Демократический режим
Демократический режим – предполагает некий конфликт экономических, политических, нравственных, религиозных и др. интересов, отражающих своеобразное положение различных социальных групп в общественной жизни.
Демократический режим — система методов и приемов, с помощью которых население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда парод реализует свою власть через выбираемые им представительные органы), принимая решения большинством с учетом интересов меньшинства.
Признаки демократического режима:
- население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии
(когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы); - решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
- базируется на гражданском обществе с его развитой структурой;
- предполагает существование правового государства, действие его принципов;
- выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
19. Место и роль государства в политической системе общества.
Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Государство – это особая суверенная территориальная организация политической власти, которая с помощью специально созданного аппарата управления и с привлечением национальных ресурсов обеспечивает выполнение как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, осуществляется на основе согласования общесоциальных, групповых и личных, индивидуальных интересов.
Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности». Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.
Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно:
1. выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;
2. является единственным носителем суверенитета;
3. обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;
4. обладает «силовыми» структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.);
5. обладает, как правило, монополией на правотворчество;
6. обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.).
20. Понятие и классификация функций Российского государства.
Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение в общественной жизни.
Функции выражают роль государства как важнейшей части надстройки над экономическим базисом. Они возникают и развиваются сообразно историческим задачам государства и служат для их претворения в жизнь.
Классификация функций:
1. По специфике объектов государственного воздействия:
· экономическая,
· политическая,
· экологическая,
· обороны и др.
2. По продолжительности действия:
· постоянные,
· временные.
3. По сфере деятельности:
· внутренние,
· внешние,
4. По степени общности:
· основные (наиболее общие комплексные направления его деятельности по осуществлению стратегических задач и целей, выполняющихся всеми государственными органами),
· неосновные (узкие стороны деятельности государства и осуществляемые одними, или несколькими органами).
21. Характеристика основных внутренних функций Российского государства.
Внутренние функции – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.
1. Экономическая функция:
· перестройка российской экономике,
· поддержка значимых производств,
· приватизация,
· создание условий для иностранных инвестиций и др.
2. Социальная функция:
· установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (заработная плата, пенсия и др.),
· поддержка социальных категорий граждан (пенсионеры, студенты, малообеспеченные, инвалиды и др.),
· обеспечение занятости населения и др.
3. Фискальная функция (функция финансового контроля):
· установление и сбор налогов,
· формирование федерального бюджета и др.
4. Функция охраны правопорядка:
· охрана прав и свобод граждан,
· борьба с преступностью,
· исполнение наказаний,
· охрана общественного порядка,
· профилактика правонарушений и др.
5. Экологическая функция:
· установление экологических стандартов,
· контроль за соблюдением экологического законодательства и др.
6. Функция развития культуры, науки и образования:
· государственная поддержка развития науки, культуры, образования, спорта и др.,
· сохранение историко-культурных памятников, музеев … и др.
7. Функция регулирования межнациональных отношений.
22. Характеристика основных внешних функций Российского государства.
Внешние функции – это основные направления деятельности государства на международной арене.
1. Функция обороны страны:
· укрепление вооруженных сил,
· развитие оборонной промышленности,
· охрана государственных границ,
· ведение разведки и др.
2. Функция обеспечения мира и поддержание мирового порядка:
· политическое сотрудничество с другими государствами,
· участие в работе международных организаций,
· сотрудничество в сфере борьбы с организованной преступностью и др.
3. Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ:
· совместная охрана границ,
· сотрудничество в различных сферах (политической, экономической, культурной ..) и др.
4. Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решение глобальных проблем.
23. Формы осуществления функций государства.
Формы осуществления функций государства – это упорядоченная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
- Правовая форма – деятельность органов государства, связанная с изданием и реализацией юридических актов, влекущая юридические последствия:
- правотворческая – деятельность по подготовке, принятию и изданию правовых актов,
- правоприменительная – деятельность по реализации нормативно-правовых актов путем принятия актов применения права,
- правоохранительная – деятельность по предупреждению правонарушений и привлечению новых лиц к юридической ответственности.
