Глава 2. Запрет дискриминации в трудовых отношениях
2.1 Запрет дискриминации в международном трудовом праве
«Право на труд – это одно из основополагающих прав человека. Данное право имеет огромное прикладное значение, так как основная масса людей обеспечивает свои жизненные потребности исключительно посредством трудовой деятельности»[34].
Недопустимость дискриминации, в том числе и в сфере труда, является базовым правовым принципом, закрепленным во многих других международных правовых актах. Международные положения о защите прав человека основываются на принципе запрещения дискриминации, следуя которому, национальные правовые нормы демократических государств гарантируют своим гражданам равные трудовые права независимо от пола, возраста, расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений и другие.
«Дискриминация чаще всего трактуется как ограничение прав и свобод человека по определенному признаку, хотя возможно проявление «положительной дискриминации», которая, напротив, выражается в предпочтении»[35].
Запрет дискриминации закреплен в следующих международных актах:
1. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)
Данная декларация установила что, все люди рождаются свободными и равными, помимо этого каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, без какого бы то ни было различия. Другими словами вне зависимости от пола, национальности, расы, цвета кожи, языка, религии, политических убеждений, социального, имущественного и иного положения, все люди признаются равными.
Помимо этого в Декларации раскрыто положение, касаемо государственной принадлежности человека к определенной стране, либо территории и недопустимости дискриминации по данному признаку.
А именно, «не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся, или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете»[36].
Данный пункт Декларации на мой взгляд широко трактует права людей, которые проживают в мало развитых или экономически зависимых от других государств странах или территориях. Так как именно в таких зависимых, подопечных странах люди подвержены более сильному воздействию со стороны управляемого над ними государства.
На мой взгляд, этим пунктом Декларация обезопасила права и свободы людей на достаточно максимальном уровне, затронув важнейшие стороны и признаки возможной дискриминации.
Другими словами запрет дискриминации действует во всех отраслях жизнедеятельности человека, в том числе и в трудовой деятельности. Таким образом, человеку должно быть гарантировано осуществление им трудовой деятельности, без какой либо дискриминации.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.)
Данный Пакт действует лишь в тех странах, которые его приняли, то есть согласились на его действие внутри своего государства.
В Пакте указаны основные экономические, социальные и культурные права, которыми должны быть обеспечены граждане стран, принявших данный Пакт.
Помимо прав и свобод, в нем предусмотрены различные гарантии, в частности, что «права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства»[37].
Соответственно те права, которые касаются трудовой деятельности граждан, согласно данному Пакту должны осуществляться без какой либо дискриминации. А также все законодательство страны не должно, содержать в себе каких либо нормативно-правовых актов, которые противоречили бы данному Пакту, а также содержали в себе положения, которые каким-либо образом ограничивали бы право на труд, по какому либо признаку. То есть содержали бы в себе признаки дискриминации.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.)
Данный Пакт раскрывает сущность дискриминации, через обязанность самого государства гарантировать своему населению равенство, без какой либо дискриминации. Он обязывает государства содержать в своем законодательстве определенные нормативно-правовые акты, которые бы запрещали дискриминацию во всяком ее проявлении, а также обеспечивали защиту от нее.
Трудовая деятельность не является исключением, согласно данному Пакту, государство, должно обеспечить защиту от дискриминации при осуществлении своего право на труд каждого человека.
4. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 г.).
«Государства-участники осуждают расовую дискриминацию и обязуются безотлагательно всеми возможными способами проводить политику ликвидации всех форм расовой дискриминации и способствовать взаимопониманию между всеми расами»[38].
Другими словами, каждое государство, принявшее и распространившее действие данного акта на свою территорию гарантирует, что в его законодательстве не содержится каких либо актов пропагандирующих дискриминационные действия по расовому признаку.
