Национально-освободительное восстание 1916 года в Казахстане
В 1916 г. рост классового и национального угнетения, ненависти к войне становился повсеместным. Война ускорила процесс вызревания общенационального кризиса в стране, одним из ярких проявлений которого стало национально-освободительное восстание 1916 г., охватившее почти все регионы Казахстана и Средней Азии. Главными причинами восстания явились факторы социально-экономического и политического характера: усиление колониального гнета, изъятие земель, рост налогов и поборов, эксплуатация трудящихся, политика русификации, проводимая царизмом в отношении казахского и других коренных народов региона, резкое ухудшение положения широких масс в связи с войной. Непосредственным поводом к восстанию был царский указ от 25 июня 1916 г. о мобилизации в армию на тыловые работы «инородческого» мужского населения Казахстана, Средней Азии и частично Сибири в возрасте от 19 до 43 лет, реквизированных планировалось использовать для работ по устройству оборонительных сооружений и путей военных сообщений в районедействующей армии. В начале июля почти во всех регионах Казахстана начались стихийные выступления, вскоре переросшие в вооруженное восстание. Постепенно стихийное движение стало принимать организованный характер: появились его крупные очаги в Тургае и Семиречье во главе с признанными лидерами А. Имановым, А. Джангильдиным, Т. Бокиным, Б. Ашекеевым, У. Саурыковым, Ж. Мамбетовым и др.Восстание охватило весь Казахстан и переросло в национально-освободительное движение, направленное против военно-колонизаторской и широкомасштабной русификаторской политики царизмаи в определенной степени — против феодально-байской верхушки аула. Вместе с тем выступление было направлено против империалистической войны, приведшей к кризису народного хозяйства и крайней степени обнищания народа. В Главной целью восстания 1916 г. являлось национальное и политическое освобождение, подводящее итог всей предшествующей борьбе казахского народа за свободу и независимость. Основной движущей силой восстания были широкие слои национального крестьянства — шаруа, а также представители нарождавшегося рабочего класса, ремесленники. В целом национально-освободительное движение 1916 г. в Казахстане было мононациональным, за исключением его южных областей (Семиречья и Сырдарьинской области), где наряду с казаками в восстании участвовали уйгуры, узбеки, киргизы, дунгане и представители некоторых других народов.
В казахском обществе отношение к указу царя и восстанию было неоднозначным: определенная часть феодально-байской верхушки, а также чиновники так называемой туземной администрации безоговорочно поддерживали царский указ и стали его главными проводниками в жизнь; радикальные представители казахской интеллигенции (Бокин, Ниязбеков, Жунусов) резко выступили против него и призывали народ к вооруженному сопротивлению, а лидеры либерально-демократической интеллигенции, объединенные вокруг газеты «Казах» (А. Байтурсынов, А. Букейханов, М. Дулатов), занимали позицию разумного компромисса.
Крупнейшими центрами восстания были Семиреченский и Тургайский очаги. 17 июля в Семиречье и Туркестанском крае было объявлено военное положение. Крупные столкновения повстанцев с царскими карателями произошли в урочище Асы, горной долине Каркара, в районе ст. Самсы, в районах Кастека, Нарынкола, Чарына, Курама, в Садыр-Матайской волости Лепсинского района и в других местах. В сентябре — начале октября значительная часть семиреченских повстанцев вынуждена была отступить с упорными боями, уйти в Западный Китай.В то время, как в Семиречье повстанческое движение было жестоко. подавлено, в Тургайской степи оно набирало силу и нарастало с каждым днем. Тургайское восстание, во главе которого стояли А. Иманов и А. Джангильдин, было самым упорным и длительным. Из десятков тысяч неорганизованных повстанцев А. Иманов создал стройный дисциплинированный военный организм, разделенный на десятки, пятидесятки, сотни и тысячи. Во главе каждого из подразделений соответственно были поставлены онбасы (десятник), елубасы (пятидесятник), жузбасы (сотник), мынбасы (тысячник). Было сформировано специальное подразделение снайперов (отряд мергенов). А. Иманов был избран сардарбеком — главнокомандующим повстанцев, при нем функционировал военный совет — кенес.
В районах, контролируемых повстанческой армией А. Иманова, по существу, была отстранена от управления низовая аульно-волостная администрация, гражданская власть перешла в руки повстанцев. А. Иманов и возглавляемый им совет организовали службу тыла, поручив специально назначенным лицам (элбеги), обеспечение повстанцев продовольствием и лошадьми, изготовление в кузницах самодельных ружей, сабель, кинжалов, пик и т. д.
22 октября 15 тыс. повстанцев во главе с А. Имановым окружили г. Тургай. Осада города продолжалась несколько дней. Тем временем к городу в трех направлениях двинулся карательный корпус генерал-лейтенанта А. Лавретеньева. Получив сведения о приближении превосходящих сил царских карателей, повстанцы сняли осаду Тургая и выступили навстречу отрядам царских войск.
В других регионах Казахстана восставшим также приходилось вести жестокие бои с превосходящими силами царских карательных отрядов.. Однако карателям так и не удалось подавить восстание вплоть до самой Февральской революции. Только после свержения царизма восстание в Тургайской области прекратилось.
Восстание 1916 г. занимает особое место в истории многовекового национально-освободительного движения казахского народа. В условиях империализма и первой мировой войны, Амангельды Иманов и другие руководители восстания подняли народ на борьбу за независимость, которую начали в свое время Срым Датов, Исатай Тайманов, Махамбет Утемисов, Кенесары и Наурызбай Касымовы. Впервые после национально-освободительного движения под руководством Кенесары Касымова восстание 1916 г. имело всеказахский характер, охватив все регионы обширного края. Восстание имело антиколониальную и антиимпериалистическую направленность, классовый момент (борьба против феодальной верхушки аула) был второстепенным по сравнению с главной задачей восстания национального и политического освобождения народа.