Основы применения войск гражданской обороны
Общие положения по применению и организации деятельности войск гражданской обороны
Применение войск гражданской обороны в мирное время осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при этом по штатам военного времени - на основании решения Президента Российской Федерации. Управление войсками гражданской обороны в мирное и военное время осуществляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с директивой Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 10 сентября 2001 года № 1ДСП для соединений и частей войск гражданской обороны установлена степень готовности “ГОТОВНОСТЬ № 1”.
ГОТОВНОСТЬ № 1 - это такое состояние органов управления, соединений, воинских частей войск ГО и организаций, при котором они для участия в ликвидации ЧС (угрозы ЧС) приводятся в готовность к применению в штатной структуре мирного времени. (Привлечение воинских формирований войск ГО к ликвидации ЧС (угрозе ЧС) по штатам военного времени может осуществляться в исключительных случаях (распорядительным порядком) на основании распоряжения Президента Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 27.05.1996 г. № 784).
Органы управления, соединения (воинские части) войск ГО и организации могут приводиться в ГОТОВНОСТЬ № 1 как в полном составе, так и меньшими силами в составе: оперативных групп органов управления (ОГ), одной или нескольких воинских частей (подразделений), сводных мобильных отрядов (СМО), дежурных подразделений, дежурных смен (усиленных дежурных смен) и т.д.
ГОТОВНОСТЬ № 1 для применения по предназначению в мирное время органов управления, соединений, воинских частей войск ГО и организаций вводится Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Право на приведение подчиненных органов управления, соединений, воинских частей войск ГО и организаций в ГОТОВНОСТЬ № 1 (с немедленным докладом по команде) также предоставляется:
· начальникам региональных центров по делам ГОЧС – при возникновении ЧС (угрозы ЧС) на территории региона;
· руководителям (начальникам) органов управления, командирам соединений (воинских частей) войск ГО и начальникам организаций, вблизи районов дислокации или в зоне ответственности которых возникла ЧС (угроза ЧС).
Для войск гражданской обороны установлены:
· единые с Вооруженными Силами Российской Федерации степени боевой готовности;
· степень готовности для применения соединений и частей по предназначению в мирное время (ГОТОВНОСТЬ №1).
В настоящее время Департаментом войск гражданской обороны и спасательных формирований разрабатывается проект указа Президента Российской Федерации “О порядке привлечения сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время ”, которым утверждается Положение и вводится степень готовности для применения соединений и воинских частей ВС РФ в мирное время.
Применение войск гражданской обороны в военное время.
Применение войск гражданской обороны в военное время осуществляется в соответствии с требованиями:
· Федерального закона “О гражданской обороне” от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ;
· Плана гражданской обороны Российской Федерации утвержденным Президентом РФ 17 января 2000 г. № 65-ов;
· планов гражданской обороны субъектов Российской Федерации;
· планов действий (взаимодействия) региональных центров по выполнению мероприятий гражданской обороны, которые определяют оперативное предназначение соединений и воинских частей, виды и объемы проводимых работ;
· Положения о войсках гражданской обороны, введенным в действие Указом Президента РФ от 26.05.1996 г. № 784;
· Боевого устава войск гражданской обороны и др.
Порядок применения войск гражданской обороны изложен в:
· Плане применения ВС РФ, составной частью которого является План проведения мероприятий гражданской обороны;
· планах применения соединений и воинских частей региональных центров;
· планах действий соединений и воинских частей в военное время.
Порядок перевода войск гражданской обороны с мирного на военное время определяется:
· Планом гражданской обороны МЧС России, утвержденным Министром 8 октября 2000 г.;
· Директивой Министра МЧС России 2000 года № Д-001 “По переводу органов, осуществляющих управление гражданской обороной, войск гражданской обороны и организаций МЧС России с мирного на военное время”, которой предусмотрена разработка;
а) в региональных центрах:
· решения на перевод органов управления, соединений, воинских частей войск ГО и организаций МЧС России региона с мирного на военное время;
· плана перевода органов управления, соединений, воинских частей войск гражданской обороны и организаций МЧС России региона с мирного на военное время;
· решения на перевод управления регионального центра по делам ГОЧС с мирного на военное время;
· плана перевода управления регионального центра с мирного на военное время;
б) в соединениях (воинских частях) войск ГО:
· для соединений и воинских частей постоянной готовности, сокращенного состава и кадра:
· решения на перевод соединения, воинской части войск ГО с мирного на военного время;
· плана перевода соединения, воинской части войск ГО с мирного на военное время;
· для вновь формируемых соединений и воинских частей:
· решения на отмобилизование и перевод соединений, воинских частей войск ГО на военное время;
· плана отмобилизования и перевода соединения, воинской части войск ГО на военное время;
в) в органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и организациях:
· решение на перевод органа (организации) с мирного на военное время;
· план перевода органа (организации) с мирного на военное время;
· план отмобилизования и перевода на военное время формируемого соединения, воинской части войск ГО.
Поставку мобилизационных ресурсов войскам гражданской обороны обеспечивает Министерство обороны Российской Федерации через военные комиссариаты.
Отмобилизование и перевод войск гражданской обороны с мирного на военное время проводятся по решению Президента Российской Федерации и осуществляются Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
· через региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий соединениями - воинскими частями и организациями войск гражданской обороны, дислоцированными на территориях регионов Российской Федерации;
· непосредственно – соединениями, воинскими частями и организациями войск гражданской обороны центрального подчинения.
