Финансовая система СССР во время Великой Отечественной Войны
Развитие военной и финансовой системы во время войны прошло два этапа. На первом этапе, в результате героического, титанического труда как рабочих и служащих, так и высшего руководства страны, вглубь страны было перебазировано 1360 крупных предприятий, оказавшихся под угрозой оккупации, при этом было перевезено почти 1,5 млн. вагонов с эвакуируемыми грузами и более 10 млн. человек. Многие предприятия через три недели после прибытия к новому месту дислокации уже начинали выпуск необходимой фронту продукции. На Урале и в Сибири в короткие сроки были построены крупные заводы и фабрики, запущены в серию новейшие образцы и системы вооружений. Была осуществлена перестройка всего народного хозяйства на военный лад. Женщины, старики, дети заменили у станков и доменных печей, у штурвалов тракторов и комбайнов ушедших на фронт отцов и старших братьев. Они оснащали и кормили Красную Армию. На втором этапе решалась задача обеспечения слаженности военного хозяйства и роста военного производства. Перестройка народного хозяйства на военный лад, несмотря на колоссальные трудности, была проведена четко и заняла один год. В интересах отраслей, работавших непосредственно на нужды фронта, были перераспределены производственные мощности, оборотные фонды, рабочая сила. Капитальные вложения сосредоточивались на наиболее важных объектах. В соответствии с требованиями военного времени была перестроена система управления народным хозяйством. О масштабности преобразований финансовой системы СССРможно судить по следующим данным: в 1940 г. на нужды обороны расходовалось 15% национального дохода, в 1942 г. — 55%; в промышленном производстве доля военной продукции составила в 1940 г. — 26%, в 1942 г. - 68%. Продукция военной промышленности в 1942 г. превысила довоенный уровень на 86%. Уже в первый период Великой Отечественной войны Советскому государству удалось решить стратегически важную задачу — обеспечить численно возрастающую армию основными видами вооружений и свести на нет превосходство противника. Причем технические характеристики вооружения и военной техники постоянно улучшались. С первых дней войны финансовая служба приступила к финансированию потребностей военного времени в соответствии с заранее разработанными планами. Это позволило в начале войны оперативно и эффективно решать любые вопросы финансирования действующей армии. В ходе войны механизм этого финансирования совершенствовался исходя из складывающихся условий. Значимость труда военных финансистов подтверждается тем, что через финансовую службу Красной Армии обеспечивалось исполнение более 50% бюджета страны. Увеличение затрат на оборону обеспечивалось поступлением налогов и платежей от социалистического хозяйства (1940 г. - 90% всех доходов). В этот же период возрастал объем средств, вкладываемых в оборонную промышленность. В 1938 г. ее валовая продукция увеличилась против уровня 1937 г. на 36.4%, а в 1939 г. по сравнению с уровнем 1938 г. — на 46,5%. Резко возрастала численность Вооруженных Сил СССР. Наряду с увеличением расходов на оборону в предвоенные годы, Наркомфин большое внимание уделял и вопросам перевода финансовой системы СССР с мирных на военные рельсы. Благодаря заблаговременно принятым мерам войска с объявлением войны беспрепятственно получили в учреждениях Государственного банка СССР денежные средства, предназначенные для удовлетворения потребностей военного времени. С началом Великой Отечественной войны потребовались существенная перестройка деятельности финансовой системы СССР, значительное увеличение ассигнований по смете НКО и НКВМФ. Удельный вес их в расходах государственного бюджета составил: 1941 г. —43,4%; 1942 г. - 59,3%; 1943 г. - 59,5%; 1944 г. - 52,2%; 1945 г. - 42,9%. В целом на оборону за 1941—1945 гг. было направлено 582,4 млрд. руб., что составило 50,8% к общей сумме расходов государственного бюджета СССР за указанные годы. В связи с этим в НКФ были приняты меры для мобилизации дополнительных источников на финансирование потребностей войны. В их число были включены бюджетные резервы (8,2 млрд. руб. — превышение доходов над расходами), резервы предприятий (20 млрд. руб. — свободные оборотные средства, остатки фонда директора, капитальных вложений, ширпотреба и др.). Кроме того, были внесены изменения в налоговую систему страны, в том числе введены и новые налоги: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан и военный налог. Только эти два налога позволили увеличить доходную базу бюджета за годы войны на 80,2 млрд. руб. За годы войны была проведена подписка на четыре военных займа и получено в бюджет 76 млрд. руб., а также выпущено четыре денежно- вещевые лотереи на 10 млрд. Руб. Народным комиссариатом финансов СССР был оперативно организован прием от населения средств на приобретение вооружения, военной техники и на другие цели. Уникальный механизм сбора этих средств позволил получить: 13,0 кг платины, 130,7 кг золота, 9519.1кг серебра, драгоценностей, валюты и облигаций на 6,3 млрд. Руб. Принятые меры по развитию вкладных операций в сберегательных кассах и полевых учреждениях Госбанка СССР позволили в годы войны привлекать на финансирование и сбережения граждан. В годы войны пересматривалась и структура расходов государственного бюджета в целях мобилизации дополнительных средств на военные нужды. Так, в начале войны были сокращены расходы на финансирование гражданских нужд и социально-культурные потребности, что позволило только за 1941— 1942 гг. дополнительно направить на оборону страны 40 млрд. Руб. В целом следует отметить, что снижение поступлений от предприятий народного хозяйства, обусловленное оккупацией части территории страны и передислокацией 1360 крупных предприятий вглубь страны, было в определенной мере компенсировано дополнительными источниками финансирования. Благодаря этой работе доходы бюджета уже в 1944 г. стали превышать расходы. Важнейшей проблемой в период войны было финансирование расходов на оплату поставок вооружения; военной техники и имущества, объем которых резко возрастал. Однако на объем указанных расходов влияли не только количественные показатели поставок по их видам, но и цены на них. В отношении политики в области цен можно констатировать экономический феномен, выражавшийся в систематическом снижении цен на промышленную продукцию. В ходе войны, благодаря совершенствованию технологий и трудовому героизму трудящихся, значительно повысилась производительность труда. За 1942-45 гг. себестоимость продукции в государственной промышленности снизилась на 17,2%, в том числе большое снижение цен было достигнуто в военной промышленности. Большая работа была проведена по обеспечению стабильности денежного обращения и сохранению государственных розничных цен на товары народного потребления, поступлению денег в доход государства через размещение государственных займов. Наркомат финансов СССР держал под контролем и вопросы мобилизации и использования в войсках иностранной валюты.