- организационная форма – однородная деятельность государственных органов, не влекущая юридических последствий:
- организационно-регламентирующие – деятельность по обеспечению функционирования государственных органов (подготовка проектов документов, организация выборов и т.д.),
- организационно-хозяйственная – оперативно-техническая, хозяйственная работа (бухучет, снабжение, статистика и т.д.),
- организационно-идеологическая – воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения функций государства (разъяснение вновь принятых НПА)
24. Механизм государства: понятие и структура.
Механизм государства – это система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства.
Характерные черты механизма государства:
- Представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, связанных между собой.
- Целостность его обеспечивается едиными целями и задачами,
- Основной элемент – государственный органы, обладающие властными полномочиями,
- «рычаг, сила» с помощью, которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретные результаты.
Структура механизма государства – это его внутренне строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, взаимосвязь и соотношение.
В юридической литературе существует два подхода к определению структуры механизма государства:
1. Состоит из государственных органов,
2. Состоит из нескольких единиц:
· государственные органы – находятся в тесной взаимосвязи и иерархической соподчиненности
· государственные учреждения, а также предприятия – наделенные общесоциальными функциями (музеи, учебные заведения, органы здравоохранения и др.)
· государственные служащие – их деятельность заключается только в управлении
· организационные и финансовые средства, а также принудительная сила, необходимая для обеспечения деятельности государственного аппарата
25. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Принципы – это исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.
Эти принципы закреплены в законах и обязательны для применения. В литературе выделяют несколько критериев определения принципов. Выделяют:
- общие и частные
- социально-политические и организационные
- принципы формирования и деятельности государственного аппарата
Принципы формирования государственного аппарата:
- принцип разделения властей – позволяет исключить произвол со стороны одной из ветвей власти
- принцип демократизма – выражается в широком участии граждан в формировании государственных органов (на референдуме, выборах)
- принцип федерализма – означает, что существуют государственные органы 2-х уровней, принцип отражает учет интересов субъектов федеративного государства
- общефедеративные
- субъектов федерации
- принцип равного доступа граждан к государственной службе – не существует ограничений ни по полу, ни по национальности и т.д.
- внепартийность государственной службы
- отделение ее от религиозных объединений (церковь отделена от государства)
Принципы функционирования государственного аппарата:
- принцип законности – отражает всеобщность требования соблюдать и исполнять законы всеми государственными службами
- принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Отражает требования ст.2 К РФ
- принцип гласности – обеспечение информирования населения о практической деятельности государственных органов (через средства информатизации населения)
- принцип иерархичности – соподчинение государственных органов различных уровней и обязательность решений вышестоящих органов у нижестоящих
- принцип сочетания выборности и назначаемости
- принцип сочетания коллегиальности и единоначалия.
- принцип профессионализма. Создает условия для использования наиболее квалифицированных кадров в деятельности государственного аппарата.
- ответственность служащих за принимаемые решения (юридическая и моральная ответственность)
26. Орган государства: понятие, признаки и виды.
Орган государства – это юридически оформленная организационно и хозяйственно обособленная самостоятельная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно властными полномочиями и необходимыми мощными средствами для осуществления задач и функций государства.
Признаки:
- самостоятельная часть государственного механизма,
- орган государства организован и действует на основании КРФ и иных законов,
- он наделен государственно-властными полномочиями, т.е. такими, которые позволяют ему принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию, применяя государственное принуждение,
- орган государства выполняет свойственные только ему задачи и функции. Для этого он наделяется соответствующей компетенцией. Орган наделен правом издания юридических актов, они содержат общие и индивидуальные правовые предписания,
- орган государства имеет соответствующую структуру, материальную базу, финансовые средства, необходимые для осуществления его компетенции,
- по общему правилу, орган государства состоит из коллектива государственных служащих – гражданин РФ, осуществляющий профессиональную деятельность на государственной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета.