Акцентируя внимание на трудовой деятельности, можно прийти выводу, что государства обязуются, что все работодатели, иные организации, которые предоставляют рабочие места, для осуществления трудовой деятельности, не будут совершать каких либо дискриминационных действий исходя из расовой принадлежности лица к той или иной расе.
То есть, несмотря на свою расовую принадлежность, любое лицо имеет право трудиться на равных правах с гражданами государства, на территории которого лицо решило осуществлять свою трудовую деятельность.
А в случае проявления дискриминации, государство примет эффективные меры для аннулирования любых законов и постановлений, ведущих к возникновению дискриминации, в том числе в трудовой деятельности.
5. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.).
«Государства-участники осуждают дискриминацию в отношении женщин во всех ее формах, соглашаются безотлагательно всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин»[39]. Данная Конвенция закрепила равенство мужчин и женщин и равное осуществление их прав и свобод. Другими словами в трудовой деятельности не допускаются какие либо признаки дискриминации по половому признаку, женщины имеют равные права на труд по сравнению с мужчинами. Также лишение права заниматься трудовой деятельностью, к примеру, увольнение, не должно основываться на половом признаке работника.
Данная Конвенция необходима для тех стран, где роль женщин в жизни страны, возможности осуществления своих прав значительно снижены и находятся практически на нулевом уровне.
6. Конвенция о правах инвалидов (2007 г.);
Действие данной конвенции направлено на такую социальную группу, как инвалиды. Они являются наиболее уязвимой социальной группой по сравнению с другим населением, поэтому нуждаются в более эффективной защите.
Конвенция закрепила, что «государства-участники запрещают любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве»[40].
Иными словами инвалиды вправе трудиться, их право на труд не может быть ограничено, а работодатели должны создавать определённые, а порой и специально оборудованные рабочие места для инвалидов.
Лишение права заниматься трудовой деятельностью по причине инвалидности работника недопустимо.
В качестве примера можно привести дело I.B. против Греции.
В феврале 2005 года, находясь в ежегодном отпуске, заявитель узнал, что заразился вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Об этом стало известно в компании, в которой он работал. Работники начали жаловаться работодателю на то, что вынуждены контактировать с ВИЧ-положительным, и просили о его увольнении. Работодатель заявителя пригласил специалиста по гигиене труда для разъяснения персоналу информации о ВИЧ-инфекции и способах ее передачи. Врач попытался успокоить сотрудников и объяснил, какие меры предосторожности должны быть приняты.
Тем не менее примерно половина персонала направила письмо работодателю заявителя с просьбой о его увольнении в целях "сохранения их здоровья и права на труд", ссылаясь на то, что гармоничная атмосфера, царящая в компании, вероятно, ухудшится, если заявитель останется на работе. За два дня до возвращения заявителя из отпуска работодатель уволил его, произведя выплаты, предусмотренные греческим законодательством. Заявитель обратился в суд. Заявитель жаловался на то, что власти не защитили его личную жизнь от вмешательства со стороны работодателя, что может повлечь за собой ответственность государства.
Вопросы, связанные с трудоустройством, и ситуации, затрагивающие ВИЧ-инфицированных лиц, несомненно, относятся к сфере личной жизни. Особенность настоящего дела заключается в увольнении ВИЧ-положительного работника. Очевидно, что, хотя в качестве причины увольнения заявителя указывалась гармоничная рабочая атмосфера в компании, поводом для него определенно являлось известие о его ВИЧ-положительном статусе. Именно это событие спровоцировало открытую угрозу работников нарушить операции компании, пока заявитель продолжает там работать.
Ясно, что увольнение повлекло стигматизацию лица, которое, будучи ВИЧ-положительным, не проявляло симптомов заболевания. Эта мера неизбежно влекла серьезные последствия для его личности, отношение к которой было ему продемонстрировано, и, в конце концов, для его личной жизни.
