Охрана портовых средств
Портовым средством считать определенный неразрывный район акватории (подходы с моря, рейдовые, якорные стоянки, места ожидания причала) и/или территории (гидротехнические сооружения и инфраструктура) морского торгового (специализированного) порта, где происходит взаимодействие судно/порт, находящийся в ведении одного оператора (стивидорной компании), связанный единым технологическим процессом, имеющий: однотипные сооружения, устройства и оборудование, эксплуатация которых аналогична при производстве погрузочно-разгрузочных работ и оказания услуг, и где необходимо, в соответствии с требованиями главы ХI-2 СОЛАС-74 и Кодекса ОСПС, осуществление специальных мер, направленных на своевременное обнаружение, предупреждение и пресечение актов, угрожающих обеспечению безопасности на морском транспорте.
Требования к оценке охраны портового средства похожи на требования к оценке охраны судна. Однако отличие весьма существенно, так как портовое средство связано с другими объектами порта и прилегающими объектами.
Портовые сооружения и инфраструктура, которые считаются важными объектами защиты, включают в себя:
- входы, подходы и районы якорной стоянки, районы причалов и маневрирования;
- грузовые устройства, терминалы, районы складирования, оборудование для обработки грузов;
- системы и сети, такие как электросети, радиосистемы и другие системы связи, компьютерные системы и сети;
- портовые системы управления движением судов и средства навигационного оборудования;
- электростанции, грузовые трубопроводы и водоснабжение;
- мосты, железнодорожные пути и дороги;
- суда портового флота, включая лоцманские суда, буксиры, лихтеры и т.д.;
- оборудование и системы охраны и обнаружения;
- примыкающие к портовому средству воды.
Оценка охраны портового средства должна выполняться правительством страны, на территории которой находится это портовое средство. Правительство страны может уполномочить признанную в области охраны организацию провести оценку конкретного портового средства, находящегося на его территории.
Если правительство страны использует признанную в области охраны организацию для пересмотра или проверки оценки охраны портового средства на предмет ее соответствия требованиям, то такая организация не должна быть связана с какой-либо иной признанной в области охраны организацией, которая подготовила эту оценку или оказала помощь в ее подготовке.
Если оценка охраны портового средства выполнена признанной в области охраны организацией, то правительство страны, на территории которой находится портовое средство, должно рассмотреть и одобрить эту оценку. В Украине такую оценку охраны портового средства может выполнить Государственное предприятие «Агентство морской безопасности» (признанная в области охраны организация), а одобрить – Администрация морского и речного транспорта (структурное подразделение Министерства транспорта и связи Украины).
Лица, выполняющие оценку, должны иметь соответствующие навыки для проведения оценки охраны портового средства. Они должны иметь возможность обращаться к экспертам за помощью в отношении:
- знания существующей угрозы, затрагивающей охрану, и ее различных форм;
- распознавания и обнаружения оружия, опасных веществ и устройств;
- распознавания характерных признаков и манеры поведения людей, которые могут создать угрозу, затрагивающую охрану;
- способов, применяемых для того, чтобы обойти меры охраны;
- методов, используемых для того, чтобы вызывать происшествия, связанные с охраной;
- воздействия взрывчатых веществ на сооружения и службы портового средства;
- охраны портового средства;
- рабочей практики порта;
- планирования действий в чрезвычайных ситуациях, обеспечения готовности и реагирования на них;
- мер физической охраны, например ограждений;
- радиосистем и других систем связи, включая компьютерные системы и сети;
- транспорта и гражданского строительства;
- судовых и портовых операций.
Оценки охраны портового средства должны периодически пересматриваться и обновляться с учетом меняющейся угрозы и незначительных изменений портового средства; они всегда должны пересматриваться и обновляться при значительных изменениях портового средства.
Оценка охраны портового средства должна включать следующие наиболее важные вопросы:
- определение и оценку основного имущества и инфраструктуры, защита которых имеет большое значение;
- определение возможной угрозы имуществу и инфраструктуре и вероятности того, что они реальны, с целью принятия мер охраны и установления их очередности;
- выявление, выбор и установление очередности контрмер и процедурных изменений, а также определение уровня их эффективности для снижения уязвимости;
- выявление слабых мест, включая человеческий фактор, в инфраструктуре, политике и процедурах.
