Почему же в российском пенсионном законе упразднены все ограничения, касающиеся выплаты пенсий работающим пенсионерам, кроме указанных выше?

Главное состоит в том, что восторжествовала иная, чем прежде, идеологическая оценка сущности обязательного пенсионного страхования и, в частности, пенсии по старости. Длительное время пенсия по старости рассматривалась как денежное обеспечение за счет государства в заключительный возрастной период жизни человека, как проявление заботы социалистического государства о старом человеке, нуждающемся в его помощи. Теперь трудовая пенсия по старости не без оснований признается заработанной, заслуженной многолетним трудом выплатой, осуществляемой за счет особого фонда, отделенного от государственного бюджета.

Из этого следуют соответствующие выводы о «судьбе» пенсии, когда пенсионер продолжает трудовую деятельность. Если пенсия — заработанная, заслуженная выплата, то в период работы она должна выплачиваться, ибо отобрать такую пенсию нельзя, она как бы собственность бывшего работника. Что делать в пенсионный период жизни, пенсионер решает сам: то ли ему работать, если он хочет этого и имеет возможность сохранить прежнюю либо подобрать более подходящую по возрасту другую работу, либо прекратить трудовую деятельность, заняться домашним хозяйством и т.д. И наоборот: если пенсию считать выплатой за счет государства, предназначенной для обеспечения пожилого человека, когда трудовая деятельность затруднена либо вообще недоступна, то вполне логичен противоположный вывод: работаешь — значит не нуждаешься в обеспечении за счет государства, т. е. в пенсии. Таковы крайние позиции.

В СССР, до пенсионной реформы 1956 г., пенсия работающим выплачивалась в полной сумме (но без так называемой «хлебной» надбавки). После реформы работающим стала выплачиваться сравнительно небольшая часть пенсии, а при заработке немного выше среднего выплата пенсии вообще не производилась. Впоследствии эти правила неоднократно корректировались и изменялись: пенсия выплачивалась одним в полной сумме, другим в размере 50—75%; более льготные условия были предусмотрены для рабочих, младшего обслуживающего персонала, некоторых специалистов, худшие — для многих категорий служащих. В целом можно сделать вывод, что при достаточно высоком уровне пенсий вводились существенные ограничения в выплате пенсий работающим пенсионерам, а при снижении уровня пенсий, когда на пенсию прожить было трудно, ограничения смягчались и даже полностью отменялись. Однако в прошлом пенсия никогда не рассматривалась как заработанная, заслуженная трудом выплата, а ее получение — как неотъемлемое право человека. Этим и объяснялись существенные изменения порядка выплаты пенсии работающим пенсионерам.

В Концепции реформы пенсионной системы в Российской Федерации, одобренной Правительством, также затрагивается вопрос о выплате пенсий работающим пенсионерам. В ней отмечается дискуссионный характер данной проблемы и неоднозначные решения ее в нашей стране, хотя вот уже десятый год данный вопрос решен в российском законе достаточно определенно: трудовую пенсию работающим пенсионерам надо выплачивать, поскольку это заработанная выплата.

В концепции обосновываются на перспективу определенные выводы. Процитируем некоторые выдержки: «Пенсия в случае продолжения оплачиваемой работы выплачиваться не должна, по крайней мере в полном объеме»; «Иное решение противоречит принципам социального страхования...»; «Выплата пенсий работающим пенсионерам, имеющим более высокий достаток, чем неработающие пенсионеры, поглощает значительную часть средств...»; «Вместе с тем... в новой системе можно было бы предусмотреть возможность выплаты пенсий при относительно невысоком совокупном доходе работающего пенсионера, как это практиковалось в Российской Федерации длительное время».

Это свидетельствует о стремлении сэкономить средства за счет пенсионеров, могущих еще некоторое время после достижения пенсионного возраста трудиться. Иное решение, т. е. снятие существенных ограничений в выплате пенсии, как раз не противоречит принципам социального страхования. Выплата пенсий работающим пенсионерам вовсе не поглощает средств; если пенсия не будет выплачиваться полностью, пенсионеры оставят работу и будут получать причитающуюся им по праву пенсию, будучи неработающими (кто же станет работать за разницу в заработке и пенсии, да если к тому же пенсия составляет значительную часть заработка?). В России никогда не практиковалась выплата пенсии «при относительно невысоком совокупном доходе работающего пенсионера» (это общий доход, включая не только оплату труда, но и иные доходы), не практиковался подобный порядок и в СССР. Это грубая ошибка авторов концепции.

