставления и практика. Русская православная
церковь смогла подняться до общенациональных масштабов по своему
влиянию и авторитету только в условиях татаро-монгольского наше-
ствия, став символом материальной и духовной независимости, консо-
лидировав все здоровые национальные силы на борьбу с завоевателем.
Принятие православного христианства на Руси явилось важ-
нейшей вехой в социально-политической и культурной жизни стра-
ны. Оно укрепило международные связи, повысило международный престиж страны, введя ее в круг цивилизованных средневековых го- сударств. Князь Владимир I Святославович предстает перед миром
как первый русский государь и государственник, управлявший стра-
ной из столицы, великий реформатор раннефеодальной поры.
Вместе с тем принятие православия, введя Русь в мировое циви-
лизованное сообщество, в то же время на века отделило и отдалило ее от Западной Европы, принявшей римскую веру – католичество. Два
направления в христианстве возникли уже в VIII в. Западное направ-
ление – католичество (всеобщий, в пер. с греч.) во главе с Папой рим-
ским. По церковной традиции и закону он считался наместником Бога на земле, претендуя на руководство и светской властью (причем во всех национальных государствах, где было принято католичество).
Восточное – православие (правильная вера, в пер. с греч.) во главе с
Константинопольским патриархом, который был также главой Церк-
ви, однако не мог претендовать на светскую власть.
Догматические различия возникли изначально (всего их 10). Са- мым существенным были различия в отношении к Символу Веры – Троице (Бог Отец – Творец мира, Бог Сын – Иисус Христос и Бог Дух Святой). В католичестве утверждается, что Дух Святой исходит от Бога Отца и Бога Сына, а в православии – только от Бога Отца.
Западное направление ориентировало человека на внешнее пре- ображение, познание и совершенствование окружающего мира. Вос- точное – напротив, ориентировалось на внутреннее преображение, самосовершенствование человека. Поэтому в православии слабее,
чем в католичестве, выражена идея прогресса.
Со временем различия в догматике, церковной организации и принципах отношений со светской властью нарастали. В Киевскую
пору эти различия были не столь существенными. Но по мере уско-
рения европейского развития ориентация православия на иное пони-
мание жизненных смыслов становилась более заметной и в опреде-
ленном отношении тормозила прогресс, усилив тягу к философии со- зерцательного, мистического, а не рационального, практического ха- рактера, как западно-европейская философия и литература.
Свой вклад в противостояние вносили византийские православ- ные священнослужители, клеймившие латинство и даже античную культуру, которая вообще не имела отношения к христианству. Впро- чем, полностью отрезанной от античной культуры Русь не была, под-
держивая связь с ней через светскую культуру. Православие со всеми его особенностями на долгие века определило не только характер конфессии, церковной организации, но и, став неотъемлемой частью общества, обусловило мировоззрение и весь образ жизни. Подавляю-
щее большинство населения России – крестьянство-христианство – получило свое наименование по названию религии. До 1917 г. в офи- циальных документах личности, в общественном сознании конфес- сиональная принадлежность идентифицировалась с этнической: пра-
вославный – значит русский.