Классификация органов государства:
- по юридическому источнику легитимности:
· первичные, устанавливаются для выполнения задач и функций государства (Президент, Федеральное собрание)
· вторичные, учреждаемые для функционирования первичных органов (администрация Президента, аппараты палат ФС)
- по принципу разделения властей:
- законодательные,
- исполнительные,
- судебные,
- по иерархии:
- федеральные,
- субъектов федерации,
- местные,
- по срокам полномочий:
- временные,
- постоянные,
- по порядку осуществления компетенции:
- коллегиальные,
- единоличные,
- по правовым формам деятельности:
- правотворческие,
- правоприменительные,
- правоохранительные,
- по характеру компетенции:
- органы общей компетенции,
- органы специальной компетенции (Государственная Дума).
27. Понятие, сущность и определение права.
Право – это система общеобязательных формально-определенных создаваемых или санкционируемых государством и им обеспеченных юридических норм, регулируемых поведение людей в соответствии с выраженной в нем государственной воли.
Признаки права:
- его связь с государством. Государство либо непосредственно принимает юридические нормы, либо санкционирует (признает) существующие правила поведения. Право обеспечивается государственным принуждением, применения санкций за его нарушения.
- государственно – волевой характер права. право – это продукт сознания и воли людей. Этот признак наиболее ярко проявляется во время проведения референдума. Здесь народ непосредственно выражает свою волю при принятии наиболее важной для него НПА, например КРФ. Волевой характер права проявляется в том, что оно реализуется через волевую деятельность людей (в форме исполнения, использования, соблюдения, применения, в правоотношениях). Право выступает формой выражения государственной воли общества. Это проявляется в различных формах социальной жизни по разному. Например: в семейном праве, в гражданском праве, отражаются частные интересы людей, а в экологическом праве – интересы всего населения.
- общеобязательность права. Право императивно, его требования категоричны. Особенностью этого признака является то, что общеобязательность права проявляется в особом юридическом смысле. Оно общеобязательно для всех людей, попавших в типичную жизненную ситуацию.
- формальная определенность. Право определяет вид и меру дозволенного поведения. Права и обязанности сторон четко определены, и имеют границы. За нарушение требований юридических норм наступает юридическая ответственность. Она фиксируется в санкциях эти норм. Этот признак права находит сове выражение в том, что нормы права создаются в НПА, нормативных договорах и иных формах права, право носит писанный характер.
- нормативный характер права. Означает, что оно состоит из норм правил поведения и отправных установлений.
- системность. Право это не сумма и не некая совокупность юридических норм. Оно имеет свою внутреннюю форму, структуру. Нормы права объединяются в институты и отрасли. Это позволяет праву действенно функционировать.
Подходы к сущности права:
- классовый подход, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса,
- обще-социальный подход, который рассматривает право, как выражение компромисса между классами, группами и слоями общества.
28. Понятие права в объективном и субъективном смысле.
Право в общественном смысле – это способность лица действовать определенным способом, или пользоваться каким – либо благом. Это право выражено в нормах закона, подзаконных НПА и других. Оно исходит от государства, не зависит от воли и желания конкретных людей, поэтому оно объективно.
Право в субъективном смысле – это вид и мера возможного поведения людей. Оно зависит от его воли, желания и возможности, права, законные интересы, подкрепление обязанностью государства обеспечить их нормами государственного принуждения.
Право в объективном смысле – это система юридических норм, выраженных в соответствующих НПА и иных формах права независящих от воли и желания отдельных лиц.
Право в субъективном смысле – это конкретные правомочия субъектов, вытекающие из НПА и иных форм права и зависящие от их воли и сознания.
29. Принципы права: понятие и виды.
Принципы права – основополагающие ключевые начала, исходные идеи, выражающие сущность права как особого социального регулятора.
Принципы права отражают основные закономерности права, его природу и представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо формулируются в законе, либо прямо вытекают из его смысла.
