Основные статистические показатели

Методические рекомендации

По подготовке ежегодного доклада о деятельности муниципальных библиотек субъекта Российской Федерации

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Последние годы отмечены нарастающей динамикой системных преобразований в библиотечной сфере России. Они связаны с реализацией государственных программ и правовых актов: Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Основ государственной культурной политики, ФЦП «Культура России (2012 – 2018 годы), «Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки: Рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальной власти» и др.

В условиях постоянных изменений возрастает значение региональной аналитики для формирования реальной картины состояния библиотечного дела в каждом регионе и стране в целом. Только качественная библиотечная аналитика может стать основой для объективной оценки результатов модернизационных мер и принятия выверенных управленческих решений органами власти всех уровней, осуществляющих полномочия по вопросам организации библиотечного обслуживания населения.

Следует отметить, что в настоящее время состояние региональной библиотечной аналитики, ее качественный уровень нельзя оценить однозначно как «хорошее» или «плохое». Она весьма разнородна в разрезе субъектов Российской Федерации. Прежде всего, это обусловлено тем, что в библиотечном сообществе отсутствуют единые методологические подходы к подготовке ежегодных аналитических материалов. Требования, действовавшие в прежние годы, утратили актуальность, а новые – не выработаны. Некоторые центральные библиотеки субъектов Российской Федерации (ЦБ РФ) отказались от подготовки ежегодного аналитического доклада, как от необязательной работы, требующей значительных трудозатрат и высококвалифицированных кадров. Но большая часть – занимается подготовкой итоговой аналитики, однако, ее смысловые задачи и содержание весьма разноречивы. В силу сложившейся практики структура и форма подачи аналитического материала определяются каждой библиотекой по собственному усмотрению. Возможно, именно поэтому существует много названий уникального аналитического документа, среди них: ежегодный доклад о деятельности библиотек региона, анализ деятельности библиотек региона, годовой информационно-аналитический или информационно-статистический отчет и др.

Важным шагом в деле изменения сложившейся ситуации стал первый Всероссийский конкурс «БИБЛИОТЕЧНАЯ АНАЛИТИКА – 2014», организованный РНБ при поддержке Российской библиотечной ассоциации. Этот конкурс позволил определить проблемы, присущие современным аналитическим материалам ЦБ РФ: недостаточно критичное изложение материала, отсутствие объективной оценки достижений и проблем, информационная избыточность или, наоборот, малая информативность и др. Но главное – были выявлены лучшие обзоры, которые можно рассматривать в качестве образца четкого, аргументированного и аналитического подведения итогов года, а их структуру – использовать в качестве типовой.

Настоящие методические рекомендации разработаны на основе изучения всех конкурсных материалов, поступивших из 71 ЦБ РФ, опираются на мнения членов профессионального жюри. Учитывая современный государственный подход к анализу итогов года в виде ежегодных докладов, в частности практику Министерства культуры РФ, РНБ рекомендует использование формы Доклададля итогового документа о деятельности муниципальных библиотек субъекта РФ. Окончательный выбор формы документа остается за составителями, но очень важно не подменять данный документ аналитической справкой, статистическим или тематическим сборником статей. Желательно готовить именно ежегодный доклад с соответствующей структурой и содержанием профессионально-производственного назначения. Рекомендуемое название документа: «Ежегодный доклад о деятельности муниципальных библиотек…» с указанием года и соответствующего субъекта Российской Федерации. Исходя из практики, согласованной с учредителем, возможно включение в доклад (в форме самостоятельного раздела) отчета о деятельности государственных библиотек субъекта Российской Федерации. В этом случае общее наименование документа может быть изменено на «Ежегодный доклад о деятельности государственных и муниципальных библиотек…». Далее по тексту рекомендаций используется термин «доклад».

В методических рекомендациях учтены положения Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки, утвержденные 31.10. 2014 г. Министерством культуры Российской Федерации. Первостепенное значение придается структуре и содержанию разделов доклада, поэтому к каждому разделу даны пункты, в которых фокусируется внимание составителей документа на обязательных статистических данных, фактической и аналитической информации. Наименования подразделам, которые могут быть выделены внутри разделов (блоков), в типовой структуре не даются. Каждая библиотека вправе формулировать названия подразделов самостоятельно. При этом обязательно нужно отражать разделы и подразделы в содержании доклада, обеспечивая тем самым удобную навигацию по тексту.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие методические рекомендации по подготовке ежегодного доклада о деятельности муниципальных библиотек субъекта Российской Федерации разработаны в соответствии с целями и задачами государственной культурной политики, на основе изучения и обобщения опыта информационно-аналитической работы методических служб ЦБ РФ.

2. Доклад должен служить основой для профессиональной оценки доступности и качества библиотечного обслуживания в регионе, определения органами государственной власти и местного самоуправления субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия по вопросам организации библиотечного обслуживания, приоритетных направлений деятельности муниципальных библиотек и формирования муниципального задания по предоставлению библиотечных услуг всем категориям населения.

