Славяне в Крыму. Крым и Киевская Русь
Славяне появились в Крыму еще в первые столетия нашей эры. Отдельные историки связывают их появление на полуострове с так называемым великим переселением народов III—VIII вв. н. э. Наиболее выразительные следы славянской культуры, выявленные археологами, относятся ко временам Киевской Руси. Например, при раскопках на холме Тепсель (возле нынешнего поселка городского типа Планерского) обнаружено, что там долгое время существовали славянские поселения, возникшие в XII— XIII вв. Открытый на холме храм по своему плану близок к храмам Киевской Руси, а раскопанная в одном из жилищ печь напоминает древнерусские. То же можно сказать и о найденной при раскопках керамике. Остатки древнерусских церквей выявлены в различных регионах полуострова, большая часть из них находится в восточном Крыму. Фресковые росписи и штукатурка, судя по фрагментам, найденным в этих руинах, близки к подобному материалу киевских соборов XI—XII вв.
Письменные источники свидетельствуют, что Крым еще в начале IX в. попадает в сферу влияния древнерусских князей. Например, житие Стефана Сурожского рассказывает, что в первой четверти IX в. русский князь Бравлин напал на Крым, овладел Херсоном, Керчью и Судаком (часть историков считают этот эпизод полулегендарным).
В середине XI в. древние русы начинают оседать в Приазовье, овладевают греческим городом Таматархой, позднейшей Тмутараканью — столицей будущего древнерусского княжества. Источники дают основание полагать, что к середине X в. власть киевских князей распространялась и на часть земель в Крыму и прежде всего на Керченский полуостров.
В 944 г. киевский князь Игорь посадил своего наместника в Крыму, вблизи Керченского пролива, вытеснив оттуда хазар. Точно установить границы владения русских земель в Крыму в этот период сложно. Но о возросшем влиянии русов в Крыму свидетельствует текст договора, заключенного Игорем с Византией после неудачного похода на Константинополь в 945 г.: «А о Корсуньской стране: елико же есть городов на той части, да не имуть власти князи Рускии... и та страна не покоряется вам», т. е. киевскому князю. Этим договором Вазантия стремилась ограничить влияние русских князей в Крыму, используя поражение русов в 945 г. Этим же договором киевский князь обязался защищать Корсуньскую землю от черных болгар, что было возможно лишь при условии сохранения за Игорем определенной территории в восточной части Крыма или на Тамани, где в то время складывалось будущее Тмутараканское княжество.
Сын Игоря Святослав сумел укрепить влияние киевских князей в Крыму, особенно в период 962—971 гг. Лишь неудачный поход Святослава в Болгарию вынудил его пообещать византийскому императору не претендовать «ни на власть Корсуньскую, и елико есть городов их, ни на страну Болгарську». Но это было временное отступление Руси в Крыму. Сын Святослава Владимир осуществил в 988 г. поход на Корсунь и овладел городом.
Византии пришлось подписать с Киевским князем договор, которым признавались его владения в Крыму и Приазовье. Благодаря этому договору Киевская Русь получила выход к Черному морю и укрепила зависимое от нее Тмутараканское княжество. После корсуньского похода к этому княжеству был присоединен город Боспор с округом, получивший русское название Корчев (от слова «корча» — кузница, нынешняя Керчь).
В течение всего XI в. Тмутараканское княжество, в том числе его земли на Крымском полуострове, принадлежало Древней Руси. В конце XI в. упоминания о Тмутаракани из летописи исчезают, но, очевидно, еще до середины XII в. Керченский полуостров и Тамань были русскими. Во второй половине XII в. Тмутараканское княжество пало под ударами половцев, кочевавших в Северном Причерноморье.
О том, что земли на Керченском полуострове принадлежали киевским князьям, говорит целый ряд письменных источников. Идриси называл Керченский пролив «устьем Русской реки» и знал в этом регионе даже город с названием «Россия» (Можно предположить, что это русский Корчев, который, по сообщению византийского источника 1169 г., какое-то время назывался «Россия»). На средневековых европейских и азиатских картах Крыма сохранилось немало названий городов, свидетельствующих о давнем и длительном пребывании на полуострове русов: «Косаль ди Россиа», «Россиа», «Россофар», «Россо», «Росика» (вблизи Евпатории) и др.
Половецкое, а затем монголо-татарское нашествие надолго отрезало Крым от Киевской Руси.
13.Тмутараканское княжество. Политическое устройство, социально-экономическая жизнь.
В истории древнерусского полуанклава на берегах Керченского пролива - Тмутараканского княжества - остается очень много пробелов. Например, первое упоминание о нем в русских летописях значится под 988 г., когда киевский князь Владимир Святославич отправил княжить в Тмутаракань своего юного сына Мстислава, но обстоятельства, при которых эти земли перешли во владение киевских князей, и время, когда это случилось, остаются предметом спора современных историков. Достоверно неизвестно, кому принадлежали эти земли до прихода русских. Мы не знаем точных границ Тмутараканской земли и времени, когда Тмутаракань перестала быть русским княжеством.
