Идеологические функции Президента Республики Беларусь
Роль Президента Республики Беларусь в механизме функционирования идеологии белорусского государства предопределяется его положением в политическом устройстве страны. Согласно статье 79 Конституции Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Конституция вменяет ему в обязанности принятие мер по охране суверенитета Республики Беларусь, обеспечению национальной безопасности и территориальной целостности страны, экономической и политической стабильности, преемственности и взаимодействия органов государственной власти, осуществление посредничества между органами государственной власти.
Очевидно, что столь ответственные обязанности Президента по обеспечению жизнедеятельности государства предполагают наделение его соответствующими полномочиями и наличие в его распоряжении государственно-правовых средств, приводя в действие которые он оказывается в состоянии выполнять возложенную на него миссию. Полномочия Главы белорусского государства закреплены в статье 84 Конституции и в ряде иных ее статей. Нормы, посвященные его правам и обязанностям, содержатся также в законе о Президенте, а также в других нормативных актах. В нашу задачу не входит анализ всех соответствующих положений законодательства. Поэтому рассмотрим здесь только те полномочия Президента, которые, так или иначе, регламентируют его полномочия в обеспечении функционирования государственной идеологии Республики Беларусь.
Прежде всего уясним в аспекте функционирования белорусской государственной идеологии смысл избрания гражданина Республики Беларусь в качестве ее Президента. В данном акте находит свое выражение взаимодействие между отдельными представителями народа и самим народом как субъектами формирования идеологии государства, о котором говорилось выше. Во время избирательной кампании по выборам Президента народу представляется несколько альтернативных программ, в которых различные претенденты на этот высокий государственный пост дают свою оценку положения народа, назревших проблем и задач его жизнедеятельности и предлагаются пути их разрешения. Такие программы есть не что иное, как проявление стремления их авторов повлиять на содержание идеологии государства, по крайней мере, на программно-политическом уровне ее функционирования, апеллируя непосредственно к народу. Смысл избрания определенного кандидата в качестве Президента Республики Беларусь состоит в одобрении народом предложенной им программы развития общества, которая основывается на определенной системе идей, ценностей и представлений. После избрания Президент получает не только право и далее выражать интересы народа — первым актом их выражения является поддержанная народом его предвыборная программа, — но и проводить ее в жизнь правовыми, административными и моральными средствами и методами.
Мы уже рассмотрели референдум как элемент механизма функционирования идеологии белорусского государства. Здесь обратим внимание на то, что республиканский референдум приводится в действие Президентом. Он является единственным лицом в стране, который наделен Конституцией правом назначения такого референдума; он может это сделать по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики либо по предложению не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом. Используя данное полномочие, Президент может направлять вектор общественно-политического развития страны. По его инициативе, к примеру, были проведены референдумы по одобрению Конституции страны, приданию русскому языку наряду с белорусским статуса государственного языка, утверждению государственной символики Республики Беларусь и др. Все это — важнейшие вопросы национально-государственной идеологии.
Формой участия Президента Республики Беларусь в обеспечении формирования и функционирования идеологии государства являются его обращения с посланиями к белорусскому народу о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики, а также его обращения с ежегодными посланиями к Парламенту страны. Начиная с 2003 г. эти два вида посланий делаются ежегодно как одно общее обращение. Президент вправе также обратиться с посланием к Парламенту и народу Республики Беларусь в связи с какими-либо особыми обстоятельствами в жизни страны. В посланиях обычно содержится развернутый анализ положения в стране, назревших задач внутренней и внешней политики государства, возможных путей их разрешения. В посланиях обосновывается и программа законодательных работ на ближайшую перспективу. Если проанализировать содержание ежегодных посланий Президента, то можно обнаружить, что каждое из них акцентирует внимание на какой-либо принципиальной важности проблеме развития белорусского общества и государства.
Так, например, в Послании Парламенту 1999 г. обосновывается стратегическая цель развития Беларуси в XXI в., в Послании 2000 г. — концепция устойчивого социально-экономического развития страны, в Послании 2002 г. - курс на построение сильной процветающей Беларуси, в Послании 2003 г. -значение идеологии в жизнедеятельности белорусского общества и государства, в Послании 2004 г. - проблемы ускорения движения общества и повышения качества деятельности во всех его сферах, в Послании 2006 г. — задачи развития структур гражданского общества в нашей стране, в Послании 2008 г. — проблема укрепления здоровья нации как основы благосостояния государства, в Послании 2009 г. задачи нации по преодолению неблагоприятных последствий для страны глобального финансово-экономического кризиса.
Как уже отмечалось, формой проявления идеологии государства являются государственные праздники и памятные даты. Они устанавливаются в ознаменование событий, имеющих особое историческое либо общественно-политическое значение для Республики Беларусь, оказавших существенное влияние на развитие белорусского общества и государства. Согласно Конституции право установления государственных праздников принадлежит Президенту Республики Беларусь. Это право — еще одна чрезвычайно важная возможность Президента оказывать свое влияние на процесс формирования системы ценностей народа с использованием государственно-правовых средств. В этом деле также важно, чтобы установленные праздники отвечали умонастроению самого народа, были восприняты, как говорят, его умом и сердцем.
Указом Президента в нашей стране установлены следующие государственные праздники (приводятся в порядке их перечисления в тексте Указа): День Конституции — 15 марта; День единения народов Беларуси и России — 2 апреля; День Победы — 9 мая; День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь — второе воскресенье мая; День Независимости Республики Беларусь (День Республики) — 3 июля [8]. В специальном Декрете Президента устанавливается, что День независимости Республики Беларусь проводится как всенародный праздник в обстановке торжественности и патриотического подъема [9].
Президент Республики Беларусь располагает и другими возможностями для эффективного осуществления своей идеологической функции. Это — его выступления с докладами на различного рода форумах (например, Всебелорусских народных собраниях, торжественных церемониалах, съездах и собраниях общественности и т.п.), утверждение государственных программ, концепций и директив, принятие решений о награждении граждан государственными наградами, о присвоении классных чинов и званий. Значительные возможности вытекают из его права подписывать законы, принятые Парламентом страны. В порядке, установленном Конституцией, он имеет право возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей. Он имеет право отменять акты Правительства, приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству. Идеологический аспект присутствует также в широких полномочиях Президента Республики Беларусь по формированию состава государственных институтов, назначению руководителей республиканских органов управления и некоторых иных лиц, а также по определению их статуса. При подборе кандидатур на замещение важных постов в институтах и учреждениях государственной власти, безусловно, принимаются во внимание не только профессиональные качества и опыт работы претендентов, но и их идейно-политические ориентации.
Необходимо заметить, что трудно отделить в деятельности Президента как Главы государства одни его функции от других. Иными словами, идеологическая сторона присутствует в той или иной мере практически во всех его функциях и полномочиях.