| Осуществление местного самоуправления обусловливает вступление местного населения, всей структуры органов, определяемой им самостоятельно, всех должностных лиц и муниципальных служащих в разнообразные общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права. Эти отношения можно классифицировать по характеру норм конкретных отраслей права. К первой группе относятся те отношения, которые по своему характеру и содержанию могут регулироваться только нормами муниципального права. Они возникают при определении населением структуры органов местного самоуправления, их формировании, принятии устава муниципального образования, подотчетности и подконтролъности перед населением, основывают взаимоотношения депутатов и местных должностных лиц с населением, служат основанием досрочного прекращения их полномочий, и т.п. Вторую группу отношений составляют те, которые возникают при управлении всем социально-экономическим комплексом местного хозяйства, обеспечении и охране законных прав и интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования. Основными из них являются отношения по владению, пользованию, распоряжению и управлению муниципальной собственностью; планирование комплексного экономического и социального развития подведомственной территории, решение перспективных и текущих вопросов жизнедеятельности местного населения, решение бюджетно-финансовых проблем местного самоуправления, поддержание и охрана общественного порядка, и др. Здесь проявляют свое регулирующее воздействие нормы многих отраслей права и законодательства (административного, гражданского, земельного, экологического, финансового, трудового, банковского, права социального обеспечения и др.) Третью группу составляют отношения, складывающиеся в процессе реализации отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 132). Они могут возникнуть по решению различных государственных вопросов на территории муниципального образования (финансовые, осуществление государственного контроля за землепользованием соответствующих субъектов земельных отношений, охрана лесов, и т.д.). В четвертую группу входят отношения, возникающие при обеспечении гарантий осуществления права на местное самоуправление: судебная защита и восстановление прав муниципального управления, компенсация расходов местного самоуправления, вызванная исполнением решений государственных органов, без компенсации со стороны последних. В таких случаях отношения регулируются нормами различных отраслей материального и процессуального права. | |
Существует более дробная классификация отношений местного самоуправления, составляющих предмет отрасли муниципального права:
- отношения, связанные с местом местного самоуправления в конституционном механизме РФ;
- договорные отношения по взаимным обязательствам муниципальных органов и органов государственной власти различного уровня;
- отношения, связанные с образованием, видами и структурой муниципальных органов и других организационных форм осуществления местного самоуправления;
- отношения, связанные с установлением, разграничением и реализацией компетенции (полномочий) в области местного самоуправления;
- отношения, касающиеся особенностей организации и деятельности муниципальных образований различного уровня;
- отношения в сфере местных налогов, местного бюджета, муниципальной собственности и т.п.;
- отношения, вытекающие из статуса муниципальных органов как юридических лиц;
- практика деятельности муниципальных органов.
5. Под объектом муниципального права понимается то, на что направлено действие его норм. Общим объектом муниципального права являются специфические общественные отношения, возникающие в процессе создания и непосредственной деятельности муниципальных образований.
Объектом муниципального права выступает государственно-правовая действительность Российской Федерации.
Предметом муниципального права выступают общественные отношения в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.