По одной версии, тмутараканский стол был захвачен Святославом во время похода на хазар еще в 965-966 гг. По другой - эти земли во время захвата киевским князем Владимиром Корсуни (средневековый Херсон, современный Севастополь) были пожалованы византийцами русскому князю за обязательство оберегать крымские владения империи от набегов кочевников.
Сохранилось немало достоверных сведений о Тмутараканском княжестве. Можно с уверенностью говорить, что территория его включала Керченский полуостров с городом Корчев (греческий Боспор, современная Керчь) и Таманский полуостров, где находилась столица княжества город Тмутаракань (греческая Таматарха, Матраха, современная станица Тамань). Вероятно, Тмутараканскому княжеству принадлежали и некоторые участки берега Восточного Приазовья, где издавна находились богатые рыбные промыслы.
Жители побережий Керченского пролива занимались земледелием и скотоводством, ловили рыбу, которой изобиловали воды Азовского и Черного морей. В городах процветали ремесла, прежде всего гончарное производство. Но самым важным занятием жителей княжества, расположенного на пересечении торговых путей, была торговля, которая приносила большие доходы горожанам и государству.
Население княжества было пестрым. Здесь проживало немало греков, осевших в городах и селениях тюркских кочевников, в том числе хазар, еврейских купцов и ремесленников, а также выходцев с Кавказа, прежде всего зихов и алан. Со временем появился и заметный славянский слой, представленный княжескими людьми, дружинниками, купцами, ремесленниками и священнослужителями.
Город Тмутаракань являлся местопребыванием главы Зихской епархии, подчинявшейся непосредственно Константинопольскому патриарху. Известны свинцовые печати архиепископа Антония, возглавлявшего епархию в середине XI в.
Князь Мстислав был весьма энергичным правителем. По сообщению «Повести временных лет», в 1022 г. он отправился походом на касогов. Они выступили ему навстречу. Вел их князь Редедя. Оба князя имели крепкое сложение и отличались силой, поэтому согласились разрешить спор поединком, чтобы не губить с моих людей. По обычаям того времени они боролись без оружия, и только победитель имел право убить побежденного. Победа досталась Мстиславу. Согласно договоренности тмутараканский князь получил землю, власть над касогами, имущество и семью побежденного.
Уже в следующем году Мстислав, опираясь на свою дружину, подвластных ему касогов и хазар (жителей княжества), выступил против своего брата Ярослава и борьбе за киевский престол. Разбив Ярослава, он получил половину Руси со столицей в Чернигове. Вскоре Мстислав покидает Тмутаракань, которая отныне управляется его доверенными лицами.
Позднее здесь правил князь Глеб, известный тем, что измерил расстояние от Тмутаракани до Корчева по льду в 1068 г. и увековечил это событие надписью на знаменитом Тмутараканском камне, найденном на Тамани в конце XVIII в. Некоторое время здесь княжил Ростислав Всеволодович, скрывавшийся от киевского к и язя. Он был отравлен греками по наущению великого князя Святослава. Здесь и позднее не раз находили убежище князья-изгои.
Самым известным тмутараканским князем был Олег Святославич (в крещении Михаил). Впервые он прибыл в Тмутаракань в 1078 г. и, также как Ростислав, скрывался здесь от своих недругов. Потерпев поражение в борьбе за черниговское княжение, он был предан половцами, схвачен «козарами» в Тмутаракани и выдан византийцам. Его судьбу определила смена власти в Константинополе. При покровительстве нового императора Византии Сохранилась свинцовая печать с изображением того же архангела и греческой надписью: «Господи помоги Михаилу, архонту Матрахи, Зихии и всей Хазарии». Деятельный и удачливый политик, Олег одиннадцать лет княжит в Тмутаракани, но внимательно следит за событиями в Киеве, мечтая занять черниговский престол. И после смерти в 1093 г. последнего из Ярославичей - Всеволода, осознав, что новый великий князь Владимир Мономах еще слаб, в 1094 г. со своими союзниками - половецкими ханами осуществляет свою мечту - утверждается в Чернигове. После этого события Тмутаракань уже не упоминается в летописях как русское владение.
С Тмутараканью тесно связана и история русской церкви. Кроме построенной Мстиславом церкви во имя Богородицы, в благодарность за дарованную девой Марией победу над Редедей здесь вблизи города был основан русский монастырь.
Основателем его явился монах Никон, известный как один из первых русских летописцев и духовных столпов Руси того времени, сподвижник святого Феодосия Печерского. Влияние Никона на духовную и культурную жизнь Киевской Руси невозможно переоценить. Никон подолгу жил в Тмутаракани и иногда выполнял дипломатические поручения горожан. Вероятно, именно здесь он приступил к созданию нового летописного свода, который закончил уже в Киеве.
После прекращения древнерусского княжения в Тмутаракани русские люди еще долго продолжали жить на Тамани, а русский язык использовался здесь даже в середине XIII в.