3. Доклад является основным в ряду документов, создаваемых по результатам анализа состояния и развития муниципальных библиотек в рамках исполнения ЦБ РФ функции координационного, методического и научно-исследовательского центра по проблемам библиотечного дела в регионе. Он должен быть включен в государственное задание ЦБ РФ.

4. Требования к ежегодному докладу:

• качественное раскрытие основных и перспективных направлений работы, инновационных практик и других аспектов деятельности муниципальных библиотек, представляющих интерес для учредителей библиотек и профессионального сообщества;

• четкость и обстоятельность в формулировании достижений, проблем и задач;

• аргументированность и критичность изложения материала;

• практическая ценность аналитической информации (выводов) для повышения эффективности библиотечного обслуживания в регионе.

5. В докладе должны быть отражены основные направления деятельности муниципальных библиотек, сделаны общие выводы, дана оценка состояния библиотечного обслуживания населения в регионе, сформулированы проблемы и предложения по их решению.

6. Организация обслуживания особых групп пользователей (детского и юношеского возраста, слепых и слабовидящих и других) может раскрываться внутри общего блока, освещающего организацию и содержание библиотечного обслуживания пользователей, или в отдельных блоках доклада.

7. По усмотрению региональных методических служб в доклад включаются направления деятельности, отражающие региональную специфику, и темы, ставшие ключевыми в анализируемом году.

8. Для подготовки доклада используются данные мониторинга состояния библиотечного обслуживания в регионе на основе форм государственного статистического учета, отчетной и иной информации, предоставляемой муниципальными библиотеками и другими организациями, оказывающими библиотечные услуги населению, а также органами местного самоуправления.

9. Ценность доклада повышают данные мониторингов и различных исследований, проведенных методической службой ЦБ РФ на базе муниципальных библиотек региона в целях выявления инноваций, изучения трансформаций сети, развития фондов и электронных ресурсов, оценки качества библиотечных услуг и др.

10. Динамика статистических показателей в докладе дается по сравнению с предыдущим годом, за три года или по усмотрению методических служб ЦБ РФ в более глубокой ретроспективе.

11. Для объективной оценки текущего состояния библиотечного обслуживания населения на территории субъекта Российской Федерации набор анализируемых показателей целесообразно расширить, а их значения сравнивать со средними статистическими показателями по региону, по федеральному округу и по Российской Федерации.

12. Текст доклада может сопровождаться таблицами и диаграммами, наглядно демонстрирующими состояние и динамику основных направлений деятельности муниципальных библиотек.

13. К докладу прилагаются сводные статистические таблицы по основным показателям работы муниципальных библиотек. По усмотрению региональных методических служб в приложения могут включаться иные информационные и статистические документы, характеризующие состояние библиотечного дела в субъекте РФ.

14. Объем основного текста доклада не должен превышать 50 страниц, а с учетом диаграмм, графиков, таблиц и др. иллюстративного материала – 100 страниц.

15. Оформление доклада должно соответствовать действующим стандартам в области издательского дела. Обязательно наличие титульного листа и оборота титульного листа с соответствующими сведениями.

16. Ежегодные доклады включаются в интегрированные полнотекстовые базы данных общероссийского значения и используются как ценный источник достоверной информации

при подготовке обобщающих аналитических материалов о состоянии библиотечного дела в стране.

II. ТИПОВАЯ СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОКЛАДА

События года

1.1. Главные события библиотечной жизни региона.

1.2. Федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, оказавшие влияние на деятельность муниципальных библиотек в анализируемом году.

1.3. Федеральные и региональные целевые программы, проекты и иные мероприятия, определявшие работу библиотек всего региона в анализируемом году.

Библиотечная сеть

2.1. Характеристика библиотечной сети на основе форм государственной статистической отчетности 6-НК и 7-НК и данных мониторинга сети, проводимого методической службой ЦБ РФ. Региональная специфика в сборе информации о сети по формам государственной статистической отчетности. Динамика библиотечной сети за три года.

- общее число государственных и муниципальных библиотек (на основе суммарных данных по 6-НК и 7-НК);

- число государственных библиотек (с указанием полного наименования в соответствии с Уставом);

- число муниципальных библиотек (на основе суммарных данных по 6-НК и 7-НК),

из них:

- число муниципальных библиотек и число библиотек – структурных подразделений организаций культурно-досугового типа (фактические данные, независимо от формы государственной отчетности)

- число муниципальных библиотек, расположенных в сельской местности (на основе суммарных данных по 6-НК и 7-НК);

- число детских библиотек (на основе суммарных данных по 6-НК и 7-НК);

- число пунктов внестационарного обслуживания

- число транспортных средств, из них – библиобусов и из них КИБО

2.2. Организационно-правовые аспекты структуры библиотечной сети и изменения, происходившие в анализируемом году: виды библиотек, библиотечных объединений и других организаций, оказывающих библиотечные услуги населению (перечислить и указать число по каждому виду). Их правовые формы.