Следует также учитывать неопределенность, следующую из поисков новой работы, поскольку перспективы нового трудоустройства разумно могли считаться отдаленными ввиду его опыта у существующего работодателя. Тот факт, что заявитель нашел новую работу после увольнения, не является достаточным для устранения вредоносных последствий, вызванных влиянием оспариваемых событий на его нормальную личную жизнь.
Европейский Суд признал, что по делу было допущено нарушение требований статьи 14 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод»[41].
2.2 Запрет дискриминации труда в российском законодательстве
По общему правилу иностранцы, постоянно проживающие в России, могут заниматься трудовой деятельностью в таком же порядке, какой предусмотрен и для российских граждан, за исключением занятия определенных должностей, которые могут занимать только российские граждане. Что касается иностранцев, временно проживающих в России, то для них предусмотрены специальные ограничения по осуществлению трудовой деятельности. Эта категория иностранцев не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого иностранцам разрешается временное проживание.
Говоря о дискриминации работников иностранных граждан, можно выделить несколько уровней дискриминации. Это, прежде всего, дискриминация различных групп иностранцев в рамках одного класса – например, временно пребывающие, а также дискриминация работодателями граждан России по сравнению с иностранными работниками.
В качестве примера первого вида дискриминации, можно привести следующие нововведения. Так, с 1 декабря 2012 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» об обязательном тестировании по русскому языку для иностранцев, осуществляющих трудовую деятельность в сфере ЖКХ, розничной торговли или бытового обслуживания[42].
Совершенно не понятно, почему эти дополнительные обязанности по сдаче тестов установлены только для иностранных граждан, прибывающих из стран, с которыми установлен безвизовый режим. Вряд ли стоит ожидать, что граждане из «визовых» стран обладают знаниями русского языка. На мой взгляд, данное положение противоречит принципу запрета дискриминации, а также выходит за пределы ограничений прав и свобод человека, установленных в ст. 55 Конституции РФ.
Однако основные затруднения, а вслед за ними и социальную напряженность, вызывают вопросы дискриминации граждан России по сравнению с иностранными работниками. Что интересно, но не удивительно – эту точку зрения озвучивают представители профсоюзов. В этих условиях для разработки мер по защите от дискриминации граждан России, следовало бы учесть опыт и других стран, особенно США.
В отношении условий труда, как и вообще во всех других областях, не допускается никакой дискриминации иностранцев в зависимости от расы, национальности, пода, языка, религии или каких-либо иных оснований. В отличие от ряда стран, в РФ не проводится различий в оплате труда в зависимости от пода, возраста, национальной и расовой принадлежности. Женщина получает равную с мужчиной плату за равный труд. Принцип равной платы за равный труд полностью применяется к иностранцам, работающим в РФ.
Всякого рода ограничения, установленные национальным законом иностранца, не признаются в РФ. Так, женщина-иностранка может поступить на работу без согласия мужа, даже если в ее отечественном законодательстве предусмотрено ограничение этого права замужней женщины.
На иностранцев распространяются все общие положения трудового законодательства, касающиеся заключения и расторжения трудового договора, заработной платы, рабочего времени, времени отдыха и т. д. Работающие на наших предприятиях и в учреждениях иностранцы подчиняются тем же правилам трудового распорядка, что и российские граждане. Отсюда следует, что иностранцы, работающие на наших предприятиях и в учреждениях, обязаны соблюдать трудовую дисциплину.
На иностранцев полностью распространяются положения законодательства об охране труда, обеспечивающие рабочим к служащим безопасность для жизни и здоровья, постановления, запрещающие сверхурочные работы, и другие правила трудового законодательства. К женщинам-иностранкам и подросткам применяются специальные правила законодательства об условиях труда этих категорий работников. Женщины-иностранки имеют право на отпуск по беременности и родам и получают соответствующее пособие на равных условиях с российскими женщинами. Как и наши граждане, иностранцы имеют право на отпуск. Отпуска оплачиваются.
Принцип запрета дискриминации, установленный в ст. 3 Трудового кодекса РФ, ранее распространялся на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ.