Оценка охраны портового средства должна касаться следующих элементов в пределах портового средства:
- физической охраны;
- конструктивной целостности;
- систем защиты персонала;
- методики выполнения процедур;
- радиосистем и других систем связи, включая компьютерные системы и сети;
- соответствующей транспортной инфраструктуры;
- предприятий общественного пользования (столовые, медицинские пункты, туалеты);
- других объектов, которые, будучи повреждены или использованы для незаконного наблюдения, создают опасность для людей, имущества или операций, осуществляемых в пределах портового средства.
По завершении оценки охраны портового средства должен быть подготовлен отчет, включающий краткое описание методики проведения оценки, описание каждого выявленного в ходе оценки уязвимого места и описание контрмер, позволяющих исправить ситуацию в отношении каждого уязвимого места. Отчет должен быть защищен от несанкционированного доступа или разглашения.
План охраны портового средства
Каждое портовое средство должно иметь план охраны портового средства, адекватный для взаимодействия судно/порт, он разрабатывается и выполняется на основе оценки охраны портового средства. Планом предусматриваются три уровня охраны, определенные в данной части Кодекса.
При условии соблюдения положений раздела 16.2, признанная в области охраны организация может подготовить план охраны портового средства, имеющего специфичные особенности.
План охраны портового средства должен быть одобрен Договаривающимся правительством, на территории которого расположено это портовое средство.
Такой план разрабатывается, принимая во внимание руководство, представленное в части В Кодекса ОСПС, он выполняется на языке, являющемся рабочим для персонала портового средства. Планом должно охватываться, по меньшей мере, следующее:
1. Меры для предотвращения того, чтобы на территории средства или на судне не оказались предназначенные для применения против людей, судов или портов оружие и любые другие опасные вещества, на перевозку которых нет полномочий;
2. Меры по предотвращению неразрешенного доступа на территорию средства, на ошвартованные суда и на участки ограниченного доступа на территории средства;
3. Процедуры реагирования на угрозы или нарушение охраны, включая положения по поддержанию выполнения критически важных операций портового средства или взаимодействия судно/порт;
4. Процедуры реагирования на все инструкции по охране, отданные Договаривающимся правительством портовому средству, расположенному на его территории, при уровне охраны 3;
5. Процедуры эвакуации в случае угрозы или нарушения охраны;
6. Обязанности по охране, вмененные лицам, обеспечивающим охрану, и остальному персоналу портового средства;
7. Процедуры взаимодействия с судами в вопросах охраны;
8. Процедуры периодического пересмотра плана и приведения его на уровень современности;
9. Процедуры докладов о происшествиях, связанных с охраной;
10. Сведения о должностном лице портового средства, ответственном за охрану, включая его контактный адрес, – круглосуточно;
11. Меры по обеспечению защиты информации, содержащейся в плане;
12. Меры по обеспечению эффективной охраны груза и средств грузообработки на территории портового средства;
13. Процедуры аудиторской проверки плана охраны портового средства;
14. Процедуры реагирования в случае приведения в действие судовой системы оповещения при стоянке судна; и
15. Процедуры для облегчения схода судового персонала на берег или кадровые замены, а также доступ на судно гостей, включая представителей попечительских организаций и организаций, проявляющих заботу об условиях труда моряков.
Лица, проводящие внутренние аудиторские проверки деятельности по обеспечению охраны, указанные в плане, или оценивающие его выполнение, должны быть независимыми от проверяемой деятельности, если только это невыполнимо с практической точки зрения, из-за размеров и характера портового средства.
План охраны портового средства может быть объединен с планом охраны порта или с любым другим планом или планами порта на случай чрезвычайной ситуации, или же быть их частью.
Договаривающееся правительство, на территории которого находится портовое средство, должно определить, какие именно изменения плана охраны портового средства, не должны задействоваться, до тех пор пока они не будут одобрены им.
План может содержаться в электронном виде. В таком случае он должен быть защищен процедурами, нацеленными на предотвращение несанкционированного стирания информации, ее искажения или внесения изменений.
План должен быть защищен от несанкционированного доступа или разглашения.