Договор поставки для государственных и муниципальных нужд
1.История становления и экономическая потребность
2.Понятие и юридическая природа
3.Источники правового регулирования
4.Требования к субъектному составу
5.Порядок заключения договора
6.Существенные условия и содержание договора
1.История становления и экономическая потребность
Принятие самостоятельных правовых актов о государственных закупках характерно не только для плановой экономики, но и для дореволюционного периода в России.
Наличие специальных правил для поставки для государственных нужд объясняется следующими причинами:
1) государство выступает как участник гражданского оборота, приобретает материальные блага для поддержания материально-ресурсной базы
2) необходимость рационального использования бюджета
3) предотвращение злоупотреблений при расходовании бюджетных средств
Легальное определение государственных и муниципальных нужд включает следующие признаки:
1) потребность государства и муниципальных образований в определенных товарах
2) источник оплаты данных товаров - бюджет соответствующего уровня
3) публичный характер цели приобретения товаров
Широкое разнообразие некодифицированных законов – законодательство о государственных контрактах.
Государственный или муниципальный контракт – это соглашение, заключенное заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или МО в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Правовая природа.
В науке к определению правовой природы государственного или муниципального контракта существуют разные подходы:
1) это разновидность правового договора
2) это договор, лишенный товарного характера
3) это договор с сочетанием административно-правовых и гражданско-правовых элементов.
4) Это административный договор
2.Понятие и юридическая природа
По статье 526 ГК по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Юридическая природа:
1) двусторонний договор
2) консенсуальный
3) возмездный
4) может быть заключен в обязательном порядке
3.Источники правового регулирования
Помимо норм ГК существует целый ряд ФЗ:
1) ФЗ «О закупках и поставках сельхозпродукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 1994 года.
2) ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»
3) ФЗ «О государственном материальном резерве»
4) ФЗ «Об оборонном государственном заказе»
5) ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ или услуг для государственных или муниципальных нужд»
4.Требования к субъектному составу
С одной стороны поставщик, с другой стороны государственный или муниципальный заказчик.
В понятие заказчика входят:
1) государственные органы
2) органы управления государственными внебюджетными фондами
3) органы местного самоуправления
4) бюджетные учреждения
5) получатели бюджетных средств и средств из внебюджетных источников финансирования
К поставщику может быть предъявлен ряд требований:
1) отсутствие реорганизации
2) отсутствие решения банкротства
3) требование к производственной мощности
5.Порядок заключения договора
Заключение контракта на поставку для государственных или муниципальных нужд проводится следующими способами:
1) через конкурс
2) в форме аукциона
3) запрос катировок
4) на товарных биржах
5) у единственного поставщика
Как правило, осуществляются в форме торгов (аукцион).
В ряде случаев заключение контракта для потенциального поставщика является обязательным в следующих случаях:
1) поставщик занимает доминирующее положение на товарном рынке. Государственных заказ может доходить до 70% от общего количества товаров.
2) Когда нет претендентов на участие в торгах на размещение оборонного заказа. Торги обязательны для государственных унитарных предприятий. При производстве уникальной продукции, например.
3) Федеральные казенные предприятия, находящиеся в режиме обязательного заключения таких контрактов.
6.Существенные условия и содержание договора
Существенные условия:
1) Предмет – наименование и количество
2) Цена контракта
3) Порядок заключения данного договора
4) В ранг существенных условий относят: качество, технические и функциональные характеристики, гарантии качества, обслуживание, эксплуатация товара.
Содержание договора.
Правила содержаться в статьях 506-522 ГК. Они применяются в следующих случаях:
1) Если получателем товара выступает государственный заказчик
2) Если получателем является лицо указанное заказчиком в отгрузочной разнарядке.
Цена контракта по ФЗ «О размещении заказов» является твердой, но существует ряд исключений:
1) Когда контрагент по договору гарантирующий поставщик электроэнергии
2) При изменении тарифов на поставляемые товары
3) Согласованное увеличение поставляемого товара.
Ответственность:
1) Ответственность заказчика за просрочку исполнения обязательства выражается в виде неустойки, составляющей 1\300 ставки рефинансирования Центробанка.
2) Просрочка или недопоставка поставщиком товара влечет ответственность в виде 50% от стоимости недопоставленных товаров
3) 20% за бракованный товар
4) Нарушение требований маркировки – 5%
5) Внесудебное взимание с поставщика.
6) Отказ от приемки товаров в государственный резерв влечет уплату поставщику неустойки в размере 50% стоимости непринятого товара.
7) В случае полного отказа от приемки государственный заказчик обязан найти другого покупателя в течение 30 дней и возместить ущерб связанный с хранением и транспортировкой поставщику