Актуальность проблемы развития ученического самоуправления

В последние годы в России ведется коллективный поиск «национальной идеи», при этом многие считают поколение юных безыдейным вообще. Однако это не так. Современная молодежь, подростки, дети все больше пытаются отстоять свое право на достойное место в обществе, право на то, чтобы быть услышанными. Это значит, что повышение социальной активности молодых - приоритетное направление в воспитании подрастающего поколения.

Опыт показывает, что у ребенка именно в подростковом возрасте возникает необходимость в общении со сверстниками. Неслучаен интерес ребят к объединению вообще и по интересам, в частности. Часто детские объединения возникают стихийно и быстро распадаются, так как у ребят нет опыта общественной работы, а приобрести его им негде и не у кого.

Такой опыт может дать участие ребенка в хорошо организованном ученическом самоуправлении, чтобы дети научились сами взаимодействовать друг с другом, жить по законам коллектива, изменили отношение к людям, к себе, научили этому других.

Самоуправление в школе. Что это такое? Заглянем в словарь Даля.

САМ – местоимение для придания особой важности личной деятельности человека.

УПРАВЛЯТЬ – давать ход, направление, распоряжаться, одолевать препоны, трудности, приводить в порядок.

САМОУПРАВЛЕНИЕ – управа самим собою, знание и строгое исполнение своего долга. Участие и помощь каждого в охранении порядка без помощи правительства.

Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с пунктом 4 статьи 50 Закона РФ «Об образовании».

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления общеобразовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащейся молодежи.

В соответствии с Основными направлениями и планом действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002–2004 годы,одобренными решениями коллегии Министерства образования Российской Федерации от 25.12.2001, развитие самоуправления в общеобразовательном учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания. Эта же линия была продолжена и в городской целевой программе «Столичное образование».

Однако во многих общеобразовательных учреждениях самоуправление до сих пор рассматривается как нечто второстепенное, необязательное для практического использования при организации жизни школы, несмотря на то, что, как правило, в уставе общеобразовательного учреждения данное положение зафиксировано.

В последние годы ситуация несколько изменилась, во многих общеобразовательных учреждениях России успешно применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели ученического самоуправления, включенные в общую систему самоуправления школы.

Основное предназначение ученического самоуправления–удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в расширении насущных проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных социальных ситуациях.

Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятия соответствующих решений.

В настоящее время в практике многих общеобразовательных учреждений под ученическим самоуправлением ошибочно подразумевается краткосрочная программа или разовое мероприятие, когда дети лишь «играют в демократию». Тогда как самоуправление и ученическое самоуправление, в частности, должны стать реалиями всего образовательного процесса, процесса управления, осуществимого в образовательном учреждении. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за этот процесс.

Кроме того, в современной школе ученическое самоуправление часто подменяет деятельность детской общественной организации (объединения). Эти два вида детской активности настолько тесно срослись в сознании педагогов, что сегодня трудно отделить одно от другого. Изменение этого положения особенно актуально, когда в регионах появляются все новые и новые детские и молодежные организации (объединения), которые реализуют свои программы в рамках одного и того же образовательного учреждения.

В этих условиях крайне важно разобраться с понятиями «ученическое самоуправление» и «детские и молодежные общественные организации (объединения)», и рассматривать последние в качестве партнеров органов ученического самоуправления, а не их замены. На поддержку и развитие детского движения направлено решение коллегии Минобразования России от 25.05.2001 № 11/1 «Об опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений». Именно на поддержку, а не на создание, так как в соответствии с российским законодательством, в том числе с Законом РФ «Об образовании», «принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций не допускаются» (п. 15 ст. 50).

Понятийный аппарат

В представленных методических рекомендациях используется понятийный аппарат, опирающийся на положения российского законодательства и разработки современной педагогической науки.

Самоуправление – принцип автономного управления малыми сообществами, общественными организациями и объединениями в гражданском обществе.

Самоуправление общеобразовательного учреждения - наравне с единоначалием – принцип управления общеобразовательным учреждением (школой, гимназией, лицеем и пр.) с вовлечением в этот процесс всех равноправных участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся), имеющих на основании федерального законодательства право на участие в управлении образовательным учреждением.

Ученическое самоуправление– форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Детская общественная организация (объединение) –добровольное,самодеятельное,самоуправляемое объединение детей и взрослых,созданное для совместнойдеятельностина основеобщих целей и интересов.Взаимоотношения детскойобщественной организации (или нескольких организаций) с другими формированиями образовательного учреждения строятсяна партнерских началах на основе договора или соглашения.

Творческое объединение обучающихся по интересам – форма организации творческой деятельности (секции, студии, кружки, клубы и т.д.) в системе дополнительного образования детей. Сегодня в учреждениях дополнительного образования детей создано более 500 тыс. творческих объединений по интересам (художественное и техническое творчество, физическая культура и спорт, туристско-краеведческая, эколого-биологическая деятельность и др.). Кроме того, такие объединения сегодня развиваются и на базе общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев). Любое творческое объединение в системе дополнительного образования детей осуществляет свою деятельность на основе образовательной программы.

Органы ученического самоуправления и детские общественные организации (объединения), создаваемые на базе общеобразовательного учреждения, различаются по своему правовому статусу, функциям и задачам.

Наши рекомендации