Основные права, обязанности и ответственность государственных инспекторов труда
Основные права государственных инспекторов труда разнообразны. Они определены в ст. 357 ТК РФ, что предоставляет им возможность вести эффективную и действенную борьбу с нарушениями трудового законодательства и законодательства об охране труда.
В сфере правового регулирования деятельности государственной инспекции труда важнейшим (получившим законодательное закрепление в КоАП РФ) является предоставление органам и должностным лицам федеральной инспекции труда прав по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 и ст. 5.28 - 5.34, 5.44 КоАП РФ. Кодекс, в частности, предусматривает административную ответственность за:
нарушение трудового законодательства и законодательства об охране труда (ст. 5.27);
уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28);
непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29);
необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30);
нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31);
уклонение от получения требований работников и участия в примирительных процедурах (ст. 5.32);
нарушение соглашения (ст. 5.33);
увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (ст. 5.34);
нарушение прав инвалидов в области трудоустройства (ст. 5.42);
сокрытие страхового случая (ст. 5.44);
неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4);
невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5);
непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (ст. 19.6);
непредоставление сведений (информации) (ст. 19.7).
В ст. 23.12 КоАП РФ перечислены должностные лица, правомочные рассматривать дела об указанных выше правонарушениях от имени федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда. Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в судебном порядке, а решение главного государственного инспектора труда - в суд (ст. 361 ТК РФ).
Если действия работодателя или его представителей содержат признаки уголовного преступления, государственные инспекции труда вправе направить в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности. В частности, ст. 143 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Статья 145 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет. Статьей 145.1 УК РФ предусмотрена ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенную руководителем организации (независимо от организационно-правовой структуры и формы собственности) из корыстной или иной личной заинтересованности. Кроме того, установлена уголовная ответственность за нарушение равноправия граждан, в том числе в сфере труда (ст. 136 УК РФ), за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК РФ), при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК РФ), на взрывоопасных объектах (ст. 217 УК РФ).
Государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства вправе выдать работодателю предписание, обязательное к исполнению последним. Обязательные предписания государственные инспекторы труда вправе выдавать как по собственной инициативе, так и в ответ на обращение к ним профсоюзных органов, работника, который считает, что его трудовые права нарушены, иного лица, полагающего, что имеет место нарушение норм трудового права.
Предписание обязывает работодателя, его представителей устранить в установленные в предписании сроки нарушения, выявленные на основании поступивших жалоб и заявлений.
Предписание государственной инспекции труда, адресованное работодателю, может быть обжаловано им в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем.
Любой субъект трудового правоотношения, в том числе государственный инспектор труда, имеет не только права, но и возложенные на него законом обязанности. Основные из них определены ст. 358 ТК.
Государственный инспектор труда обязан при инспекционной проверке соблюдать все предписания, предусмотренные Федеральном законом от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ (в ред. от 25.06.2012) N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[298].
Для обеспечения возможности проводить объективное инспектирование, а также для защиты законных прав и интересов работников, иных лиц, которые конфиденциально сообщили государственному инспектору труда соответствующие сведения, дающие основание для проведения проверки, государственный инспектор труда обязан не разглашать источники информации, не сообщать об этом и о полученных сведениях работодателю без разрешения заявителя.
Трудовой кодекс РФ (ст. 359) провозглашает принцип независимости деятельности государственных инспекторов труда. Поскольку согласно Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда» все инспекторы труда являются государственными гражданскими служащими, этот правовой статус делает их независимыми от какого-либо внешнего влияния на их деятельность. Они руководствуются только Конституцией РФ и в первую очередь своими правами и обязанностями, предусмотренными отечественным законодательством.
Независимость государственных инспекторов труда состоит, прежде всего, в том, что они осуществляют свои полномочия только на основе закона, своего внутреннего убеждения и соответствующих материалов проверок, проведенных в установленном порядке, руководствуясь общими принципами российского права: законностью, объективностью, справедливость и др.
Воздействие (в любой форме) государственных органов или должностных лиц на государственных инспекторов труда влечет юридическую ответственность согласно законодательству РФ.
Одним из средств защиты государственных инспекторов труда служит предусмотренная ст. 363 ТК ответственность за воспрепятствование их деятельности. Эта норма трудового законодательства предусматривает, что лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявляемые им предписания, применяющие угрозу насилием или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам, членам их семей и имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 360 ТК РФ порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется на основе ратифицированной Россией Конвенции МОТ № 81.
Предметом проверок является соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и защите трудовых прав граждан.
Ст. 360 ТК регламентирует общий порядок организации и проведения проверок работодателей должностными лицами федеральной инспекции труда. Этот порядок регулируется не только гл. 57 ТК, но и соответствующими нормами КоАП РФ, Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Ст. 361 ТК РФ предусматривает два варианта обжалования решений государственных инспекторов труда:
либо соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ;
либо в судебном порядке.
Решение главного государственного инспектора труда может быть обжаловано в судебном порядке. Следовательно, указанная норма ТК установила альтернативную подведомственность трудовых споров по вопросам государственного контроля и надзора.
Обязанность доказать законность своих действий при обжаловании руководителями организации или иными ее должностными лицами, лежит на представителях соответствующей государственной инспекции труда (ст. 11 Закона о защите прав юридических лиц).
Конвенция МОТ № 81 «Об инспекции труда», указывает, что государства, присоединившиеся к этой Конвенции, должны в своем национальном законодательстве предусмотреть и эффективно применять определенные наказания (санкции) за противодействия инспекторам труда при исполнении своих обязанностей.
В России права, предоставленные государственным инспекторам труда, обеспечиваются ответственностью за их нарушение, а виновные в том руководители организаций, другие должностные лица привлекаются к юридической ответственности, установленной федеральными законами. Так, ст. 363 ТК РФ предусматривает такую ответственность за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда в соответствии с Кодексом об административной ответственности РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ ответственность за перечисленные в ст. 363 ТК РФ действия предусмотрена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей. (ст. 19.5 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ административные взыскания имеют право налагать:
главный государственный инспектор труда РФ, его заместители;
главный государственный правовой инспектор труда РФ;
главный государственный инспектор РФ по охране труда;
руководители структурных подразделений федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда;
руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);
начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);
главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда.
За применение угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу при наличии признаков преступления может последовать уголовное наказание.
Предоставленное государственным инспекторам труда право по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства являются не только их правом, но и их основной обязанностью. Государственные инспекторы труда должны точно и своевременно исполнять предоставленные им полномочия по предупреждению и выявлению правонарушений трудовых прав работников, руководствуясь при этом законами и иными нормативными правовыми актами.
Противоправные действия (бездействие) государственных инспекторов труда могут повлечь применение к ним мер юридической ответственности (дисциплинарной, административной или уголовной).
В соответствии со статьей 365 ТК РФ органы федеральной инспекции труда должны взаимодействовать с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями. Норма указанной статьи ТК РФ основана на ст. 5 Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда». Конвенция предписывает органам власти, присоединившихся к Конвенции стран, принимать меры по содействию эффективному сотрудничеству между службами инспекции, с одной стороны, и другими правительственными службами, государственными и частными учреждениями, осуществляющими аналогичную деятельность, - с другой, а также сотрудничеству служб инспекции труда с предпринимателями и трудящимися или их организациями.
Федеральная инспекция труда при осуществлении своей деятельности активно взаимодействует с другими специальными федеральными надзорными службами, например: с органом государственного надзора за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах; органами федеральной государственной службы, осуществляющими государственный энергетический надзор; органами федеральной государственной санитарно-эпидемиологической службы и др.