Понятие, признаки, сущность и ценность права
Предмет и методология теории государства и права.
Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Предметом теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции. Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.). Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что государство и право исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты. Под методом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания. Все многообразие методов теории государства и права можно представить в виде следующей системы. 1. Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих можно выделить метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику - материалистическую и идеалистическую; последняя в свою очередь может выступать как объективный либо субъективный идеализм. Так, причины возникновения и сам факт существования государства и права объективный идеализм связывает с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм — с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором), материалистическая же диалектика - с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями. 2. Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят: - анализ (условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части); - синтез (изучение явления путем условного объединения его— составных частей); - системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем); - функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим) и др. 3. Частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят: - конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере); - статистический (позволяет получить количественные показатели того или иного государственно-правового явления); - кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления) и другие методы. Среди частнонаучных следует выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: - формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п.); -сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т.д. в целях выявления их общих и особенных свойств).
Понятие, признаки, сущность и ценность права.
Право - это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц. защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Также право - с-ма общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва.
1)Теологич. теория. Некое первосущ-во, создав чела, предписало ему к-то набор правил (у христиан – 10 заповедей) 2)Нормотивистская (Ганс Хельбр – основопол-к) – предпол., что сущ-ет некая осн. норма, кот. дана кажд. чел для его ощущ-я, соц. активные люди и форм-ют, согласно своим ощущ-ям, конституц. право (-второй уровень норм), затем избранные народом з-датели, на их основе форм-ют текущиее з-нод-во, а судьи и администраторы приспосабл. его к реальн-ти. 3)Теория естествен. (возрожд.) права. Возн. в XVIII веке. Его разв-ем занимались: Копс, Руссо, Радищев. Они полаг., что кажд. чел рождается с некот. набором естеств. и неотчужд. прав (все равны), затем в рез-те к-то конфликтов возн. необх-ть в мех-ме реал-ции этих прав (т.к. не все согласны, что “мои права кончаются там, где нач. свобода другого”). Для собл-я этих прав нам и пришлось отдать их часть гос-ву. 3)Маркс. теория. Право – воля господств. класса, облечен. в форму з-на и опир-ся на принужд-е со стор. гос-ва. Первонач. теория происх-я и понятия права строилась на концепции, в кот. право рассм. или как обществ. отнош-е или как правовое отн-е. Гос-во видит совок-ть отн-й, кот. и оформляют в виде з-на. Эта т. зр-я была раскритик. в 38 г. и право стало поним-ся, как с-ма пр-л повед-я, отраж. госп-щий способ пр-ва и соц.-эк. формацию, устан-ных или санкцион-ных гос-вом. Это чисто нормативная точка зрения. 4)Социол. шк. права. Впервые – проф. Юби. Широкое распр-е получ. в США. Др. назв-е – гарвардская школа. Социологи исходили из того, что право форм-ся из обществ. практики, но свое юр. закрепл-е находит в судебн. реш-ях.
Право - это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц. защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Также право - с-ма общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Пр-ки права: 1)Нормативность (оно всегда опр-ет к-либо норму повед-я). В юриспр-ции нормой признается типичная, т.е. усредненное повед-е, удовл-щее всех. 2)Общеобязат-ть права (право обязат. для всех уч-ков правоотн-й) 3)Санкционир-ть гос-вом (любая норма д.б. санкц-на гос-вом). 4)Возм-ть в своей реал-ции опираться на принужд-е со стороны гос-ва.
Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условиях цивилизации – в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуются демократия, экономическая свобода, свобода личности. Следовательно, сущность права однотипна с сущностью государства, с тем лишь отличием от последней, что жизнедеятельность общества как системы осуществляется не путем использования власти, а путем нормативного регулирования.
Высшее общественное предназначение права – обеспечивать, гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для приемущественного действия в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие из общественной жизни, из жизни людей.
Вместе с тем нужно учитывать и то, что право может не отвечать потребностям общества, может быть использовано в реакционных целях. Скажем, издаются не отвечающие требованиям жизни и даже реакционные, антинародные законы, судебные органы принимают несправедливые решения. Право и суды подчас становятся инструментом политики или, как утверждала марксисткая теория, “волей господствующего класса, возведенной в закон”. В такой обстановке, связанной с классовым использованием права, злоупотреблением государственной и судебной властью, оно во многом теряет свое общественное предназначение, может само стать негативным фактором, реакционной силой.