Преимущества социалистического общественного и государственного строя с честью выдержали тяжелые испытания Великой Отечественной войны, обеспечив в полном объеме финансирование колоссальных военных расходов. «Ни финансы в целом, ни денежно-кредитная система СССР…— указывал в своих воспоминаниях , бывший в годы войны Народным комиссаром финансов СССР,— не претерпели в годы Великой Отечественной войны принципиальных изменений». Одной из главных особенностей военной экономики СССР, по мнению Н. А. Вознесенского, явилось сохранение устойчивого денежного обращения, обусловленное тем, что в, годы войны «во-первых, сохранились твёрдые государственные розничные цены« на предметы продовольствия и предметы первой необходимости; во-вторых, сохранились устойчивые отпускные цены на средства производства и военную технику при заметном снижении себестоимости; в-третьих, существовало централизованное распределение материальных ресурсов, подчинённое плану, исключающее господство рыночного закона спроса и предложения; в-четвёртых, наличие устойчивых заготовительных цен на сельскохозяйственные продукты, при сосредоточении основных масс этих продуктов в, руках государства; в-пятых, восстановление и развитие промышленного производства, сельского хозяйства, транспорта и товарооборота в период военной экономики». Проанализировав доходные и расходные статьи в бюджетах СССР за годы войны, К. Н. Плотников пришёл к выводам о стабильности и могуществе советской экономики, о её способности справиться с суровыми испытаниями. Одной из причиной победы являлась более эффективная финансовая система СССР, чем финансовая система фашистской Германии. В ее основе находилась плановая экономика. а не рыночные случайности. Социалистическая экономическая организация не содержала в своей структуре частного капитала, что обеспечивало рациональное использование всех имеющихся ресурсов. Высокие возможности финансовой системы СССР проявились в полной мере уже в годы первых пятилеток (1928-1940 гг.). Так, в 1940 г. производство промышленной продукции превысило уровень 1922 г. в 24 раза, в том числе производство средств производства - в 45 раз. Валовая продукция сельского хозяйства выросла в 2,1 раза. Впервые в мировой истории в невероятно короткий срок проведены модернизация хозяйства и превращение страны из отсталой аграрной в индустриально-аграрную державу. Нашей стране на это понадобилось 10 лет. Западные страны прошли этот путь за 100 лет. К 1940 г. СССР по уровню индустриального развития опередил все европейские страны и вышел на второе место в мире после США. В Великой Отечественной войне Советскому Союзу предстояло отражать агрессию Германии, экономика которой была усилена экономикой других государств и реально располагала промышленной базой всей Европы, в 1,5-2 раза превосходящей финансовую систему СССР. Преимуществом Германии был и двухлетний опыт ведения современных военных действий в Европе и Африке перед нападением на СССР, что не могло не сказаться на результатах начального периода Великой Отечественной войны. Потери Советского Союза в Великой Отечественной войне составили около 30% национального богатства. В ценах 1941 г. (без изменения масштаба иен) расходы Советского государства на войну с Германией, а также с Японией и потери доходов, которые в результате оккупации понесены государственными и кооперативными предприятиями и организациями, колхозами и населением Советского Союза, составили не менее 1890 млрд. руб. Как минимум, 679 млрд. руб. составил ущерб, нанесённый нашему государству в результате огромных разрушений и разграбления государственного, кооперативного и личного имущества на территории, подвергшейся оккупации. Разгромив агрессора на своей территории, Советский Союз выполнил высокую миссию — совместно с США и Англией освободил от коричневой чумы Европу. Выполнение этой великой, благородной задачи обошлось нашему государству утратой огромного количества человеческих жизней, вооружений и военной техники, горючего, продовольствия и других материальных средств, что нанесло немалый ущерб финансовой системе СССР. Только в боях за освобождение территории Польши и Германии на содержание советских войск было израсходовано 67 млрд. руб. в ценах 1941 г. Всего в период Отечественной войны наша страна потеряла около 27 млн. чел., из них 10,9 млн. чел. — на фронтах. Война оставила миллионы искалеченных людей, забота о которых на десятилетия легла на плечи государства. США и Англия за время второй мировой войны потеряли 670 тыс. чел., а материальные потери составили 0,4% потерь всех стран, участвующих в войне, при этом англо-американские монополии выкачали из Германии материальных ценностей на 17,0 млрд. дол.