Каким же может быть оптимальное решениеЗатронутой проблемы?

Во-первых, до тех пор пока в России крайне низкий реальный уровень пенсионного обеспечения, ни при каких условиях нельзя ограничивать выплату пенсий работающим пенсионерам. Выплата пенсии в полном размере — это средство борьбы с крайней нищетой. При прекращении выплаты пенсии большинство пенсионеров оставят работу, их доходы резко сократятся, численность граждан, доходы которых ниже черты бедности, резко возрастет. Надо также учитывать, что во многих случаях пенсионеры выполняют непрестижную работу и их рабочие места останутся вакантными. Не исключается также, что работу оставят пожилые специалисты самой высокой квалификации, найти замену которым не так-то легко.

Авторы названной выше концепции не учли, видимо, и некоторые положения Конституции РФ, в частности о равенстве прав и свобод человека, в том числе в сфере труда, о гарантированном праве на социальное обеспечение (ст. 19, 37, 39). Следует также иметь в виду, что, согласно ст. 55 Конституции, не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Во-вторых, в перспективе — после существенного повышения уровня пенсионного обеспечения — не исключается некоторая «мягкая» корректировка правил выплаты пенсии работающим пенсионерам. Во многих странах пенсия работающим пенсионерам выплачивается в полной сумме, однако есть немало стран, где сумма пенсии работающего может при определенных условиях несколько сокращаться, например при высоком заработке, с гарантией в то же время выплаты во всех случаях определенной, весомой части пенсии.

Безработным гражданам при определенных условиях устанавливается пенсия по старости досрочно, т. е. ранее достижения соответствующего пенсионного возраста. Такая «досрочная» пенсия работающим пенсионерам не выплачивается в течение всего срока их работы в период до достижения пенсионного возраста, при котором они приобретают право на пенсию на общих или на других условиях. После достижения пенсионного возраста такая пенсия уже не считается досрочной и выплата ее работающим пенсионерам осуществляется в полной сумме.

Не содержит российский пенсионный закон ограничений и в части выплаты работающим гражданам пенсии по инвалидности.Всем работающим пенсионерам пенсия по инвалидности выплачивается в полной сумме. Идеология данного решения основывается на признании обществом необходимости создания для инвалидов равных с другими гражданами возможностей в реализации, в частности, трудовых прав. Это обеспечивается также комплексом других мер в сфере труда и занятости: обеспечение льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов; введение на предприятиях квоты рабочих мест для приема на работу инвалидов и т.д. В современный период, когда уровень пенсионного обеспечения неоправданно низкий, выплата работающим инвалидам полной пенсии — эффективное средство преодоления нищеты.

В прошлом действовали некоторые ограничительные правила, касающиеся выплаты пенсии по инвалидности работающим пенсионерам, в частности инвалидам II и III групп. Инвалидам III группы, например, пенсия выплачивалась часто в таком размере, чтобы пенсия и получаемый заработок не превышали в общей сложности заработка, из которого исчислена пенсия.

Из прежних правил сохранилось лишь одно (как и для пенсии по старости): работающим пенсионерам пенсия по инвалидности выплачивается без надбавки на иждивенцев.

Что касается пенсии по случаю потери кормильца, то эта пенсия всегда выплачивалась работающим пенсионерам в полной сумме, однако дети, которые не учились, имели право на пенсию в возрасте до 16 лет.

Несколько иначе разрешаются затронутые вопросы в отношении пенсии за выслугу лет. Общее правило, касающееся пенсий за выслугу лет, назначенных в соответствии с Законом 1990 г., таково: выплата пенсии за период работы, с учетом которой назначена пенсия за выслугу лет, не производится; если пенсионер выполняет иную работу, то пенсия выплачивается в полной сумме, независимо от уровня заработка.

Изъятие предусмотрено лишь для тех работников, которым пенсия за выслугу лет назначена как длительное время занятым на подземных и открытых горных работах (ст. 78 Закона 1990 г.). Им пенсия за выслугу лет выплачивается независимо от характера работы.

Примерно так же решаются вопросы о выплате пенсий за выслугу лет кадровым военнослужащим и другим категориям граждан, которым установлены пенсии по Закону 1993 г.: всем работающим после увольнения со службы пенсия за выслугу лет выплачивается в полной сумме.

