Реформы Ивана грозного

Необходимость реформ

Важнейшей вехой политического развития стало восстание в Москве, происшедшее вскоре после коронации Грозного. В 1547 году выдалось на редкость засушливое лето. В Москве участились пожары. Самый крупный из них уничтожил большую часть деревянного города. Чернь обвинила в поджоге Глинских. Но восстание было разогнано, и его зачинщики подверглись наказанию. В 1547-1550 годах произошли волнения в других городах. Положение народа ее более ухудшилось из-за неурожая 1548-1549 года. «Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах. Дальнейшее развитие страны требовало укрепления государственности, централизации власти». Москва завершила объединение русских земель в конце XV-начале XVI века. Управлять обширным государством с помощью архаических институтов и учреждений, сложившихся в мелких княжествах в период раздробленности, оказалось невозможным. Общерусский Судебник 1497 года безнадежно устарел. Источником постоянного недовольства детей боярских был боярский суд, знаменитый своими злоупотреблениями. Эти факты также говорят нам о необходимости российских реформ. Таким образом, видно, что в середине XVI века Россия нуждалась в усилении государственности, централизации власти. Необходимость реформ в управлении страной была очевидна.

Избранная рада

Около 1549 года вокруг молодого Ивана IV сложился совет близких к нему людей, получивший название «Избранная рада». Так назвал его на польский манер А. Курбский в одном из своих сочинений. Состав Избранной рады не совсем ясен. Ее возглавлял А.Ф.Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода. В работе Избранной рады участвовали представители различных слоев гтхлодствующего класса: князя Д.Курлятев, А.Курбский, М.Воротынский, московский митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Кремля духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Состав Избранной рады как бы отразил компромисс между различными слоями господствующего класса. Избранная рада просуществовала вплоть до1560г.; она проводила преобразования ,получившие название реформ середины XVI века.

Судебник1550

На Земском Соборе 1550 года был принят новый Судебник, вобравший в себя (в отличие от довольно архаичного Судебника 1497 года) нормы всех основных разделов тогдашнего права. Принципиальным нововведением было прокламирование в заключительных статьях двух норм: непрерывности развития законодательства, а также публичного характера вступления в силу Судебника. В нем учтена судебная практика. Новый Судебник полностью соответствовал нуждам времени. Например, в нем впервые вводилось наказание за взяточничество. В новом законодательном документе появляются нормы права, которые существуют до сих пор, и появившиеся ранее институты власти на местах в 1551 году получали уставные грамоты, то есть «подписывались под Судебник». Позднее также издаются новью уложения, дополнявшие Судебник.