Полномочия Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в части управления войсками гражданской обороны определяются Положением о МЧС России (в настоящее время перерабатывается в связи с переходом в МЧС России Государственной противопожарной службы).
Перевод войск гражданской обороны с мирного на военное время осуществляется в тесном взаимодействии с Вооруженными Силами Российской Федерации и состоит в своевременном и организованном выполнении комплекса мероприятий, направленных на обеспечение условий необходимых для своевременного приведения их в готовность к действиям по ликвидации последствий применения противником современных средств поражения.
Между пунктами управления организуется и постоянно поддерживается обмен информацией по обстановке, на них ведется идентичная по форме и содержанию рабочая документация, последовательно развертывается по полной схеме система связи.
Основы действий войск гражданской обороны при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного времени, а также при проведении АСДНР в условиях военного времени определяются Уставом войск гражданской обороны Российской Федерации.
Соединения, воинские части и организации войск гражданской обороны, привлекаемые для проведения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, террористических актов и для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий нападения противника (в военное время) могут передаваться в оперативное подчинение:
· руководителей работ в соответствии с планами ГО РФ субъектов РФ, а также планами действий органов, специально уполномоченных решать задачи ГО, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС (указ Президента РФ от 1996 г. № 784 “Вопросы гражданской обороны Российской Федерации”, раздел III, п. 8);
· командующему войсками военного округа в соответствии с Планом применения ВС РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего, а также совместными нормативными правовыми актами Минобороны и МЧС России (указ Президента РФ от 27 июля 1998 г. № 901 “Об утверждении Положения о военном округе ВС РФ”);
· федеральным органам исполнительной власти, определяемому Президентом Российской Федерации, при введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации (статья 20 федерального конституционного закона “О чрезвычайном положении” от 30.05.2001 г. № 3);
· начальникам ГО субъектов РФ и городов, председателям комиссий по ЧС на период выполнения АСДНР, задач ГО (устав войск гражданской обороны РФ – утвержден приказом МЧС России 22.04.1996 г. № 9с).
Перечень документов, определяющих возможность и порядок передачи соединений и воинских частей войск гражданской обороны в оперативное подчинение начальникам ГО субъектов Российской Федерации:
· Указ Президента РФ от 27 мая 1996 г. № 784 "Вопросы гражданской обороны Российской Федерации". В утвержденном указом Положении о войсках гражданской обороны Российской Федерации в пункте 8 раздела III говорится, что "Соединения, воинские части и организации ГО, привлекаемые в мирное и военное время для проведения работ по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий, могут передаваться в оперативное подчинение руководителей работ в соответствии с планами ГО Российской Федерации и субъектов РФ, а также планами действий органов, специально уполномоченных решать задачи ГО, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС.
· Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 г. № 3 Статья 20. Особенности оперативного подчинения войск и воинских формирований при введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации. При введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации все войска и воинские формирования передаются в оперативное подчинение федеральному органу исполнительной власти, определяемому Президентом Российской Федерации.
· Устав войск гражданской обороны Российской Федерации, введенный в действие приказом МЧС России от 22 апреля 1996 г. № 9с. В пункте 2 главы 1 Устава говорится, что “На период выполнения АСДНР, либо иных задач ГО соединения, части и подразделения могут передаваться в оперативное подчинение начальникам ГО субъектов РФ и городов; при ликвидации ЧС мирного времени – председателям комиссий по ЧС”.
· Указ Президента РФ от 27 июля 1998 г. № 901 "Об утверждении Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации". В утвержденном этим указом Положении, в пункте 9 раздела III говорится, что "В соответствии с Планом применения ВС РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего ВС РФ, а также совместными нормативными правовыми актами Министра обороны РФ и федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, в состав которых входят войска, воинские формирования и органы, для решения задач в области обороны в оперативное подчинение командующего войсками военного округа могут передаваться другие войска, воинские формирования и органы".
Для рассмотрения важнейших вопросов деятельности Войск гражданской обороны функционирует военный совет, который по должности возглавляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Оперативное развертывание войск гражданской обороны к действиям по ликвидации последствий нападения противника и к решению задач в очагах поражения осуществляется в рамках стратегического развертывания Вооруженных Сил, вводом в действие Плана гражданской обороны Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично, и обеспечивается:
· назначением воинским частям гражданской обороны районов сосредоточения (исходных районов) за пределами зон возможных разрушений вокруг категорированных городов вблизи маршрутов выдвижения в предполагаемые очаги поражения;
· своевременным их укомплектованием и приведением в готовность;
· проведением инженерно-технических мероприятий и обеспечением защиты в районах размещения;
· своевременной постановкой задач или их уточнением и организацией взаимодействия; высокой практической выучкой личного состава;
· содержанием в постоянной готовности техники, приборов и имущества, организацией всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Вопросы, связанные с участиемвойск гражданской обороныв выполнении задач территориальной обороны и защите объектов экономики страны от высокоточного оружия, проведении маскировочных мероприятий в городах и на коммуникациях, решаются в соответствии с планами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Плана гражданской обороны Российской Федерации и командования военных округов в рамках Дополнительного протокола № 1 к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949г.
Общее руководство подготовкой территориальной обороны осуществляет Правительство РФ. МЧС участвует в планировании территориальной обороны и выполняет задачи по вопросам территориальной обороны, поставленные Правительством РФ. При этом в соответствии с “Положением о территориальной обороне” федеральные органы исполнительной власти отвечают за охрану и оборону непосредственно подчиненных им важных объектов (т.е. МЧС России отвечает непосредственно за охрану и оборону своих объектов).