Государственное устройство. Молдова - унитарное государство
Молдова - унитарное государство. В административно-территориальном отношении разделена на районы. Конституция Молдовы устанавливает особый статус автономии, согласно которому населенным пунктам юга Республики Молдова могут быть предоставлены особые формы и условия автономии в соответствии с особым статусом, установленным органическими законами. 23 декабря 1994 г. Парламент Республики Молдова принял Закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери). Однако в отношении левобережья Днестра это положение не может быть реализовано, поскольку существующая в этом районе Приднестровская Молдавская Республика является с 1991 г. таким же суверенным государством, как и сама Молдова.
Действующая Конституция Республики Молдова принята 29 июля 1994 г. и вступила в силу 27 августа 1994 г. Законом от 5 июля 2000 г. в нее были внесены существенные изменения, главные из которых связаны с изменением формы правления. В место республики смешанного типа (полупрезидентской) в Молдове была учреждена парламентская республика. Политический режим демократия в процессе становления.
Высшим представительным органом народа, осуществляющим законодательную власть, является однопалатный Парламент. Он состоит из 101 депутата, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Срок полномочий - 4 года.
Парламент принимает законы, постановления и резолюции; ратифицирует и денонсирует международные договоры, назначает референдумы; дает толкование законов и обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории страны; утверждает государственный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением; утверждает основные направления внутренней и внешней политики государства; утверждает военную доктрину государства; осуществляет парламентский контроль за исполнительной властью в формах и пределах, предусмотренных Конституцией; объявляет чрезвычайное, осадное и военное положение; приостанавливает деятельность органов местного публичного управления в случаях, предусмотренных законом.
Законодательная инициатива в соответствии с Конституцией принадлежит самим депутатам Парламента, главе государства и Правительству. Органические законы принимаются большинством голосов избранных депутатов после рассмотрения не менее чем в двух чтениях. Ординарные (обычные) законы и постановления принимаются большинством голосов присутствующих депутатов. Принятые законы передаются для промульгации Президенту Республики. Последний, если у него есть замечания по закону, не позднее чем в двухнедельный срок должен направить его Парламенту для пересмотра. Если Парламент проголосует за прежнее решение, Президент промульгирует закон.
В целях реализации программы деятельности Правительства Парламент по предложению Правительства может принять специальный закон, уполномочивающий Правительство издавать ордонансы в областях, не являющихся предметом органических законов.
Парламент может быть распущен досрочно Президентом после консультаций с парламентскими фракциями в случае невозможности формирования Правительства или блокирования в течение 3 месяцев принятия законов. Парламент также может быть распущен в случае, если он в 45-дневный срок не выразил Правительству вотум доверия, отклонив предложение не менее 2 раз. В течение 1 года Парламент может быть распущен только 1 раз. Его нельзя распустить в последние 6месяцев до истечения срока полномочий Президента Республики, а также в период действия чрезвычайного, осадного или военного положения.
Глава государства - Президент Республики, который представляет государство и является гарантом суверенитета, национальной независимости, единства и территориальной целостности страны. В соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию в июле 2000 г., он избирается Парламентом тайным голосованием (прежде - непосредственно гражданами). Срок полномочий Президента РМ - 4 года. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд.
В области внешней политики Президент ведет переговоры, участвует в ведении переговоров, заключает международные договоры и представляет их Парламенту для ратификации в порядке и сроки, установленные законом. По предложению Правительства Президент аккредитует и отзывает дипломатических представителей Молдовы и утверждает учреждение, упразднение или изменение ранга дипломатических миссий. Президент также принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей других государств в Молдове.
Президенту принадлежит определенная роль в формировании Правительства. После консультаций с парламентскими фракциями он выдвигает кандидатуру на должность Премьер-министра. На основании вотума доверия, выраженного Парламентом, Президент назначает Правительство. Вслучае необходимости кадровых перестановок или вакансии должностей в Правительстве по предложению Премьер-министра он освобождает от должности и назначает отдельных членов Правительства.
Президент является главнокомандующим вооруженными силами, вводит военное положение в случае агрессии, может принимать и иные меры, направленные на обеспечение национальной безопасности и общественного порядка, в пределах закона и в соответствии с ним.