Государственный строй В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство. Обряд принятия царского титула происходил в Успенском соборе Кремля. Из рук московского митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван принял шапку Мономаха и другие знаки царской власти. Отныне великий князь Московский стал называться царем. Во внешней политике этот титул играл важную роль, так как великий князь приравнивался к принцу или герцогу, а царь к императору. В период складывания централизованного государства особую совещательную роль при царе имела Боярская дума. Во времена Ивана IV ее состав был увеличен почти втрое. Возник новый орган власти - Земский Собор. Земские соборы собирались нерегулярно и занимались решением важнейших государственных дел. Прежде всего, вопросами внешней политики и финансов. По подсчетам специалистов. Состоялось более 50 Земских соборов. В их состав входили: Боярская дума, Освященный собор - представители высшего духовенства; на совещаниях Земских соборов присутствовали также представители дворянства и верхушки посада. На Соборе объявили о намеченных реформах и о подготовке нового Судебника. Решением Собора дворян освободили от суда бояр-наместников и предоставили им право на суд самого царя. Собор 1549 года являлся первым Земским Собором, то есть собранием сословных представителей с законосовещательными функциями. Его созыв отразил утверждение в России сословно-представительной монархии. Однако первый Собор еще не носил выборного характера, и там не присутствовали представители городского торгово-ремесленного населения и крестьян. Еще до реформ середины VI века отдельные отрасли государственного управления, а также управления отдельными территориями стали поручаться («приказываться») боярам. Так появились первые приказыучреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине XVI века существовало уже два десятка приказов. Военными делами руководили Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), оружейная палата (Арсенал). Иностранными делами управлял Посольский приказ, финансами - приказ Большой приход, государственными землями, раздаваемыми дворянам, - Поместный приказ, холопами -Холопий приказ. Были приказы, ведавшие определенными территориями, например, Приказ Сибирского дворца и приказ Казанского дворца. Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы ведали управление, сбор налогов и судом. С усложнением задач гос. управления число приказов росло. Ко времени петровских преобразований было около 50. оформление приказной системы позволило централизовать управление страной. Стала складываться единая система управления на местах. Ранее там сбор налогов поручался боярамкормленщикам, которые становились фактическими правителями отдельных земель. Данная реформа положила начало к перестройке системы управления, расширила компетенцию судебных приказов, которые вытесняли на местах кормленщиков, тем самым, укрепляя дворянство и центральную власть. Эти меры стесняли не только произвол, но и сам объем власти кормленщика, так как изъяли наиболее важные дела из его компетенции. Система управления государством в целом была реформирована. Иногда старосты получали функции губного института, и тогда происходила наиболее полная форма самоуправления, обнимавшая все формы самоуправления. Эти новые органы местного управления наиболее полноценно заменили кормления. Изменение власти на местах не может не повлечь изменение центральных органов управления. В 1556 г. кормления были отменены. На местах управление(сыск и суд по особо важным делам) было передано в руки губных старост. , избиравшихся из местных дворян., земских старост - из числа зажиточных слоев черносошного населения., городовых приказчиков или излюбленных голов в городах. Таким образом. В середине XVI века сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии.

Стоглавый собор

В 15551 г. по инициативе царя и митрополита был созван Собор русской церкви, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Решения церковных иерархов отразили перемены, связанные с централизацией государства. Собор одобрил принятие Судебника 1550 года и реформы царя. Из местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список. Упорядочилась и унифицировалась обрядность на всей территории страны. Даже искусство подлежало регламентации: предписывалось создавать новые произведения, следуя утвержденным образцам. Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретенные ею до Стоглавого собора. В дальнейшем церковники могли покупать и получать землю в дар только с царского разрешения. Таким образом. В вопросе на монастырское землевладение утвердилась линия на его ограничение и контроль со стороны царя.

Налоговая реформа

Период реформ 50-х годов совпадает с Казанской войной. Как известно, война и реформы требовали огромных средств и поэтому проводятся различные финансовые преобразования.Реформа налогообложения имела несколько направлений. Первая реформа больнее всего ударила по монастырям. В 1548-1549 годах началась, а в 1550-1551 годах была проведена отмена финансовых изъятий на оплату основных налогов и разнообразных проездных и торговых пошлин - основного источника дохода монастырей. Была установлена единая мера определения доходности - «соха» - земельная единица. Были введены новые налоги: «пищальные деньги», «полоняные». Появляются не только новые налоги, но и увеличиваются многие старые. Например, происходит увеличение ставок одного из главных поземельных налогов («ямских денег»). Правители решили в централизованном порядке использовать возросшие за десятилетия платежные способности крестьян. Несмотря на строгое направление увеличения налогового пресса, оскудение дворянства вынудило казну сделать серьезные уступки военному сословию. По налоговым изменениям, можно сделать вывод, что они были направлены на увеличение доходов государства. Происходит резкое и заметное повышение денежного налогового пресса. В итоге реформ власти добились единообразия в налоговой сфере.

