Регулятивная функция религии
Религия как особая форма общественного сознания исторически предшествовала сознанию политическому. Но с возникновением политического сознания религиозное сознание стало активно проникать в него, придавая ему религиозную окраску. Так, с возникновением государства получило широкое распространение религиозное освещение государственной власти и ее верховного носителя. На Древнем Востоке это освещение часто доходило до прямого обожествления верховного правителя государства.
Тезис о том, что государственная власть исходит от Бога, стал важнейшим положением христианской религии и играл большую роль в политической жизни европейских стран периода средневековья. В то время религия нередко прямо влияла на политику различных государств, о чем свидетельствуют многочисленные религиозные войны. На базе религиозного мировоззрения создавались и ныне создаются различные организации, активно участвующие в политической жизни. В средние века — это военно-религиозные ордена (например, тевтонский орден, орден иезуитов, орден рыцарей Храма), в настоящее время — конфессиональные профсоюзы, клерикальные политические партии и др.
Религия — это не только мировоззрение (религиозная философия), но и связанные с ней обряды, первоначальное назначение которых заключалось в том, чтобы каким-то образом воздействовать на поведение сверхъестественных существ и сил. Ни одна религия не обходится без обрядов, которые самым непосредственным образом воздействуют на сознание и поведение людей, да и сама вера в существование сверхъестественных сил практически выглядит как вера в чудодейственные последствия обрядов.
К примеру, наделение правителя верховной государственной властью во многих странах Древнего Востока сопровождалось специальным религиозным обрядом, чтобы подчеркнуть божественное происхождение самой власти. Христианская религия заимствовала из иудаизма обряд помазания правителя елеем, разработав свои детали этого действия, которое прошло через средние века и сохранилось до наших дней, как и представление о правителе в качестве "помазанника Божия". До наших дней торжественное вступление монарха на престол, означающее официальное начало его царствования, связывается с религиозным обрядом коронации, который поэтому обязательно проводится в религиозном храме. В ряде стран члены парламента, прежде чем приступить к своим обязанностям, должны принести клятву верности конституции на Священном писании (на Библии в христианских странах, на Коране — в мусульманских).
Религиозная форма общественного сознания проявляется не только в обрядах, совершаемых в отдельных случаях, но и в повседневной жизни. Поэтому каждая религия создает свои правила (нормы) поведения для верующих. Считается, что религиозные нормы установлены Богом и доводятся до сведения верующих человеком, избранным Богом для этой исключительной миссии. Законы Моисея, с этой точки зрения, не его собственное творение — они лишь поведаны через него Богом тем, кто обязан соблюдать их; предписания ислама, первым пророком которых был Мухаммед (Магомед), тоже считаются верующими мусульманами исходящими от Аллаха.
Религиозные нормы регулируют и взаимоотношения между людьми, но прежде всего взаимоотношения, между людьми и Богом. Есть среди них и такие, которые возлагают на людей взаимные обязанности. Эти религиозные нормы одновременно являются нравственными или правовыми. Нарушение религиозных норм признается "грехом", за который виновного карает сам Бог. На деле служители культа, не дожидаясь "кар небесных", сами применяют к нарушителям земные санкции.
Православная церковь сыграла важную роль в становлении и укреплении сильного централизованного Российского государства. Она давала русским людям духовную опору в их противостоянии мусульманскому Востоку и католическому Западу, которые на разных исторических этапах представляли угрозу для государственного и религиозного существования России.
Церковные идеологи пропагандировали грандиозную концепцию, рассматривающую Москву как новый Вечный город, как наследницу Рима и Константинополя. Они постоянно предупреждали царей об их священном долге превратить Московию в "новую христианскую империю". Следовательно, в формировании доктрины о величии России, представлений о ее масштабности, патриотической государственности, особом пути России и т. д., составляющих компоненты политического сознания россиян, православная вера сыграла ведущую роль.
До 1917 г. русская православная церковь была по сути дела частью государственного аппарата, т. е. непосредственно религиозно-политическим институтом, во многом определявшим политическое сознание россиян.
Термину "православие" можно дать такое толкование: прославление права (славить право) как Богом данного искусства добра и справедливости. Православная вера традиционно придавала российской государственности божественный ореол, присущими ей средствами и способами поднимала ее престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания, мира и разумного порядка. В наше смутное время у православия также имеются немалые возможности для оздоровления духовной жизни в стране и укрепления Российского государства и правопорядка.
Э. Бернштейн утверждал, что конечная цель — ничто, движение — все. Нет сомнения — без движения, действий цель недостижима. Но не менее верно и другое: движение без цели, как правило, бессмысленно, оно становится блужданием в тумане.
Великие политические идеи и идеологии — это сплав коренных интересов, великих политических ценностей и целей.
Несомненно, что самыми великими идеологическими течениями были и являются мировые религии — христианство, ислам и буддизм.Ни по жизнестойкости, ни по влиянию на людей они не знают себе равных среди идеологий. В чем великая сила религии? Вряд ли можно дать сколько-нибудь исчерпывающий ответ на этот вопрос. Пожалуй, глубинная, корневая суть религии видится в том, что она служит важным фактором развития духовной культуры (христианская духовность), нравственности общества, человечности. Под таким углом зрения можно выделить функции религии, в которых и проявляется ее социальная ценность.
Иллюзорно компенсаторная функция позволяет отделить религию от других форм общественного сознания. Ее суть заключается в "восполнении" пробелов в достоверном знании предметов и явлений объективной действительности легендами, мифами, иллюзиями. Религия часто подает как нечто реальное мистические, сверхъестественные существа и силы. Правда, в религиозных идеологиях (особенно современных) могут содержаться достоверные и даже научные знания, но они обычно толкуются не как достижения человеческого познания, а как следствие божественного откровения.
Рассматриваемая функция выражается также в том, что религия позволяет "снимать" социальную напряженность, "разрешать" противоречия в обществе. Она служит утешением для многих, особенно для немощных телом, слабых духом, бедных, обиженных судьбой, вселяет в них надежду на лучшее будущее: на райскую загробную жизнь, на лучшее в этом мире, чем в тот или иной момент, если так будет угодно Богу.
Регулятивная функция — одно из важных направлений воздействия религии на личность и общество. Осуществляя данную функцию, религия организует, направляет и упорядочивает поведение людей, активно воздействует на сознание и волю, чувства и духовный настрой и отдельной личности, и широких масс. В процессе многовекового развития сложился достаточно сложный механизм религиозного регулирования общественных отношений. Основными его элементами (частями) являются религиозные установки, догмы и религиозные нормы (нравственные и правовые).
Коммуникативная функция — это способность религии служить формой и средством общения людей, объединять их. Она осуществляется через соответствующие учреждения: церковь — в христианстве; умма (мечеть) — в исламе. Важную роль в реализации этой функции играют семья, культы святых, посещение святых мест, религиозные праздники и т. п. Христианская мораль, к примеру, гласит: церковь не имеет границ, она не разделяет, а собирает.
Гуманистическая функция. Религия всем своим идейно-духовным потенциалом стремится воспитывать в человеке нравственные черты, развивает его гуманистические начала. Она формирует в людях чувство любви ко всему живому, к окружающей природе, учит относиться терпимо, доброжелательно друг к другу, проявлять милосердие в межличностных отношениях. Словом, религию можно рассматривать как одну из важнейших общечеловеческих ценностей.