После освобождения крестьян подушная подать, разложенная сходом на отдельных домохозяев, собиралась с последних сельским старостою или особым сборщиком податей
ВВЕДЕНИЕ
Подушная подать-это основной прямой налог в России в XVIII веке, взимаемый в равном или почти в равном размере со всех лиц мужского пола. Возникновение подушной подати относится к царствованию Петра I. Ввиду необходимости правильного размещения и содержания регулярной армии, Петр указом 26 ноября 1718 года приказал в течение года взять ото всех правдивые "сказки", сколько у кого в какой деревне имеется душ мужского пола и "расписать на сколько душ солдат рядовой с долей на него роты и полкового штаба положа средний оклад". Для определения этого среднего оклада должно было, следовательно, разделить стоимость содержания солдата на число наличных податных душ, какое придется на него по затребованным сказкам. Эти сказки были получены и сосчитаны только к началу 1722 года; оказалось 5 миллионов душ; цифра вызвала подозрение Петра; в этом же году назначена была ревизия, т.е. проверка "сказок", обнаружившая значительные утайки.
Первоначально, в 1721 году подушный оклад положено было считать в 95 копеек с души; в 1722 году, в зависимости от предполагаемого увеличения числа душ, он был понижен до 80 копеек и, наконец, в 1724 году, когда началось взимание подушного налога, назначен был окончательный оклад в 74 копейки. Этот оклад падал одинаково как на крепостных людей, обязанным своим помещикам работой или оброком, так и на горожан и государственных крестьян. Чтобы уравнять эти две группы плательщиков, решено было обложить вторую из них добавочным сбором - оброчной податью. Горжане и после понижения общего подушного оклада до 74 копеек должны были платить подушных и дополнительных - 1 рубль 20 копеек. Впрочем, и 74 копеечный оклад собирался только в первый год; в 1725 году он был понижен до 70 копеек и в этом размере просуществовал до конца столетия.
По мысли Петра I, подушная подать должна была падать на всех лиц, не несших государственной службы и имевших пашню или промысел. Поэтому освобождались от подушной подати только дворяне, отправлявшие действительную службу, и духовные лица, занимавшие штатные места, и их дети; все остальные лица, даже дворяне, не несшие службы, подлежали налогу, причем так называемые "гулящие люди" должны были приписываться в посады, в ремесленники или садиться на землю. Но впоследствии подушная подать получила иной характер. При Петре III дворянство было освобождено от обязательной службы и от платежа податей. Таким образом, подушная подать осталась отличительным признаком низших, "податных" классов - мещан и крестьян.
С 1794 года начались сильные повышения подушного оклада, дошедшего в 1816 году до 3 рублей 30 копеек (в Сибири - 3 рубля); с 1840 года этот оклад был переведен на серебро и составил 95 копеек (в Сибири - 86); с 1861 года подушная подать опять повышается, но в размерах, неодинаковых для разных местностей и доходит от 1 руб. 15 коп. до 2 руб. 61 коп.
Подушная подать во все время своего существования была важнейшим прямым налогом. С уничтожением крепостного права, этот сословный налог, отличавшийся чрезвычайной тяжестью для населения (и без того обремененного косвенными налогами), большой неравномерностью (результатом чего была масса недоимок) и противоречивший началу общности обложения, сделался анахронизмом, и был возбужден вопрос об его отмене. 1 января 1887 года подушный налог прекратил свое существование и после этого срока продолжал взиматься только в Сибири.
Податное и неподатное население
Единицей обложения подушной податью была ревизская душа. Еще при Петре I все население было разделено на податное и неподатное.
Свободны от податей были, во-первых, потомственные и личные дворяне. Освобождение мотивировалось их обязательной службой, но с отменой ее в 1762 г. дворяне все-таки не были обложены податями. Свобода от податей была подтверждена и жалованной грамотой дворянству в 1785 г.
Освобождено было от платежа подушной подати и духовенство, причем освобождение это распространялось только на лиц, занимавших штатные места, и на их детей; остальные должны были поступить на службу или записаться в подушный оклад. Производились так называемые разборы духовенства с целью выделить из духовного звания лиц, подлежавших подушной подати; последний из таких разборов был при императоре Николае I C 1825 Николай I. (1796 - 1855). Третий сын Павла I..
Освобождено было от подушной подати не только православное духовенство, но и других христианских исповеданий, а также магометанской и ламайской веры. Далее, были освобождены: мурзы и князья татарского происхождения, все лица, состоявшие на государственной службе, придворные служители, медики, маклера, лица, получившие ученые степени, так называемые обельные вотчинники в Олонецкой губернии, коробовские белопашцы в Костромской губернии, купцы, почетные граждане и пр.
По десятой ревизии, всего освобожденных от платежа подушной подати было 3072328 душ, или около 10% общего числа жителей Европейской России.
К податным сословиям принадлежала вся масса сельских обывателей, под разными наименованиями, а также, до 1863 г., мещане, цеховые и рабочие в городах. Они подлежали внесению в ревизию.
При производстве ревизии в ревизские сказки вносились все лица податного состояния мужского пола. Этим фактом внесения в ревизию они уже были "положены в оклад", как выражался устав о податях. "Положение в оклад" могло происходить и в промежуток между двумя ревизиями и совершалось или по собственному желанию, или по закону.