Однако, в 2013 г. была дополнена ст. 3 ТК РФ и в настоящее время, не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые установлены в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в РФ в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
Продолжает оставаться актуальной проблема совершенствования миграционного законодательства, направленного на регулирование внешней трудовой миграции. Эффективность мер по регулированию допуска иностранной рабочей силы на российский рынок труда напрямую связана с действующим механизмом ее привлечения и использования.
Механизм регулирования трудовой иммиграции иностранных граждан в России существует, однако необходимо признать, что в этой области много пробелов, что ведет к низкой эффективности применения законодательных и нормативных актов, а следовательно, к значительным объемам нелегальной трудовой миграции.
Формирование миграционного законодательства должно быть направлено на создание условий для беспрепятственной реализации прав и свобод мигрантов в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации при обеспечении национальной безопасности государства.
Необходимо предусмотреть на уровне Трудового кодекса РФ запрет дискриминации работников-мигрантов в трудовых отношениях, при этом закрепить, что ограничения трудовых прав работников-мигрантов могут устанавливаться только Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом.
Данный принцип закреплен в основополагающем акте Российской Федерации, в Конституции РФ.
В статье 37 КРФ, закреплено положение о том, что «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы»[43].
Это означает, что только сам человек определяет, в какой сфере ему проявить свои знания и способности, вступать ли ему в трудовые отношения с работодателем, заниматься ли предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельностью либо вообще не заниматься трудом.
Следует отметить, что не может считаться дискриминацией различия в обращении и вознаграждении, если они основаны на различии в производительности труда. Некоторые работники и определенные виды занятий отличаются большей, по сравнению с остальными, производительностью. Это объясняется уровнем умений, квалификацией и способностями: чем он выше, тем выше трудовая отдача и трудовые достижения работников[44].
Различное отношение работодателя к работникам, основанное на степени личных заслуг того или иного человека и достижений, таких как талант, знания, умения, ни в коем случае не должно считаться дискриминацией.
Проанализировав современную экономику можно выделить следующие виды дискриминации:
1. Дискриминация в размере заработной платы в отношении некоторых работников. Зачастую могут возникать случаи, когда работники выполняющие свою трудовую функцию на одних и тех же рабочих местах, обладающие одинаковыми навыками, умениями, а также одинаковой производительностью труда, получают разную заработную плату. Другими словами у одних она завышена, а у других завышена, то есть во многих странах наиболее дискриминируемые по уровню зарплаты группы работников: женщины по сравнению с мужчинами, темнокожие по сравнению с белыми и местные жители по сравнению с приезжими.
2. Дискриминация при найме на работу, увольнении с работы. Подобной дискриминации, помимо вышеназванных групп, обычно подвержены люди, освобожденные из мест лишения свободы заключенные. Их последними принимают на работу и первыми увольняют.
3. Дискриминация при продвижении по службе тех, кто уже работает в организации. Подобной дискриминации чаще подвергаются женщины, иммигранты, национальные меньшинства. Им труднее сделать карьеру, так как их неохотно продвигают по служебной лестнице, назначают на ответственные должности.
4. «Дискриминация в образовании и профессиональной подготовке. В современном мире не часто встречается формальное ограничение доступа человека к образованию по причине иностранного гражданства, незнания государственного языка и прочее. Однако человеку, родившемуся в бедной семье, может просто не хватить денег для продолжения обучения. Иммигрантам вообще приходится нелегко: и заработки у них ниже, и инвестировать в образование им сложнее. Статистические данные показывают, что во многих странах уровень образования у женщин ниже, чем у мужчин»[45].
Следует отметить, положение, которое закрепил в себе Трудовой Кодекс РФ, относительно запрета дискриминации в сфере труда.
Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника[46].
Однако, следует отметить случаи, когда то или иное поведение не будет считаться дискриминацией.