Правовые принципы играют важную роль в деле правового регулирования, ибо они определяют основные направления правового воздействия.
В зависимости от сферы распространения выделяют принципы:
- общеправовые – пронизывают всю систему права, все его отрасли и институты. На них основано правовое регулирование всех общественных отношений. Как правило, они закреплены прямо в законе.
· Принцип справедливости – означает, что все законодательство а также правоприменительная деятельность признаны способствовать утверждению справедливости в регулируемых отношениях и эта справедливость может иметь различные формы проявления: равноправие граждан, соответствие между трудом и вознаграждением за него, соответствие меры наказания тяжести совершенного преступления и т.д.
· Равенство граждан перед судом – означает, что все граждане независимо от их материального положения, национальности, вероисповедания признаются равными в правах и обязанностях, установленных законом. Это принцип из разряда вечных – везде неравенство, и равенство установить невозможно.
· Принцип гуманизма – гуманизм – система взглядов на общество и человека, основанная на идее уважения к ее правам и интересам. Гуманизм – один из основных принципов, на которых строится правовая система демократического государства. Данный принцип закреплен в ст.2 К РФ, где сказано, что человек, его права и свободы – высшая ценность.
· Принцип сочетания убеждения и принуждения – универсальные принципы/методы социального управления. Убеждать – значит склонять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле без силового давления. А принуждать – склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления. И задача государства – установить в праве их разумное сочетание.
· Принцип законности – все органы государственной власти, ОМС, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию и ее законы. Законы обладают высшей юридической силой по сравнению с остальными актами и действуют на всей территории страны.
- Межотраслевые – свойственны нескольким отраслям
· Принцип неотвратимости ответственности
· Принцип состязательности и гласности судопроизводства
· Презумпция невиновности и т.д.
- отраслевые – только внутри конкретной отрасли
· ответственность сторон в гражданском праве и т.д.
30. Соотношение экономики, политики и права.
Политика – это деятельность организаций, входящих в политическую систему общества, направленная на формирование и осуществление политической (государственной) власти.
Экономика – это система отношений в сфере производства, распределения и обмена материальными благами.
Право – это система общеобязательных, формально-определенных создаваемых и обеспечиваемых государством юридических норм, регулирующих общественные отношения.
Существует две точки зрения на их соотношение:
- Сформулирована К.Марксом, который утверждал основополагающее значение экономики, как базисного явления по отношению ко всем надстроенным явлениям, к которым относится и политика и право. Преобразования в экономике влекут изменения в политике государства и в праве. Экономические процессы - динамичны, а социальная жизнь статична.
- Приоритет политики по отношению к экономике, т.к. политика намечает пути и средства решения, стоящих перед обществом задач. Политика влияет на экономику троякими способами: ее деятельность соответствует развитию страны; либо ускоряет ее; либо тормозит. В третьем случае происходит кризис отношений между экономикой и политикой, результатом этого становится смена государственно-политического строя.
Право всегда вторично по отношению к политике и экономике. Оно производно от политики и служит средством ее влияния на экономику. Право – инструмент воздействия государства на все стороны как общественной жизни, так и экономического развития государство. Право объективирует, осуществляет и охраняет политические интересы и тем самым выполняет свою роль.
31. Правовая политика: понятие и основные приоритеты.
Правовая политика — это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности.
Правовая политика современной России должна складываться из следующих основных направлений, которые вполне могут считаться формами ее реализации.
1. Правотворческая форма воплощается преимущественно в принятии, изменении и отмене нормативных актов и договоров. Главная проблема здесь заключается не в количестве нормативных актов и договоров, а в том, чтобы они были увязаны в единую систему. Особенно бурно данная форма развивается сейчас в субъектах Федерации.
Впервые регионы получили право принимать законы — нормативные акты высшей юридической силы. Однако оказались не готовы к этому, ведь законотворчество предполагает достаточно высокий уровень правосознания и правовой культуры регионального депутатского корпуса.
