Современные требования к моральному облику служащих государственных и муниципальных органов власти
Как отмечалось выше, все большее число специалистов во многих странах приходит к убеждению, что современный административный процесс нельзя выстроить только на принципах рациональной бюрократии. Это особенно важно иметь в виду, когда речь идет о сфере государственного и муниципального управления, где ориентация лишь на технократические, формально-правовые и рационально-прагматические подходы не только недостаточна, но и часто недопустима. Государственное и муниципальное управление, как и политика, должны оцениваться с точки зрения морали уже потому, что имеют дело с людьми, их интересами, необходимостью их справедливого выражения и разрешения. С этой позиции то, что вполне допустимо в правовом и организационно-административном плане, не всегда может означать то, что это также приемлемо и справедливо для конкретного человека.
Сегодня считается общепризнанным, что государственное и муниципальное управление является своеобразной формой гражданского воспитания. От того, кто находится на государственной и муниципальной службе, каковы нравственные ориентиры чиновников, их моральный облик, во многом зависит и состояние общества. Исходя из этого во многих странах принимаются усилия по формированию у государственных и муниципальных чиновников таких качеств, как ответственность перед законом, честность, личная нравственность, стремление к совершенству в работе, самодисциплина, уважительное отношение к гражданам. Главное, что всегда требуется от служащего – быть ориентированным на общественные интересы и ценности.
Не секрет, что именно нравственность государственных и муниципальных служащих во многом определяет авторитет и прочность государственной и муниципальной власти. И именно она, как считают специалисты, выражает степень осознания государственным и муниципальным служащим ответственности перед обществом за свои действия и принимаемые решения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в оценках поведения государственных и муниципальных служащих населением преобладают нравственные критерии и характеристики. Следует согласиться с теми исследователями, кто считает, что значение нравственного фактора в оценке государственных и муниципальных служащих будет возрастать.
Значимость нравственно-этических характеристик государственной и муниципальной службы особенно велика для общественного и государственного развития России. В условиях несовершенства системы социального управления, господства правового нигилизма в различных слоях общества и неподготовленности значительной части управленческих кадров к работе в демократических условиях только прочные нравственные ориентиры и личная ответственность, равно как и связанное с ними добросовестное служение могут сегодня стать, по мнению большинства ученых и специалистов, надежным регулятором действий и поведения работников аппарата государственной и муниципальной власти. Особенное значение с точки зрения воспитательного воздействия государственной и муниципальной службы на общество имеют такие ценности в государственном и муниципальном управлении, как единство слова и дела, демократизм управления, гласность и открытость в деятельности институтов власти, а также их гарантии.
В то же время, как мы уже отмечали в предыдущих параграфах, факты свидетельствуют, что в сфере нравственности в нашем обществе далеко не все благополучно, поведение чиновников и депутатов оставляет желать лучшего. С одной стороны, данные опросов населения указывают на довольно высокий социальный статус государственных служащих. Значительная часть наших граждан выражает желание, чтобы их дети и внуки выбрали для себя работу в каком-либо органе государственного управления. Точно также вполне достойно и убедительно выглядят приоритеты служащих в отношении выбора своего жизненного пути и своей профессиональной деятельности. К ним служащие относят прежде всего творческий характер управленческого труда, стремление к высокому профессионализму и компетентному решению служебных задач, защиту прав и свобод граждан, поддержку малоимущих и обездоленных. С другой стороны, специалисты обращают внимание на тот факт, что такие ценности, как честность, порядочность, патриотизм оказываются в этом ряду лишь на шестом-седьмом месте, что не может не настораживать.
Как общественно полезная работа, обеспечивающая продуктивную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, государственная и муниципальная служба в России, как и во многих других странах, регулируется на уровне закона. В целом ряде законодательных документов (таких, как федеральные законы "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", "О муниципальной службе в Российской Федерации", "О противодействии коррупции", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указы Президента РФ "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей"; "О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" и др.) нашли отражение нормы о моральной ответственности государственных и муниципальных служащих, были регламентированы правила поведения представителей государственной и муниципальной власти.
