Регулятивная функция религии

Религия как особая форма общественного сознания истори­чески предшествовала сознанию политическому. Но с возникно­вением политического сознания религиозное сознание стало ак­тивно проникать в него, придавая ему религиозную окраску. Так, с возникновением государства получило широкое распростране­ние религиозное освещение государственной власти и ее верхов­ного носителя. На Древнем Востоке это освещение часто доходи­ло до прямого обожествления верховного правителя государства.

Тезис о том, что государственная власть исходит от Бога, стал важнейшим положением христианской религии и играл большую роль в политической жизни европейских стран периода средневе­ковья. В то время религия нередко прямо влияла на политику различных государств, о чем свидетельствуют многочисленные религиозные войны. На базе религиозного мировоззрения созда­вались и ныне создаются различные организации, активно уча­ствующие в политической жизни. В средние века — это военно-религиозные ордена (например, тевтонский орден, орден иезуитов, орден рыцарей Храма), в настоящее время — конфессиональные профсоюзы, клерикальные политические партии и др.

Религия — это не только мировоззрение (религиозная фи­лософия), но и связанные с ней обряды, первоначальное назначе­ние которых заключалось в том, чтобы каким-то образом воздей­ствовать на поведение сверхъестественных существ и сил. Ни одна религия не обходится без обрядов, которые самым непосред­ственным образом воздействуют на сознание и поведение людей, да и сама вера в существование сверхъестественных сил практи­чески выглядит как вера в чудодейственные последствия обря­дов.

К примеру, наделение правителя верховной государственной властью во многих странах Древнего Востока сопровождалось специальным религиозным обрядом, чтобы подчеркнуть божествен­ное происхождение самой власти. Христианская религия заим­ствовала из иудаизма обряд помазания правителя елеем, разрабо­тав свои детали этого действия, которое прошло через средние века и сохранилось до наших дней, как и представление о прави­теле в качестве "помазанника Божия". До наших дней торже­ственное вступление монарха на престол, означающее официаль­ное начало его царствования, связывается с религиозным обрядом коронации, который поэтому обязательно проводится в религиоз­ном храме. В ряде стран члены парламента, прежде чем присту­пить к своим обязанностям, должны принести клятву верности конституции на Священном писании (на Библии в христианских странах, на Коране — в мусульманских).

Религиозная форма общественного сознания проявляется не только в обрядах, совершаемых в отдельных случаях, но и в по­вседневной жизни. Поэтому каждая религия создает свои прави­ла (нормы) поведения для верующих. Считается, что религиоз­ные нормы установлены Богом и доводятся до сведения верующих человеком, избранным Богом для этой исключительной миссии. Законы Моисея, с этой точки зрения, не его собственное творение — они лишь поведаны через него Богом тем, кто обязан со­блюдать их; предписания ислама, первым пророком которых был Мухаммед (Магомед), тоже считаются верующими мусульманами исходящими от Аллаха.

Религиозные нормы регулируют и взаимоотношения между людьми, но прежде всего взаимоотношения, между людьми и Бо­гом. Есть среди них и такие, которые возлагают на людей взаим­ные обязанности. Эти религиозные нормы одновременно являют­ся нравственными или правовыми. Нарушение религиозных норм признается "грехом", за который виновного карает сам Бог. На деле служители культа, не дожидаясь "кар небесных", сами при­меняют к нарушителям земные санкции.

Православная церковь сыграла важную роль в становлении и укреплении сильного централизованного Российского государ­ства. Она давала русским людям духовную опору в их противо­стоянии мусульманскому Востоку и католическому Западу, кото­рые на разных исторических этапах представляли угрозу для го­сударственного и религиозного существования России.

Церковные идеологи пропагандировали грандиозную концеп­цию, рассматривающую Москву как новый Вечный город, как на­следницу Рима и Константинополя. Они постоянно предупрежда­ли царей об их священном долге превратить Московию в "новую христианскую империю". Следовательно, в формировании докт­рины о величии России, представлений о ее масштабности, патрио­тической государственности, особом пути России и т. д., составля­ющих компоненты политического сознания россиян, православная вера сыграла ведущую роль.