В последнее время принимаются решения, устанавливающие дополнительные изъятия из указанного выше общего правила: допускается выплата пенсии за выслугу лет, назначенной в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также пенсии за выслугу лет, назначенной в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской Местности (см. ст. 87 Закона 1990 г. в редакции от 11 апреля 1998 г.). Причина появления этих изъятий — уход соответствующих специалистов из школ сельской местности, переход их на другую работу, выполняя которую можно получать пенсию, и желание предотвратить эти негативные тенденции.

Ныне ясно одно: исключения постепенно превращаются в распространенное правило. При такой ситуации проблематичным становится сохранение ограничений в выплате пенсии за выслугу лет для других категорий работников. При этом надо учитывать стремительное снижение общего уровня пенсионного обеспечения, которое произошло в последние годы.

Удержания из пенсии

Пенсионные законы предусматривают возможность удержания излишне выплаченных сумм пенсии по решению органа, выплачивающего пенсию; этот орган, следовательно, наделен властными полномочиями.

По решению органа, выплачивающего пенсию, допускается удержание лишь в том случае, если суммы пенсии излишне выплачены пенсионеру вследствие его злоупотребления. Примерами таких злоупотреблений являются представление документов с заведомо неправильными сведениями, сокрытие изменений в составе семьи, на которую выплачивается пенсия по случаю потери кормильца, и т.д.

Злоупотребление подразумевает действия и умысел пенсионера, направленные на получение излишних сумм пенсии. В связи с этим не должны удерживаться из пенсии излишне выплаченные суммы пенсии вследствие различных ошибок, которые допускаются органами, назначающими и выплачивающими пенсию, работниками этих органов (ошибки в подсчете стажа и заработка, в размере пенсии или надбавок к ней и т.д.). Весьма сомнительной представляется практика некоторых органов социальной защиты населения, считающих злоупотреблением неосведомленность пенсионеров о некоторых весьма сложных правилах пенсионного обеспечения. Другими словами, незнание закона не всегда свидетельствует о злоупотреблении.

Удержания из пенсии на основании решения органа, выплачивающего пенсию, осуществляются с учетом общих правил исполнения решений в отношении граждан. Они определены гл. 39 ГПК РСФСР.

Размер удержаний из пенсии, как и из заработной платы и других приравненных к ней платежей, исчисляется из суммы пенсии, причитающейся к выплате. Практически это вся сумма назначенной пенсии вместе с компенсационной выплатой, поскольку пенсия не облагается налогами.

Из суммы пенсии может быть удержано:

до 50% — при взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца, возмещении за ущерб, причиненный разбоем и некоторыми другими преступлениями;

до 20% — по всем остальным видам взысканий, если иное не установлено законом (см. ст. 383 ГПК РСФСР). К такому виду оснований относится и удержание по решению органа, выплачивающего пенсию.

Во всех случаях обращения взысканий на пенсию в соответствии с законодательством за пенсионером сохраняется не менее 50% причитающейся пенсии.

При прекращении выплаты пенсии оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке. Взыскания в этом случае обращаются на имущество должника.

Взыскание с пенсионеров излишне выплаченных сумм пенсий не исключает возможности предъявления иска в судебном порядке для обращения взыскания на личное имущество должника, заработную плату, иные доходы. При решении вопроса о взыскании с пенсионера излишне выплаченных сумм пенсии суд вправе привлечь в качестве соответчика по делу должностное лицо, которое из корыстной или иной личной заинтересованности выдало заведомо неправильные документы, послужившие основанием для незаконного получения пенсии. В таких случаях гражданин, допустивший злоупотребления, и виновное должностное лицо несут солидарную имущественную ответственность, поскольку ущерб причинен совместными действиями.

При несогласии пенсионера с принятым решением об удержаниях из его пенсии спор разрешается в судебном порядке.

Контрольные вопросы:

1.Каковы общие правила выплаты государственных пенсий?

2.Как выплачивается пенсия по случаю потери кормильца, назначенная на детей, за период нахождения их на полном государственном обеспечении?

3.Как выплачивается пенсия за время пребывания пенсионера в стационарных учреждениях социального обслуживания?

4.Как выплачивается пенсия, не полученная пенсионером своевременно по различным причинам?

5.Производится ли выплата пенсии за время лишения пенсионера
свободы?

6.Допускается ли выплата пенсии при выезде пенсионера за границу
на постоянное место жительства?

7.В каких случаях допускаются удержания из пенсии? Каковы правила удержания?

8.Каковы основные правила выплаты пенсии работающим пенсионе
рам?

Наши рекомендации