2.3. Решения, принятые органами местного самоуправления в рамках выполнения полномочий по организации библиотечного обслуживания населения. Реорганизация (открытие, закрытие, слияние, передача) муниципальных библиотек в структуры не библиотечных организаций; перераспределение полномочий по организации библиотечного обслуживания; изменение правовых форм библиотек, наделение библиотеки (муниципального района, городского округа, городской территории города федерального подчинения) статусом центральной библиотеки и другие организационно-правовые действия.

2.4. Структурные изменения в сети, связанные с созданием публичных центров правовой информации, модельных библиотек, многофункциональных культурных центров (МФКЦ), комплексов информационного библиотечного обслуживания (КИБО) и др.

2.5. Доступность библиотечных услуг.

- соблюдение нормативов обеспеченности библиотеками населения в целом по региону и в разрезе муниципальных образований;

- среднее число жителей на одну библиотеку; 5

- число населенных пунктов и жителей, не имеющих возможности доступа к библиотечным услугам;

- число библиотек, работающих по сокращенному графику.

2.6. Краткие выводы по разделу. Основные направления трансформации сети и меры, принимаемые для преодоления деструктивных процессов, если таковые были выявлены.

Основные статистические показатели

3.1. Система сбора статистических показателей в регионе и полнота охвата статистической отчетностью всех библиотек, организаций культурно-досугового типа и иных организаций, оказывающих библиотечные услуги населению. Наличие доступа ЦБ РФ к сведениям по формам государственной статистической отчетности 6-НК и 7-НК (если в регионах имеются библиотеки в структуре организаций культурно-досугового типа).

3.2. Охват населения региона библиотечным обслуживанием в целом по региону и в разрезе муниципальных образований.

3.3. Динамика показателей, отражающих объем основных работ/услуг, выполненных муниципальными библиотеками региона (на основе суммарных данных по 6-НК и 7-НК). Отдельный комментарий о выполнении показателей, включенных в федеральные и региональные «дорожные карты».

Абсолютные показатели деятельности муниципальных библиотек

- количество пользователей, в т.ч. удаленных;

- количество выданных документов, в т.ч. удаленным пользователям;

- количество выданных пользователям копий документов;

- количество выданных справок и предоставленных консультаций посетителям библиотеки;

- количество выданных справок и консультаций, предоставляемых в виртуальном режиме удаленным пользователям библиотеки;

- количество посещений библиотек, в том числе культурно-просветительных мероприятий;

- количество посещений веб-сайтов библиотек.

Относительные показатели деятельности муниципальных библиотек: читаемость, посещаемость, обращаемость, документообеспеченность.

Экономические показатели:расходы на обслуживание одного пользователя, одно посещение, одну документовыдачу.

3.4. Сравнительный анализ основных статистических показателей деятельности библиотек, находящихся в составе библиотечной сети, с библиотеками – структурными подразделениями организаций культурно-досугового типа (если таковые имеются).

3.5. Оказание платных услуг (виды услуг, раскрыть динамику по видам)

3.6. Краткие выводы по разделу. Основные тенденции в изменении потребностей пользователей и их удовлетворение.

4. Библиотечные фонды(формирование, использование, сохранность)

4.1. Анализ статистических показателей, отражающих формирование и использование библиотечных фондов на физических (материальных) носителях информации (на основе суммарных данных по 6-НК и 7-НК). Динамика за три года.

4.2. Общая характеристика совокупного фонда муниципальных библиотек региона (объём, видовой и отраслевой состав).

4.3. Движение совокупного фонда муниципальных библиотек, в т.ч. по видам документов:

4.3.1. Поступления в фонды муниципальных библиотек

- печатных изданий. Соблюдение норматива ЮНЕСКО (250 документов в год на 1000 жителей);

- электронных документов, в т.ч. локальные сетевые ресурсы, удаленные сетевые ресурсы (подписка на ЭБС и др.), ЭД на съемных носителях;

- подписка на периодические издания.

4.3.2. Выбытие из фондов муниципальных библиотек с указанием причин исключения из фонда

- печатных изданий;

- электронных документов.

4.4. Анализ и оценка состояния и использования фондов библиотек, находящихся в составе библиотечной сети, а также фондов библиотек – структурных подразделений организаций культурно-досугового типа (если таковые имеются).

- обновляемость фондов;

- обращаемость;

- выдача документов библиотечного фонда, в том числе по видам документов.

- выдача документов библиотечного фонда, в том числе по тематике

4.5. Финансирование комплектования (объемы, основные источники).

4.6. Краткие выводы по подразделу. Основные тенденции в формировании и использовании фондов.

4.7. Обеспечение сохранности фондов.

- соблюдение действующей инструкции по учету фондов;

- проверка и передача фондов библиотек в условиях реструктуризации библиотечной сети;

-количество переплетенных, отреставрированных изданий;

- соблюдение режимов хранения;

- наличие охранных средств, обеспечивающих безопасность библиотек и библиотечных фондов;

- аварийные ситуации в библиотеках (количество ситуаций, причины возникновения и последствия).

4.8. Краткие выводы по подразделу. Основные проблемы обеспечения сохранности библиотечных фондов.

Наши рекомендации