Это установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Помимо этого законодатель также закрепил уголовную ответственность за нарушения принципа дискриминации, в частности за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим же мотивам.
«Обязательный признак рассматриваемого преступления - необоснованность отказа в приеме на работу или необоснованное увольнение. Под необоснованным отказом в приеме на работу или увольнением с работы имеются в виду те случаи, когда они произведены вопреки закону без достаточных к тому оснований и когда очевидным мотивом деяния является беременность женщины или наличие у нее малолетних детей»[47].
Таким образом, в случае совершения работодателем вышеперечисленных действий, они будут попадать под понятие дискриминации.
«Однако вовсе не следует трактовать дискриминацию в расширенном ключе. Работодатель, конечно же, может на законных основаниях устанавливать различные требования для той или иной вакансии. В ряде случаев определенные меры со стороны работодателя выглядят весьма обоснованными»[48].
Примером могут служить: недопущение к работе лиц, подозреваемых в деятельности, подрывающей государственную безопасность; установление "привязки" между исповедованием определенной ҏелигии и преподаванием в соответствующих религиозных учебных учреждениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Закрепление таких принципов как запрет принудительного труда и запрет дискриминации в сфере труда, на международном уровне, говорит о большой степени важности данных положений.
Действительно, на сегодняшнем этапе развития общества, роста НТП, трудовые отношения приобретают все большую распространенность, и главной задачей является установка правильного правового регулирования как на международном, так и на государственном уровне.
Проанализировав международное законодательство, можно придти к выводу, что данные принципы охвачены и установлены в достаточно большом пласте международно-правовых документов. Множество Конвенция, Пактов, Стандартов, закрепляют в себе данные положения.
Что же касается Российского законодательства, следует указать, что в данном случае законодатель подошел ответственно, разъяснив не только два этих принципа, но и различную ответственность за их нарушение.
Однако, в совокупности, несмотря на гарантии, закрепленные в Конституции, законах Российской Федерации, международных документах проблема дискриминации и принудительного труда носит довольно таки острый характер и фактически не получила никакого решения.
В частности, особенно часто с предвзятым отношением работодателя, с дискриминацией, сталкиваются женщины, что вполне понятно – по российскому законодательству сотрудницам с детьми и беременным женщинам гарантированы довольно существенные льготы, и многие работодатели стараются избежать дополнительных хлопот и финансовых затрат на их предоставление.
К сожалению, дискриминация в сфере труда существовала и будет существовать, меняя свои формы, способы воздействия, приобретая новую сущность.
Таким образом, устранение дискриминации в области труда - эҭо стратегически важный шаг в направлении борьбы за искоренение дискриминации во всех других сферах, который поможет создать более демократические рынки труда, сделать таковым все общество в целом, а так же снизить опасность конфликтов, повысить производительность труда и ускорить рост экономики.
Что же касается запрета принудительного труда, то проанализировав ряд законодательных и международных актов, запрет принудительного труда легче всего раскрыть через принцип свободы труда.
Основополагающий принцип трудового права - принцип свободы труда. Этот принцип реализуется в различных правовых нормах: начиная с возникновения трудового отношения и кончая его прекращением. Свобода труда означает, что только гражданин определяет, где ему проявить свои знания и способности.
Он может вступить в трудовое отношение с работодателем или заняться предпринимательской либо иной, не запрещенной законом экономической деятельностью.
Свобода труда несовместима с дискриминацией и принудительным трудом. Только способности человека, его деловые качества, знания и опыт должны учитываться как при заключении трудового договора, так и при продвижении по работе.
Законодательство должно двигаться, прежде всего, в направлении международных стандартов, выработанных в сфере борьбы с принудительным трудом.
Конечно, многие международные нормы устарели и также нуждаются в изменении, однако, провозглашенные принципы, а также проводимые практические исследования дают прочную основу для дальнейшего совершенствования законодательства.