Однако в реальной практике государственно-управленческих отношений многое зависит, как мы уже отмечали, от нравственных качеств самих государственных и муниципальных служащих, их морально-психологических установок. Более того, чаще всего не внешний контроль, а внутренняя мотивация, личная совесть, высокий моральный облик государственного и муниципального служащего и общественное мнение оказываются лучшей гарантией против злоупотребления властью и иных служебно-этических нарушений. Именно они являются ведущим стимулом в моральном выборе служащего между личными интересами и интересами общества, между служением делу и служением начальству. При этом опыт показывает, что чем выше квалификация и статус должностного лица, тем более самостоятельным становится процесс принятия им решений, требующих творческого подхода и личной инициативы.
В одном из реферативных сборников "Государственная служба. Вопросы этики. Зарубежный опыт", издававшихся РАГС, были приведены пять основных нормативных уровней морали государственных должностных лиц, которые излагались в одной из книг, подготовленной Международной ассоциацией муниципальных администраторов. Суть их сводится к следующему:
• государственный служащий должен обладать честностью и неукоснительно следовать закону;
• уметь находить правильный подход к разрешению конфликтных ситуаций;
• ориентироваться на честное выполнение служебных обязанностей и процедурных норм учреждения;
• быть достаточно компетентным в определении государственной и муниципальной политики;
• уметь достигать компромиссов и не допускать социального игнорирования.
В литературе по административной этике сформулирован определенный комплекс нравственных требований, составляющих структуру административной морали государственных и муниципальных служащих. К ним, в частности, относятся:
• нравственные ценности как совокупность моральных принципов, норм, убеждений, мотивирующих деятельность государственной службы как социального института и составляющих основу ценностной структуры каждого государственного служащего (основными из них являются: социальная справедливость, гуманизм, профессионализм, исполнительность, свобода, патриотизм, интернационализм);
• личностные добродетели служащих, их нравственные чувства и привычки (честность, скромность, дисциплинированность, уважительность, сострадание, профессиональная гордость, чувство собственного достоинства), выражающие отношение служащих к себе, своему месту в обществе, на службе, в среде ближайшего окружения;
• оценочные понятия (добро, справедливость, неподкупность, порядочность, честь, долг), являющиеся исходной базой нравственных основ управленческой деятельности и позволяющие гармонично сочетать личные, корпоративные и государственные интересы;
• основополагающие принципы и нормы поведения на службе и в обществе (высококачественное выполнение служебного долга, лояльность к власти, патриотизм), формирующие мотивацию мыслей и действий служащего, его моральную позицию, нравственное кредо.
Наиболее важными из перечисленных качеств работников государственного аппарата, безусловно, являются доброжелательность, чуткость и отзывчивость к людям. Государственный и муниципальный служащий никогда не должен забывать, что его главная задача и предназначение – служить людям, заботиться об их благе. Со способностью быть внимательным к людям непосредственно связана такая норма, как корректность в обращении, которая, в свою очередь, является выражением таких важных личностных свойств, как самообладание, уравновешенность, выдержка. Как показывает практика управленческих отношений, в самых различных ситуациях корректность в общении, вежливость и уважительное отношение к человеку не только помогают достижению лучшего взаимопонимания и лучшего контакта с людьми, но и сокращают отчуждение человека от власти, усиливают доверие людей к ней. Социологические опросы показывают, что люди выше всего ставят такие качества государственного служащего, как четкость в работе, оперативность в принятии решений, строгость и простоту в обращении.
Точно так же значение таких качеств государственного и муниципального служащего, как честность и правдивость во взаимоотношениях с людьми, коллегами и подчиненными объясняется не только тем, что служащий должен проявлять заботу о своей личной репутации. Государственный и муниципальный служащий должен помнить, что любое его неправдивое слово, невыполненное обещание, равно как и любая сделка с совестью наносят непоправимый ущерб авторитету государства и государственной власти в целом.
Особое значение административная этика придает скромности государственного и муниципального служащего как его важнейшему личностному качеству, которое по своей сути не только противоположно, но и исключает такие негативные явления, как высокомерие, самодовольство, зазнайство, чванство и честолюбие. В своем истинном значении скромность означает способность человека к объективной оценке своих достоинств и прав, терпимому отношению к недостаткам других людей, а также готовность добровольно подчиниться требованиям общей дисциплины. И наоборот, излишняя самоуверенность, а тем более пренебрежительное и высокомерное отношение к людям, их знаниям и опыту, стремление приобрести не столько общественное признание, сколько высокую должность, почести и награды недопустимы на государственной и муниципальной службе, способны нанести лишь вред престижу государственного и муниципального служащего.