В сфере отношений с Парламентом Президенту принадлежит право законодательной инициативы, право требовать созыва Парламента на внеочередную или специальную сессию, а также право роспуска Парламента в случаях, предусмотренных Конституцией (см. выше). Помимо этого Президент промульгирует законы и может требовать их повторного рассмотрения Парламентом.
При осуществлении своих полномочий издает указы, обязательные для исполнения на всей территории государства. В ряде случаев, предусмотренных в Конституции, указы должны быть контрасигнованы Премьер-министром.
Правительство обеспечивает проведение внутренней и внешней политики государства и осуществляет общее руководство публичным управлением, следуя программе деятельности, одобренной Парламентом. Правительство возглавляется Премьер-министром, кандидатура которого выдвигается Президентом. В 15-дневный срок после выдвижения кандидат на должность Премьер-министра просит Парламент выразить вотум доверия программе деятельности и всему составу Правительства. Программа деятельности и состав Правительства обсуждаются на заседании Парламента. Парламент выражает вотум доверия Правительству большинством голосов депутатов.
Правительство принимает постановления, ордонансы и распоряжения, которые подписываются Премьер-министром и контрасигнуются министрами, в обязанности которых входит их исполнение. Постановления принимаются для организации исполнения законов. Распоряжения издаются Премьер-министром для организации внутренней деятельности Правительства.
Правительство несет ответственность перед Парламентом и предоставляет Парламенту, его комиссиям и депутатам необходимую информацию и документы. Парламент по предложению не менее 1/4 депутатов может выразить недоверие Правительству большинством голосов депутатов.
Правительство вправе принять на себя ответственность перед Парламентом за программу, заявление общеполитического характера или проект закона. Оно уходит в отставку, если предложение о выражении недоверия, внесенное в трехдневный срок с момента представления программы, заявления общеполитического характера или проекта закона, принимается Парламентом. В противном случае представленный проект закона считается принятым, а программа или заявление общеполитического характера - обязательными для Правительства.
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система современной Молдовы входит в романо-германскую правовую семью, сохраняя элементы прежнего социалистического права.
Молдова имеет самобытную и достаточно богатую историю права. Основным источником средневекового молдавского права были обычаи. Некоторые правовые нормы содержались в жалованных грамотах, издаваемых молдавскими господарями. Кроме того, на территории Молдовы было реципировано (воспринято) византийское право, представлявшее собой переработанное для нужд феодальной Византийской империи римское право. Так, было очень распространено и действовало до начала XX в. Шестикнижие фессалоникского (ныне Салоники) судьи Константина Арменопуло (1345 г.). Эта сокращенная переработка Прохирона - византийского законодательного сборника IX в., содержавшего нормы гражданского, уголовного, отчасти процессуального и нормы церковного права, имела целью приспособить искаженное римское право к феодальным отношениям Молдавии. Книга первая Шестикнижия содержала процессуальные нормы, вторая - нормы вещного права, третья - нормы вещного и обязательственного права, четвертая - нормы брачного права, пятая - нормы наследственного права, шестая - нормы уголовного права.
Широко распространенным в Молдавии был также славянский перевод византийского свода, известного под названием Синтагмы Матвея Властаря, содержащего не только церковные, но и уголовные и гражданские законоположения, основанные на законодательстве византийского императора Юстиниана (VI в.) и его преемников.
Хотя с XVI в. Молдавия попала под иго Турции, последняя не вмешивалась в развитие молдавского законодательства. В 1646 г. при господаре Василии Лупу был составлен и утвержден первый свод молдавских феодальных законов. Уложение Василия Лупу представляло собой цельную систему феодального законодательства, по своей структуре оно состояло из 96 глав, разбитых на 1245 статей. Строгого разделения различных правовых институтов не проводилось. Источниками Уложения Василия Лупу послужили обычное право, памятники византийского права и судебная практика. В основу первых одиннадцати глав кодекса был положен "Земледельческий закон", изданный во второй половине VIII в. в Византии. Он являлся своеобразной кодификацией славянского обычного права в сочетании с византийским, применявшимся во многих славянских поселениях на территории империи.