Рассмотрение истории принудительного труда и основной его альтернативы - наемного труда дает нам возможность сделать практические выводы и извлечь уроки, являющиеся основой для создания теоретического обоснования современного понятия принудительного труда и выявления его характерных признаков.
Для нашей страны запрет принудительного труда является относительно новым явлением и по этой причине особенно важно обобщить уже накопленный опыт в сфере борьбы с этим явлением.
Список использованной литературы:
Нормативные правовые акты:
1. "Конвенция относительно рабства, подписанная в Женеве 25 сентября 1926 года, с изменениями, внесенными Протоколом от 7 декабря 1953 года" (Заключена в г. Женеве 25.09.1926). Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVIII.- М., 1960. С. 274 - 279.
2. "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). «Российская Газета», № 67 от 05.04.1995
3. "Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004). "Собрание законодательства РФ", 08.01.2001, N 2, ст. 163
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) Бюллетень Верховного Суда РФ", N 12, 1994
5. Международный Пакт от 19.12.1966 "О гражданских и политических правах". "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 12, 1994
6. "Европейская социальная хартия (пересмотренная)" (принята в г. Страсбурге 03.05.1996). "Бюллетень международных договоров", 2010, N 4, апрель, с. 17 - 67
7. Конвенция МОТ № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения» 1975 г. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1779 - 1794.
8. "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о принципах направления и приема китайских граждан на работу на предприятиях, в объединениях и организациях России" (Заключено в г. Москве 19.08.1992). Сборник российско-китайских договоров. 1949 - 1999.- М.: Терра-Спорт, 1999. С. 145 - 149.
9. "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о принципах направления и приема вьетнамских граждан на работу на предприятиях, в объединениях и организациях Российской Федерации" (Заключено в г. Москве 29.09.1992). Бюллетень международных договоров. 2006. N 5. С. 6 - 11.
10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации и Республики Молдова, работающих за пределами границ своих государств" (Заключено в г. Москве 27.05.1993). Бюллетень международных договоров. 2005. N 10. С. 6 - 9.
11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств" (Заключено в г. Москве 14.01.1993). Бюллетень международных договоров. 1993. N 3. С. 23 - 26.
12. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации, работающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, работающих на территории Российской Федерации" (Заключено в г. Ереване 19.07.1994). "Российская газета" ("Ведомственное приложение"), N 126, 06.07.96
13. "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики о научно-техническом сотрудничестве" (Вместе с "Правилами охраны и распределения прав на интеллектуальную собственность") (Заключено в г. Москве 19.05.2011). Бюллетень международных договоров. 2013. N 2. С. 92 - 97.
14. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. "Российская газета", N 67, 05.04.1995,
15. Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966 г.). Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVI.- М., 1973. С. 109 - 118.
16. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.). Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 341 - 355.
17. Конвенция о правах инвалидов (принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. N 61/106) Бюллетень международных договоров. 2013. N 7. С. 45 - 67.
18. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. "Собрание законодательства РФ", 14.04.2014, N 15, ст. 1691.
19. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.04.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.04.2014. "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
20. «Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.02.2014). "Российская газета", N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996
21. Федеральный закон от 12.11.2012 № 185-ФЗ «О внесении изменений в статью 13.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статью 27.2 Закона Российской Федерации «Об образовании»// Российская газета Газета. № 262. 14.11.2012.
Специальная и научная литература:
22. В. Анишина, Принудительный труд в современной России. Изд. Юрайт.-. М. - 2013. – 40с.
23. Анисимов А.Л. Трудовые отношения и материальная ответственность работодателей и работников учебное пособие. Изд. Деловой двор, 2011, С. 45
24. Агашев Д.В., В.С. Аракчеев. Трудовое право. Издательство Томского университета 2013, С. 432
25. Гапоненко В. Ф. Трудовое право: Учебник для вузов. Изд. ЭКСМО.- М. – 2012. – 540
26. Глухова Н.В. Запрещение принудительного труда в РФ//Правоведение, Спб, Изд. С.-Петербург, 2012, №2, С. 11
27. Курбанов Р.А.Трудовое право России. учебник для бакалавров М.:Юрайт, 2013.- 393 с
28. Колесников В.А.К вопросу принудительного труда в Российской Федерации. Изд. ИИЦ ПГУ, Пенза, 2012, С. 45
29. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: Учебник: В 2 т. Т. 1. Сущность трудового права и история его развития. Трудовые права в системе прав человека. Общая часть. М.: Статут, 2009. Стр. 474.