До 1917 г. русская православная церковь была по сути дела частью государственного аппарата, т. е. непосредственно религи­озно-политическим институтом, во многом определявшим полити­ческое сознание россиян.

Термину "православие" можно дать такое толкование: про­славление права (славить право) как Богом данного искусства добра и справедливости. Православная вера традиционно прида­вала российской государственности божественный ореол, прису­щими ей средствами и способами поднимала ее престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания, мира и разумного порядка. В наше смутное время у православия также имеются немалые возможности для оздоров­ления духовной жизни в стране и укрепления Российского госу­дарства и правопорядка.

Э. Бернштейн утверждал, что конечная цель — ничто, дви­жение — все. Нет сомнения — без движения, действий цель не­достижима. Но не менее верно и другое: движение без цели, как правило, бессмысленно, оно становится блужданием в тумане.

Великие политические идеи и идеологии — это сплав корен­ных интересов, великих политических ценностей и целей.

Несомненно, что самыми великими идеологическими течени­ями были и являются мировые религии — христианство, ислам и буддизм.Ни по жизнестойкости, ни по влиянию на людей они не знают себе равных среди идеологий. В чем великая сила рели­гии? Вряд ли можно дать сколько-нибудь исчерпывающий ответ на этот вопрос. Пожалуй, глубинная, корневая суть религии ви­дится в том, что она служит важным фактором развития духовной культуры (христианская духовность), нравственности общества, человечности. Под таким углом зрения можно выделить функции религии, в которых и проявляется ее социальная ценность.

Иллюзорно компенсаторная функция позволяет отделить религию от других форм общественного сознания. Ее суть заклю­чается в "восполнении" пробелов в достоверном знании предме­тов и явлений объективной действительности легендами, мифами, иллюзиями. Религия часто подает как нечто реальное мистичес­кие, сверхъестественные существа и силы. Правда, в религиозных идеологиях (особенно современных) могут содержаться достовер­ные и даже научные знания, но они обычно толкуются не как достижения человеческого познания, а как следствие божествен­ного откровения.

Рассматриваемая функция выражается также в том, что ре­лигия позволяет "снимать" социальную напряженность, "разре­шать" противоречия в обществе. Она служит утешением для мно­гих, особенно для немощных телом, слабых духом, бедных, оби­женных судьбой, вселяет в них надежду на лучшее будущее: на райскую загробную жизнь, на лучшее в этом мире, чем в тот или иной момент, если так будет угодно Богу.

Регулятивная функция — одно из важных направлений воз­действия религии на личность и общество. Осуществляя данную функцию, религия организует, направляет и упорядочивает пове­дение людей, активно воздействует на сознание и волю, чувства и духовный настрой и отдельной личности, и широких масс. В про­цессе многовекового развития сложился достаточно сложный ме­ханизм религиозного регулирования общественных отношений. Основными его элементами (частями) являются религиозные ус­тановки, догмы и религиозные нормы (нравственные и правовые).

Коммуникативная функция — это способность религии слу­жить формой и средством общения людей, объединять их. Она осуществляется через соответствующие учреждения: церковь — в христианстве; умма (мечеть) — в исламе. Важную роль в реа­лизации этой функции играют семья, культы святых, посещение святых мест, религиозные праздники и т. п. Христианская мораль, к примеру, гласит: церковь не имеет границ, она не разделяет, а собирает.

Гуманистическая функция. Религия всем своим идейно-ду­ховным потенциалом стремится воспитывать в человеке нравствен­ные черты, развивает его гуманистические начала. Она формиру­ет в людях чувство любви ко всему живому, к окружающей при­роде, учит относиться терпимо, доброжелательно друг к другу, проявлять милосердие в межличностных отношениях. Словом, религию можно рассматривать как одну из важнейших общечело­веческих ценностей.

Наши рекомендации