Вопрос 9. Исправительные учреждения: виды, полномочия. Перспективы структурных изменений УИС в условиях ее развития
Пенитенциарная (уголовно-исполнительная) система — государственный институт, ведающий исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом. Обеспечивает исполнение наказаний как связанных, так и не связанных с лишением свободы, а также содержание подследственных с момента заключения под стражу до суда (до изменения меры процессуального пресечения в виде заключения под стражу).
Исправительные учреждения – это специализированные органы государства, исполняющие наказание в виде лишения свободы на определенный срок и пожизненного лишения свободы, которые в своей совокупности образуют систему отбывания наказания в виде лишения свободы.
К исправительным учреждениям относятся:
1. исправительные колонии;
2. воспитательные колонии;
3. тюрьмы;
4. лечебные исправительные учреждения.
Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в СИЗО с их согласия.
Исправительные колонии подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима.
Мужчины отбывают наказание в виде лишения свободы:
· в колониях-поселениях – лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, а также осужденные к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшие лишение свободы. С учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного суд может назначить указанным лицам отбывание наказания в исправительных колониях общего режима с указанием мотивов принятого решения;
· в исправительных колониях общего режима – лица, впервые осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишение свободы;
· в исправительных колониях строгого режима – лица, осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишение свободы, а также при рецидиве или опасном рецидиве преступлений, если осужденный отбывал лишение свободы;
· в исправительных колониях особого режима – лица, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, а также при особо опасном рецидиве преступлений;
· в тюрьме – лица, осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений на срок свыше пяти лет, а также при особо опасном рецидиве преступлений.
Женщины отбывают наказание в виде лишения свободы:
· в колониях-поселениях – лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, атакже осужденные к лишению свободы за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшие лишение свободы;
· в исправительных колониях общего режима – лица, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при любом виде рецидива.
Несовершеннолетние отбывают наказание в воспитательных колониях.
Таким образом, осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.
Вопрос 10. Конституционный суд РФ, его место в судебной системе, основные принципы деятельности и полномочия.
Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, один из которых является председательствующим и один – его заместителем.
Эти судьи избираются на пленарном заседании Конституционного Суда сроком на 3 года, тогда как общий срок полномочий судей составляет 15 лет.
Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший 40-летнего возраста, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, а также обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Судьи Конституционного Суда РФ независимы и обладают неприкосновенностью.
Структура Конституционного Суда РФ включает в себя две палаты, одна их которых состоит из 10, а вторая из 9 судей Конституционного Суда. Палаты на каждом своем заседании избирают из своего состава председательствующего, который исполняет свои обязанности по руководству в рамках этого заседания.
Принципы деятельности Конституционного Суда:
1. независимость судей Конституционного Суда РФ;
2. коллегиальность рассмотрения дел;
3. гласность судебного заседания (допускается трансляция заседаний Конституционного Суда РФ);
4. состязательность и равноправие сторон (этот принцип для конституционного судопроизводства условный, так как решения выносятся на основании документов и собственно сторон нет).
Конституционный Суд РФ вправе:
1. разрешать дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, Указов Президента РФ, актов Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в законную силу международных договоров РФ;
2. разрешать споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов РФ;
3. давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
4. выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
5. давать толкование Конституции РФ (по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Федерации);
6. проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, разрешаемом судом по жалобам граждан и запросам судов;
7. осуществлять иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.
Вопрос 11. МВД РФ: структура, основные задачи, полномочия и организация деятельности.
МВД России – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующий основные направления деятельности ОВД, а также координирующий деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.
Министерство подчиняется Президенту РФ, а также Правительству РФ.
Задачи МВД РФ:
1. Деятельность по разработке общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности.
2. Деятельность по совершенствованию нормативной правовой основы в установленной сфере деятельности.
3. Деятельность по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина.
4. Деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений и административных правонарушений.
5. Деятельность по охране общественного порядка.
6. Деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения.
7. Деятельность по организацию и осуществлению государственного контроля над оборотом оружия.
8. Деятельность по организации государственной охране имущества и организаций частных и юридических лиц.
9. Деятельность по управлению и организации деятельности системы органов внутренних дел РФ, а также, внутренними войсками МВД РФ.
Вопрос 12. Министерство юстиции РФ, его структура, основные задачи, полномочия, и организация деятельности.
Министерство юстиции РФ (Минюст России) – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ, координирует ее Правительство РФ. Возглавляет Минюст на основе единоначалия Министр юстиции, наделенный значительными полномочиями, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Минюст России, его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность, образуют систему Министерства. В каждом федеральном округе образованы федеральные управления Минюста России по федеральным округам, в 21 субъекте РФ действуют главные управления, в 63 – управления (отделы) по субъектам РФ.
Основные задачи:
· реализация государственной политики в сфере юстиции;
· обеспечение прав и законных интересов личности и государства;
· обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;
· обеспечение установленного порядка деятельности судов;
· обеспечение исполнения актов судебных и других органов; обеспечение исполнения уголовных наказаний.
В целях реализации государственной политики в сфере юстиции Минюст России:
1. координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти;
2. обеспечивает деятельность полномочных представителей Правительства РФ в Государственной Думе и Конституционном Суде РФ;
3. проводит юридическую экспертизу законопроектов и иных нормативных правовых актов, выносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативных правовых актов субъектов на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;
4. осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также проверку отбора ими актов, подлежащих государственной регистрации, и контроль за правильностью и своевременностью их опубликования;
5. ведет государственный реестр актов федеральных органов исполнительной власти и учет актов субъектов РФ;
6. ведет федеральный регистр нормативных актов субъектов РФ и проводит их юридическую экспертизу;
7. участвует в работе по ведению классификатора правовых актов и подготовке Свода законов РФ;
8. изучает практику применения законодательства РФ в сфере юстиции;
9. участвует в разработке реализации программ правовой информатизации;
10. осуществляет информационное обеспечение судов общей юрисдикции;
11. готовит ежегодные доклады Президенту РФ и Правительству РФ о соблюдении законности органами государственной власти и должностными лицами при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению актов судебных и других органов, исполнению уголовных наказаний.