2. Правоприменительная форма преимущественно воплощается в правоприменительных актах, документах индивидуального, персонифицированного характера. Особенностью данной формы является то, что в современных условиях значительно расширился субъектный состав правоприменения. Теперь активно, но не всегда, к сожалению, законно применяют право и негосударственные структуры: органы местного самоуправления, руководители частных фирм, банков, общественных объединений и т.п.
3. Правоинтерпретационная форма преимущественно воплощается в актах толкования правовых норм (интерпретационных актах). Особенностью данной формы является то, что после создания Конституционного Суда РФ и соответствующих судов субъектов Федерации (конституционных либо уставных) названное направление правовой политики вышло на новый уровень развития, ибо связано с формированием прецедентного права.
4. Доктринальная форма преимущественно воплощается в проектах правовых актов, в научном предвидении развития юридических ситуаций. Именно так разрабатывается идеология права как социального института, его цели, функции, принципы, дух и смысл, формируются новые отрасли, институты и нормы права, новые юридические конструкции, понятия, инструменты, прогнозируется эволюция юридических технологий и правовой жизни. Юридические воззрения и концепции чрезвычайно значимы для формирования модели правового регулирования, для совершенствования законодательства, для оптимизации методологии толкования юридических норм, для правореализационного процесса.
5. Правообучающая форма проявляется в подготовке юристов нового поколения, готовых творчески действовать в новой политико-правовой ситуации. Сейчас как никогда повышается роль высшего юридического образования, которое должно вырабатывать иммунитет у выпускников к негативным сторонам имеющейся юридической практики.
Существуют следующие принципы проведения правовой политики в современной России:
1. четкое обозначение приоритетов юридической деятельности, которые должны следовать из целей и задач Российского государства;
2. ориентация на достижимые в данной ситуации цели и применение реальных юридических средств;
3. комплексное и взаимообеспечивающее использование форм реализации правовой политики (правотворческой, правоприменительной, правоинтерпретационной, доктринальной, правообучающей);
4. результатами правовой политики выступает повышение качества и уровня правовой жизни оба и личности, что выражается в уверенности граждан, в гарантированное их статуса, в возможности планировать свою жизнь, в согласованности и предсказуемости действий власти.
32. Функции права: понятие и классификация.
Функции права – это основные направления воздействия права на общественные отношения. В них выражается социальное назначение права.
Виды функций права:
- общесоциальные
· культурно-историческая – право аккумулирует духовные ценности достижения человека (демократия, права человека, законность, социальная справедливость, правоспособность и др.)
· информационно-ориентирующая – нормативно-правовые акты и иные источники права содержат в себе информацию о последствиях тех или иных поступков
· воспитательная – происходит формирование у участников общественных отношений убежденности, целесообразности и справедливости предлагаемого порядка управления
· социальный контроль – происходит через стимулирование, поощрение и др.
В литературе выделяют функции права по сферам действия:
· экономическая
· политическая и др.
- специально юридические – это направление воздействия права, выражающее его сущность как государственного регулятора общественных отношений. С помощью юридической функции происходит упорядочение общественных отношений.
· Регулятивная функция- это направление правового воздействия, отражающее организацию отношений с помощью юридических приемов и средств (дозволений, поощрений, льгот и т.д.)
a. Регулятивно-статистическая функция – это закрепление в нпа основ конституционного строя, форм государства, порядка формирования и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, форм собственности, правового статуса граждан, ЮЛ и иных субъектов права
b. Регулятивно-динамическая функция – обеспечивает различные процессы (гражданский и торговый оборот, трудовые, финансовые отношения)
· Охранительная функция – это функция негативного регулирования. Она направлена на обеспечение нормального осуществления регулятивной функции, охрана нарушений права в целом. Ее задача - предупреждение и пресечение правонарушений, защита и восстановление нарушенных прав.
Обе функции взаимодействуют между собой в процессе правового регулирования общественных отношений.
33. Понятие и структура правосознания.