30. Молодцов М. В. Трудовое право России: Учебник для вузов. Изд. Юрид.лит.- М. – 2012, С. 456
31. Митина Н.М. Запрещение дискриминации в сфере труда как один из основных принципов трудового права. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. - Москва, 2012.
32. Чучаев А.И. Уголовное право РФ. Общая и особенная части. Учебник, Изд. ЭКСМО, 2013, С.356
Публикации в периодических изданиях:
33. Галиева Р.Ф. Основополагающие принципы трудового законодательства (по материалам парламентских слушаний) / Р.Ф. Галиева // Юрист. -2013. – №3. – С. 55
34.Иванов С. А. Некоторые проблемы применения Конвенция в РФ // Государство и право. - 2013. - № 7. С. 12.
35.Митина Н.М. Защита от дискриминации отдельных категорий работников//Вопросы трудового права. 2013. № 4.С.12
36.Мазин А.Л. Трудовая дискриминация и управление персоналом//Трудовое право. - 2013. - №1. - С. 80
37.Новак Д. Соотношение международного и российского законодательства о запрете принудительного труда// Хозяйство и право. - 2012. - № 10. – 37
38.Нуртдинова А. Ф. Проблемы совершенствования Трудового кодекса Российской Федерации //Трудовое право, №2, 2013 - С.28
Судебная практика:
39. Постановление Европейского суда по правам человека от 07.01.2010 "Дело "Ранцев (Rantsev) против Республики Кипр и Российской Федерации" [рус., англ.]. Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2010. N 5. С. 3, 83 - 135.
40. Постановление ЕСПЧ от 03.10.2013 по делу "I.B. (I.B.) против Греции" (жалоба N 552/10). "Бюллетень Европейского Суда по правам человека", 2014, N 2
[1] Новак Д. Соотношение международного и российского законодательства о запрете принудительного труда// Хозяйство и право. - 2012. - № 10. – 37
[2] Конституция РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. "Собрание законодательства РФ", 14.04.2014, N 15, ст. 1691.
[3] "Конвенция относительно рабства, подписанная в Женеве 25 сентября 1926 года, с изменениями, внесенными Протоколом от 7 декабря 1953 года" (Заключена в г. Женеве 25.09.1926). Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVIII.- М., 1960. С. 274 - 279.
[4] "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). «Российская Газета», № 67 от 05.04.1995
[5] "Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004). "Собрание законодательства РФ", 08.01.2001, N 2, ст. 163
[6] Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах". "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 12, 1994
[7] Международный Пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах". "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 12, 1994
[8]"Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики о научно-техническом сотрудничестве" (Вместе с "Правилами охраны и распределения прав на интеллектуальную собственность") (Заключено в г. Москве 19.05.2011). Бюллетень международных договоров. 2013. N 2. С. 92 - 97.
[9] В. Анишина, Принудительный труд в современной России. Изд. Юрайт.-. М. - 2013. – 40с.
[10]"Европейская социальная хартия (пересмотренная)" (принята в г. Страсбурге 03.05.1996). "Бюллетень международных договоров", 2010, N 4, апрель, с. 17 - 67
[11] Гапоненко В. Ф. Трудовое право: Учебник для вузов. Изд. ЭКСМО.- М. – 2012. – 540
[12] Конвенция «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года.(в ред. от 13.05.2004 N 14). "Собрание законодательства РФ", 08.01.2001, N 2, ст. 163