Уложение Василия Лупу послужило основным источником Валашского свода законов 1652 г. Оно было действующим уголовным кодексом до середины XVIII в. В области гражданского права Уложение Василия Лупу применялось вплоть до распространения на территории Бессарабии общерусского законодательства в первой половине XIX в.
Присоединившись к России, Бессарабия сохранила местные законы (Шестикнижие Арменопуло, собрание законов А. Донича и соборная грамота А. Маврокордато), переведенные в 1831 и 1854 гг. на русский язык. Предпринятые особой комиссией попытки составить свод этих законов не имели практического результата. В 1847 г. общерусское право было введено в Бессарабии в качестве дополнительного источника, применявшегося при недостаточности местных законов. Однако постепенно оно почти целиком заменило устаревшее бессарабское право. Тем не менее даже в конце XIX в. в судебной практике встречались ссылки на византийское право, включая Свод Юстиниана VI в. (Corpus juris civilis).
После воссоединения Бессарабии с Союзом ССР и образования Молдавской ССР на территории последней механически было введено законодательство Украинской ССР. С этого момента и до 1990 г. правовая система Молдавии ничем не отличалась от правовых систем других союзных республик. С начала 1960-х гг. в Молдавской ССР были приняты "собственные" УК, УПК, ГК, ГПК и другие кодексы, большинство из которых оставались в силе к 2000 г.
В 1990 г. в Молдавии началась коренная правовая реформа, направленная на возвращение в романо-германскую правовую семью. Общие ориентиры этой реформы такие же, как и на всем постсоциалистическом пространстве: идеологический и политический плюрализм, социально ориентированная рыночная экономика, расширение прав и свобод личности и укрепление их гарантий. Особенностью правового развития Молдовы по сравнению с другими государствами СНГ является стремление законодателей привить в Республике романскую правовую культуру, что объясняется лингвистическим родством молдован с романскими народами. С этой целью при написании новых законов старательно копируется романская (прежде всего, французская) юридическая техника и стилистика, последовательно заимствуются присущие романским странам государственные и правовые институты. Так, прообразом для Конституции Молдовы 1994 г. в значительной мере послужила Конституция Французской Республики 1958 г. У французов заимствован институт Высшего совета магистратуры, Высшей судебной палаты, понятия "органический закон", "промульгация", "контрасигнатура"; внутренние войска на итальянский манер получили название "карабинеров" и т.д. Политика искусственной "имплантации" романской правовой культуры приводит к постепенному отдалению Молдовы от общего правового пространства СНГ.
Несмотря на огромное количество современных законов, принятых в 1990-е гг., Молдова пока сильно отстает от других государств СНГ по темпам кодификации нового права. К 2000 г. из новых кодексов были приняты только Земельный (1991), Кодекс арбитражного производства (1992), Таможенный кодекс (1993), Уголовно-исполнительный кодекс (1994), Кодекс конституционной юрисдикции (1995), Лесной (1996) и Налоговый (1997), Кодекс торгового мореплавания (2001). Лишь в 2002 г. Парламент одобрил новые Уголовный и Гражданский кодексы.
Основным источником права являются законодательные и иные нормативные акты. Их иерархия включает Конституцию, конституционные, органические и ординарные законы, указы Президента Республики, постановления и распоряжения Правительства, подзаконные акты министерств и ведомств, органов местного самоуправления.
Конституционными в правовой системе Молдовы называются законы по пересмотру Конституции. В свою очередь, конституционные законы в Молдове по романской терминологии именуются "органическими". Конституция (ст.72) устанавливает перечень вопросов, которые регулируются органическим законом (избирательная система, организация и деятельность Парламента, Правительства, судов и т.д.). Кроме того, Парламент может признать необходимым принятие органических законов и в других областях.
В отличие от большинства государств СНГ Конституция Молдовы не содержит общего правила о приоритете норм ратифицированных международных договоров над нормами внутренних законов. Такой приоритет, согласно Конституции (п.2 ст.4), имеют только международные нормы пактов и договоров об основных правах человека, одной из сторон которых является Республика Молдова.