Правосознание – это форма общественного сознания, определяющая отношение к праву, к практике его применения со стороны отдельной личности, социальной группы и общества в целом.
Структура правосознания:
- Правовая психология – отражает эмоциональное отношение людей к праву и к практике его применения (чувства, переживания),
- Правовая идеология – характеризует научные рассуждения о праве и практики его применения (взгляды, убеждения, принципы).
Виды правосознания:
- По субъектам:
· Индивидуальное – отдельной личности,
· Групповое – присуще отдельной социальной группе,
· Общественное – всему обществу в целом.
- По уровню восприятия:
· Обыденное – складывается в процессе повседневной жизни человека, его жизненного опыта,
· Научное – характеризует теоретическое осмысление права и выражается в научных взглядах,
· Профессиональное – складывается в процессе практической деятельности юристов на основе их профессионального опыта.
Связь права и правосознания носит характер взаимодействия, т.е. такого соотношения когда между ними возникла встречная зависимость. С одной стороны, развитие и состояние правосознания во многом обусловлено законодательством – право в своих «текстах» способствует развитию тех или иных представлений и чувств. С другой стороны, - право и законодательство ограничены условием и характером сложившегося правосознания в обществе, зависят от него как в процессе правотворчества, так и в процессе правореализации.
34. Правовая культура: понятие и структура.
Правовая культура – это разновидность общественной культуры, отражающая уровень правовой жизни общества.
Признаки правовой культуры:
1. Определяется как творческая деятельность с одной стороны и как образ знания, мышления – с другой.
2. Связана с деятельностью человека,
3. Определяется только социально-полезными действиями,
4. Выступает гарантией свободы
5. обеспечивает правовую активность личности, социальной группы, общества в целом.
6. Характеризует уровень правосознания, законности, правопорядка.
Виды правовой культуры:
- По уровню восприятия,
· На обыденном уровне,
· На научном,
· Профессиональном.
- По субъектам:
· Индивидуальная
· Групповая
· Общественная
Структура правовой культуры:
- Правосознание,
- Правовая деятельность (образовательная, научная, профессиональная),
- Правовые отношения,
- Правомерное поведение субъектов правовой жизни,
- Законность и правопорядок,
- Правотворчество и правоприменения,
- Юридическая техника.
35. Правовая система общества: понятие и структура. Соотношение права и правовой системы.
Правовая система общества – это совокупность разнообразных юридических явлений, органически взаимосвязанных между собой и направленных на регулирование отношений, складывающихся в обществе.
В структуру правовой системы входят следующие главные элементы:
1. право (законодательство);
2. юридическая практика;
3. господствующая правовая идеология.
Типы правовых систем:
- Научные правовые системы – законодательство, уровень правового сознания общества, юридическая практика государства,
- Правовые семьи – совокупность национальных правовых систем, характеризуется общими источниками права с сходными особенностями культурного, исторического развития.
Соотношение права и правовой системы:
Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. Если под правом понимается система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, то под правовой системой — явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей.
Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества.
Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии (как главных элементов правовой системы) в нее входят и другие слагаемые: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п.
Понятие «правовая система» выражает собой комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества.
36. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь.
Технические нормы – правила поведения, регулирующие отношения человека с предметами окружающей среды, природы с различными техническими средствами. Они обеспечивают использование природных ресурсов, безопасность людей в процессе производства, потребления материальных благ.
Признаки, отличающее технические нормы:
- субъект, который бывает только один,
- объект – явления окружающей среды.
Некоторые технические нормы представляют такое большое значение для людей, что нуждаются в их юридическом закреплении. Они называются техникоправовыми. Оставаясь по своей природе техническими, они закрепляются в НПА. Их нарушение влечет за собой юридические последствия. Например: правило техники безопасности, дорожного движения, противопожарной безопасности.
Социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми по поводу каких-то объектов.
Признаки социальных норм:
- наличие не менее двух субъектов,
- в качестве объекта выступает какие- либо благо.