Особенности административно-правового статуса полиции в РФ

Существует различная классификация обязанностей полиции, это обусловлено различными компетенциями ее органов и сферой их деятельности. Можно выделить такие виды как: нормотворческие, организационные и правоприменительные.

Особенности механизма реализации прав сотрудников полиции в Российской Федерации проявляются в том, что сотрудники полиции являются должностными лицами, обладающими властной компетенцией в сфере право охраны, от имени государства они могут применять специальные правовые средства, осуществлять применение юридической ответственности в отношении лиц, совершивших правонарушения. Сотрудники полиции не обладают суверенитетом и, в случаях если сотрудник сам нарушает законодательство, то в отношение него так же начинается действие законов РФ.

Повышению авторитета и доверия населения будет способствовать улучшению взаимодействия полиции и обществе, что в свою очередь окажет положительное влияние на преступность в стране . В рамках реформы полиции необходимо законодательно закрепить и обеспечить на практике участие граждан в постановке целей и задач работы полиции, формировании приоритетов ее деятельности и оценки результатов.

Взаимодействие полиции и граждан должно осуществляться на основе соблюдения следующих принципов: консолидация усилий и согласованность действий по решению конкретных задач в сфере обеспечения безопасности и поддержания правопорядка; -подотчетность обществу за качество оказанных полицией государственных и социальных услуг населению; - доступность и прозрачность нормативно-правовых и организационно управленческих основ деятельности полиции; - необходимо так же и участия граждан в профилактике преступности и повышения уровня общественной безопасности; -обеспечение прав и законных интересов граждан.

Приоритетами взаимодействия полиции со структурами гражданского общества являются: развитие института гражданского контроля над деятельностью полиции; - гласный и равноправный характер взаимодействия полиции с некоммерческими организациями, занимающимися повышением уровня защищенности граждан; - организация и осуществление общественной экспертизы нормативных актов с точки зрения их вклада в обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан; - совершенствование работы по обучению и подготовке сотрудников полиции, в том числе, с участием неправительственных организаций, включая разработку учебных программ, экспертизу методических и иных материалов, оказание методической поддержки специалистам образовательных учреждений системы МВД и преподавание отдельных учебных курсов; - выявление и профилактика нарушений со стороны сотрудников полиции; - повышение уровня защиты прав сотрудников полиции.

В целях совершенствования управления и повышения функциональной эффективности органов полиции необходимым представляется реализация комплекса мер, направленного на совершенствование системы управления органами и подразделениями посредством усиления ведомственного контроля, повышения уровня ответственности их руководителей за конечные результаты, уточнение организационного построения и перераспределения штатной численности органов полиции, позволяющего более гибко и оперативно реагировать на изменения криминальной ситуации и обеспечить незамедлительное реагирование на противоправные посягательства; - необходимо доведение системы контроля и оценки деятельности органов внутренних дел до требуемого уровня объективности; - осуществлять взаимодействие с институтами гражданского общества по формированию широкого слоя лиц, заинтересованных в оказании содействия правоохранительным органам в противодействии преступности, охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.

Подчиненность полиции Министерству внутренних дел Российской Федерации – важнейший принцип ее организационно—правового статуса. Руководство полицией со стороны МВД России и его территориальных органов, подконтрольность и подотчетность полиции руководителям данных органов определяет институциональное место полиции в системе правоохранительных органов как структуры и составной части органов внутренних дел Российской Федерации. Служба в полиции представляет собой вид профессиональной служебной деятельности граждан на соответствующих должностях в МВД России, входящих в его систему территориальных органах и организациях. Служба в полиции это особая разновидность федеральной государственной службы. Наряду с общими признаками, свойственными всей государственной службе, она обладает специфическими чертами, которые характеризуют ее как самостоятельную часть в общей системе государственной службы Российской Федерации. Данная специфика обусловлена выполнением особых функций по обеспечению законности, правопорядка, общественной и личной безопасности, а так же по противодействию преступности и правонарушениям18. Являясь представителями власти, эта категория государственных служащих способна совершать властные действия, влекущие юридические последствия в отношении субъектов, не связанных с ними служебными отношениями. Сотрудникам полиции предоставлено право по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Говоря об Особенности административно-правового статуса полиции в РФ следует отметить, что в силу различных компетенций органов полиции существуют различные классификации обязанностей: нормотворческие, организационные и правоприменительные.

Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ПОЛИЦИИ

2.1 Современный правовой статус полиции

Изучив научную литературу можно встретить много восторженных отзывов о новом ФЗ “О полиции” , который является основным в определение административно-правового статуса полиции. Так, по мнению В.В. Черникова, «данный закон является достаточно большим шагом вперед, положившим начало преобразованию, милиции в полицию. Именно с момента вступления его в силу начинается отсчет, пишется биография новой российской полиции…». Данную позицию поддерживает С.П. Булавин: «Можно отметить, что Закон о полиции — без преувеличения эпохальное событие в развитии не только полицейского законодательства России, но и для всей ее правовой системы. Он имеет основополагающее значение для организации практической работы по защите прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране собственности, обеспечению общественного порядка и безопасности в стране, отвечая на вопросы, кто это будет делать, на каких принципах, какими методами и при каких условиях».

Существует и другие позиции, Закон «О полиции» как нормативный правовой акт, отражающий суть реформы органов внутренних дел, вызвал весьма критические суждения. «Это какая-то странная реформа, мало похожая на реформу… Кардинальные вопросы реформирования МВД там не решаются. Где сама концепция реформы: что реформировать, во имя чего и зачем?.

Не маловажное значение имеет мнение общественности которая считает, что принятие Закона «О полиции» — это всего лишь «ловкий ход», позволяющий создать видимость реформирования МВД, однако избежать полноценной перестройки старого механизма. Встречаются довольно резкие высказывания, суть которых сводится к следующему: принятый Закон «О полиции» — это всего лишь «декларация о намерениях», пустая демагогия, «набор красивых слов», которая в действительности только развязывает руки полицейским и существенно увеличивает количество и их прав и полномочий.

. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности по поводу данного закона отметил следующее , «принципиальных изменений в законе немного… в большей степени — это сохранение старой системы. Законопроект, который готовился в недрах МВД, отражает позицию самого МВД» . Критически настроен и С.И. Балабкин: «Отсутствует решительность в проведении реформирования, цели и намерения которого сами по себе надлежащим образом не сформулированы и не взаимоувязаны) — властные структуры действуют, преимущественно реагируя на возмущение населения и пытаясь снизить значительные финансовые издержки по поддержанию функционирования системы МВД»2.

Основным в реформе МВД призвано стать достижение приемлемого для общества качества исполнения государством правоохранительной и, в частности, «полицейской» функции. При этом изменение статуса и порядка работы полиции должны быть не только провозглашены, но и реально выполняться.

Однако при всем многообразии точек зрения на суть и значимость рассматриваемого нормативного правового акта нельзя не признать, что Закон «О полиции» содержит ряд инновационных идей, воплощающих современные политические и законодательные реалии, которые предопределяют дальнейшее развитие статусного законодательства о правоохранительных органах и специальных службах.

Анализируя Закон «О полиции», можно увидеть, что нормы, устанавливающие основные моменты правового статуса сотрудника полиции, сконцентрированы в главе 6. В этом заключается существенное отличие нового закона от Закона «О милиции», где положения, раскрывающие правовой статус сотрудника милиции, были рассредоточены по разным разделам, что было менее удобно.

В ФЗ «О полиции» присутствуют новые три статьи: ст. 27 «Основные обязанности сотрудника полиции» , ст. 28 «Основные права сотрудника полиции» и ст. 29 «Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции», это значительное отличие от Закона «О милиции»

Положения, закрепленные в этих статьях, образуют нормативную базу нового статуса сотрудника полиции. Как отмечают С.П. Булавин и В.В. Черников, в свое время их отсутствие в законе сильно затрудняло полноту и точность восприятия правового положения сотрудника милиции в системе государственной службы, порождало проблемы в правоприменении. Изучение нормативных предписаний Закона «О полиции» позволяет сделать вывод, что практически все права и обязанности полиции наконец-то урегулированы официально, на уровне закона, причем достаточно подробно, более того, установлены четкие юридические предпосылки и условия их осуществления2.

Значимость Закона «О полиции» заключена не только в его содержании, но и в процедуре принятия. Закон «О полиции» стал первым нормативным правовым актом, вынесенным на обсуждение в масштабах всей страны. Проект Закона был размещен в Интернете и получил более 25000 откликов и замечаний. Процедура сетевого форума, а также количество граждан, принявших участие в обсуждении, обеспечили адекватное отражение общественного мнения относительно проекта, способствовали его легитимации и улучшению его качества в целом. По результатам дискуссий большинство статей законопроекта подверглись той или иной правке.

Наши рекомендации