Военная реформа

С Казанской войной также оказалась связана реформа армии, начавшаяся с 1556 года. В результате нескольких неудачных походов стало понятно, что старый способ организации армии уже не пригоден для такого государства, то есть армия нуждалась в преобразованиях. Во-первых, был изменен сам способ набора в армию, вводятся меры, привлекающие людей в армию: войско уже комплектовалось не только из русских воинов. Во второй половине XVI века в войско влились казаки, жившие на Дону. Казаки использовались для несения пограничной службы. Ядро армии составляло дворянское ополчение. Под Москвой была посажена на землю «избранная тысяча» — 1070 провинциальных дворян, которые, по замыслу царя, должны были стать его опорой. Впервые было составлено Уложение о службе. Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать её по наследству. Со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного воина и являться на смотры «конно, людно и оружно». С середины 16 - начала 18 века в русском государстве появляется постоянный вид войск - стрельцы. Они формировались в качестве постоянных контингентов пехоты (отчасти конницы). Комплектовалось из свободного городского и сельского населения, имело на вооружении пищали и бердыши, управлялось воеводами. Они обеспечивались коллективно землей, городскими дворами (не облагавшимися тяглом), небольшим денежным пожалованием, сохраняя право на мелкую торговлю и ремесло.Организационно состояло из «приборов» (отрядов), затем приказов (по 500 - 1000 человек), с 1681 - полков, и находилось в ведении Стрелецкого приказа. В 80-х годах 17-то века было реорганизовано по образу полков «нового строя». Модернизация и хорошие условия для жизни стрельцов во второй половине XVI века сделали постоянное стрелецкое войско наиболее мощной боевой силой Российского государства. Благодаря изменениям, проведенным в армии, ее вооружение приобрело некоторое единообразие. Каждый воин имел железный шлем, панцирь или кольчугу, меч, лук и стрелы. К изменениям в армии добавляется появление артиллерии. Увеличивается артиллерийский парк, обслуживающие пушки и пищали, пушкари были выделены в особую группу служилых людей «по прибору». Кроме стрельцов туда входили пушкари (артиллеристы), городская стража. Близки к ним были казаки. Тыловые работы (обоз, строительство фортификационных сооружений) выполняла посоха - ополчение из числа черносотенных, монастырских крестьян и посадских людей. Большинство ученых придерживаются мнения, что войско к концу XVI века насчитывало свыше 100 тысяч человек. В результате реформ была создана мощная боеспособная армия, способная противостоять сильному и крупному противнику.

Вывод

Главной особенностью преобразований периода правления Избранной рады стала беспорядочность их проведения и в тоже время комплексность, явный продворянский характер. Власти приходили к выводу о необходимости изменений в процессе самих реформ, и четко оформленной программы действий не было. Однако изменения отличались отчетливой правовой направленностью, это обуславливалось созданием новой правовой системы. Следовательно, реформы нельзя назвать слабыми, так как главные учреждения и институты, основные регламентирующие нормы пережили и опричнину, и самого Ивана IV, а значит, достигли своей цели. В результате реформ Россия получила новый свод законов - Судебник 1550 года, новую систему управления на местах и в центре. Военнослуживая система приобрела свой окончательный вид и стала фундаментом Российской монархии. Последующие войны показали, что государство обладает огромной военной мощью, опасной для всех ее соседей. Реформы подкреплялись развитием торговых и дипломатических отношений с Западом. Развивается наука, искусство, наступает период расцвета государства и, если бы реформы не натолкнулись на противодействия аристократии, права которой ущемлялись, они бы привели еще к большим результатам. Но враждебность боярства приводит к опричнине. Проводя реформы, Избранная Рада использовала традиционный механизм управления, ведущее положение оставалось у Боярской думы. Практической разработкой и осуществлением реформ занимались приказы и ближняя дума. Нововведения не принимались без участия бояр. Однако правительство Ивана Грозного не могло вполне успешно вести преобразовательное дело по той причине, что в нем не было согласия и единодушия. Но все же реформы, несмотря на некоторые отрицательные стороны, можно считать успешными. Но эти реформы подготовили государство к последующим преобразованиям.

Наши рекомендации