По собственному желанию причислялись к податному состоянию лица, которым предоставлялось право поступать на службу или избрать род жизни (дети чиновников, причетников и т. п.). По закону причислялись: пропущенные по ревизии и возвратившиеся из бегов; лица, которым была предоставлена льгота, по истечении этой льготы; лица, возвращавшиеся в податное состояние (напр. монахи, оставившие свой сан). По ст. 417 устава о податях незаконнорожденные, несмотря на звание матери, а также подкидыши и не помнящие родства до совершеннолетия, причислялись, для одного лишь счета, к податному состоянию без согласия обществ. Остальные лица могли быть причислены только с согласия обществ, потому что последние были связаны круговой порукой в уплате подушной подати.
Число лиц, положенных в оклад, могло и уменьшаться исключением из оклада вследствие перехода известного лица из сословия податного в неподатное.
Для поступления на службу, если оно влекло за собою исключение из оклада, нужно было иметь, в большинстве случаев, согласие общества, так как оно обыкновенно обязывалось платить за выходящих из его состава подати до новой ревизии. На этом же основании требовалось, по общему правилу, согласие общества на увольнение из его состава или на причисление к нему.
Перечисление целых селений из сельского в юродское звание могло происходить только по высочайшему повелению, если оказывалось, что главное занятие жителей -- промышленность, а не земледелие.
Некоторым лицам, например, переселенцам, военнопленным, предоставлялись льготы по уплате подушной подати. В связи с подушной податью стояла и паспортная система , и все те ограничения свободы передвижения, которые устанавливало правительство с целью препятствовать податному населению уклоняться от платежа подушной подати.
Подушной подать считалась лежащею не на каждом лице отдельно, а на целом обществе или селении, по числу душ, состоявших в нем по ревизии и впоследствии причисленных. Размер подушной подати исчислялся, таким образом, посредством перемножения оклада на число лиц данного общества или селения, записанных в последнюю ревизию.
Раскладку подати между отдельными членами производило само общество, причем размер подати, которая фактически падала на ревизскую душу, мог быть выше или ниже нормы, установленной законом. Это зависело от того, увеличилось или уменьшилось число членов общества со времени последней ревизии. Получив окладной лист, общество составляло приговор, сколько и за сколько душ обязан был платить отдельный домохозяин.
Если общество состояло из нескольких селений, которые имели отдельное владение по землям, то общественный сход составлял приговор о распределении подушного налога между отдельными селениями, а селения уже на своих сходах распределяли его между отдельными домохозяевами. Приблизительно тот же порядок применялся при раскладке подати и у городских обывателей. Сущность правил, которыми руководствовались при раскладке подушной подати до 1860-х годов, заключалась в следующем:
а) городские жители руководствовались степенью богатства, торговли и промышленности отдельных домохозяев;
б) крестьяне дворцовые и государственные разлагали подать по тяглам;
г) раскладка между помещичьими крестьянами предоставлялась усмотрению помещиков и их управителей.
После освобождения крестьян из крепостной зависимости и уничтожения в 1863 подушной подати с городских обывателей общие правила для раскладки, которыми должны были руководствоваться сельские сходы, были указаны 69 ст. Устава о податях, которая гласила, что раскладка должна производиться "соответственно количеству земли, отведенной каждому семейству, и сообразно другим принятым между крестьянами местным правилам". Сборы за умерших, выбывших из общества и несостоятельных падали до новой ревизии на наличных членов общества, которое, таким образом, круговою порукою гарантировало правильную уплату подушной подати.
Сбор подушной подати
При введении подушной подати при Петре I провинции, на которые распространилась ревизия, были разделены на дистрикты, в которых были расположены войска. Начальство над войсками и жителями дистрикта поручалось командиру расположенных в нем войск. Для сбора подушной налога в каждом дистрикте избирался на один год помещиками, а где их не было -- простыми обывателями, особый комиссар, который собирал налог по третям. Сам плательщик должен был внести в особую шнуровую книгу, находившуюся у комиссара, сумму внесенного им налога. Сбор подати производился как деньгами, так и натурой.
В декабре каждого года помещики съезжались в полковой двор своего дистрикта для поверки комиссара и избрания нового; причем в случае жалоб на его действия они могли "его судить и наказывать по вине, за исключением смертной казни или публичного наказания".
Надзор за действиями комиссаров лежал и на командирах полков. Сбор податей у посадских людей производился магистратами, а где их не было, бургомистрами и их товарищами. Наблюдение за сбором податей принадлежало камер-коллегии и военной коллегии; главный надзор был возложен на сенат.
С 1736 г. сбор подушной лежал на губернаторах и воеводах, которым в помощь придавались отставные офицеры с рассыльниками из отставных солдат. Сборщики обязаны были принимать подушную подать не иначе, как в губернских канцеляриях.
При Елизавете ПетровнеС 25.11.1741 по 25.12.1761 Елизавета Петровна (1709 - 1761). Дочь Петра I. Возведена на престол гвардией. Сбор подушных денег в Москве был возложен на гильдейских старшин и старост. 31 января 1762 г. сбор подушной подати в деревнях был поручен помещикам, их приказчикам, старостам и выборным. С изданием в 1775 г. Учреждения о губерниях заведование сбором подушной подати перешло к казенным палатам. В это время установился и тот порядок собирания подушного оклада, который практиковался в XIX ст. до 60-х годов.
В городских обществах сбор подати производился старостами, с государственных крестьян, выбранными сборщиками податей, с помещичьих крестьян -- помещиками или их приказчиками и управителями.
После освобождения крестьян подушная подать, разложенная сходом на отдельных домохозяев, собиралась с последних сельским старостою или особым сборщиком податей.