Специфика археологии как исторической науки
Объект исследования в археологии. Основные особенности археологических источников (вещественность, ископаемый характер и др.). Методы археологического исследования (понятие «комплекс», типология, относительная и абсолютная хронология, пространственный анализ). Доисторическая и историческая археология (сходства и различия).
Основные этапы становления археологии как науки
Греко-римская традиция (Гесиод, Лукреций Кар). Антикварный период и его значение в истории археологии. Значение открытий в Помпеях для понимания историзма и аутентичности и археологии. Становление «системы трех веков» (К. Ю. Томсен и Й. Ворсо). Французская школа палеолита и создание периодизации каменного века (Буше-де-Перт, Габриэль де Мортилье). Создание типологического метода Оскаром Монтелиусом.
Археологическая периодизация
Основы периодизации (технологический критерий, относительная и абсолютная хронология). Структура археологической периодизации. Основные этапы (последовательность, абсолютная датировка). Зависимость темпов культурного развития от древности периода и территории.
Ранние этапы становления культуры (нижний и средний палеолит)
Понятие «культура». Проблема происхождения человека. Основные культурные достижения эпохи нижнего палеолита (основные черты олдувайской и ашельской индустрии, расселение человека, освоение огня, строительство жилищ, охота на крупных животных). Первые свидетельства духовной культуры (проблема «медвежьих пещер», мустьерские погребения).
Материальная и духовная культура верхнего палеолита
Появление Homo sapiens и завершение процесса антропогенеза. Хронологические и территориальные рамки верхнего палеолита. Основные культурные достижения в сфере материальной культуры (пластинчатая индустрия, широкое использование кости, «мамонтовая» архитектура). Общая характеристика погребальных памятников и искусства эпохи верхнего палеолита. Проблема происхождения искусства.
«Неолитическая революция»: причины и последствия
Концепция В. Г. Чайлда. Понятие «неолитическая революция». Докерамический неолит Ближнего Востока. Роль изменений климата в формировании первых культур с производящим типом экономики. Последствия перехода к производящему хозяйству (демографический взрыв, появление монументальной архитектуры, формирование сегментарных обществ).
Культурно-историческое значение открытия металлургии меди и бронзы
Особенности цветной металлургии. Древнейшие металлические изделия (VIII-VII тыс. до н. э.). Открытие пирометаллургии и начало эпохи энеолита. Роль металлов в функционировании систем престижной экономики. Первые клады металлических изделий. Основные сферы применения металлических изделий. Обмен металлами в эпоху энеолита и бронзового века.
Начало железного века на Ближнем Востоке и в Европе
Особенности черной металлургии. Древнейшие железные изделия (III-II тыс. до н. э). Кризис рубежа 13/12 вв. до н. э. и его роль в распространении железоделательного производства. Формирование «культурных миров» раннего железного века на территории Европы.
Скифская культура
Понятие «ранние кочевники». Ранний железный век на территории евразийских степей (общие черты, понятия «скифская триада» и «культура скифского типа»). Письменные источники о скифах. Архаический период в развитии скифов. Поход Дария на скифов. Классический период в развитии скифов. Кризис III в до н. э. и конец скифского господства в причерноморских степях.
Проблема происхождения славян по письменным и археологическим источникам
Методы этно-исторической реконструкции в археологии. Письменные источники о славянах (Иордан, Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег, «Повесть временных лет»). Территория склавинов по письменным источникам и соответствующая ей в археологии пражско-корчагская культура. Территория расселения антов по письменным источникам, соответствие с археологической пастырской культурой. Антские клады как характерный признак культуры.
IV. Этнология
Объект изучения этнографической науки. Основные отечественные теории этноса (Арутюнов С.А., Бромлей Ю.В., Гумилёв Л.Н.)
Предмет этнографической науки. Понятия «культура» и «традиционная культура» в этнографии.
Хозяйственно-культурная классификация народов мира.
Антропологическая и лингвистическая классификации народов мира.
Полевой метод в этнографии.
Сравнительно-исторический и структурно-типологический методы в этнографии.
Архаические общества и культуры (на выбор – аборигены Австралии, Амазонии, бушмены).
Высокие цивилизации. Определение понятия и характеристики культуры (на выбор одна из цивилизаций Америки или Африки).
Этнический состав Европейской части Российской Федерации. Общая характеристика одного из коренных народов региона.
Этнический состав Азиатской части Российской Федерации. Общая характеристика одного из коренных народов региона
V. История культуры
Античное наследие в западноевропейской культуре эпохи средних веков и Нового времени.Итоги развития греко-римской цивилизации. Христианство и язычество. Переход от античности к средневековью в Западной Европе. Преодоление в исторической науке XX века упрощенных представлений о решающей роли варварских вторжений в культурном упадке раннего средневековья. Роль христианской церкви в сохранении античного наследия. Пути рецепции античного культурного наследия в средневековой западной Европе. Роль античного наследия в формировании культуры Возрождения. Культура классицизма в архитектуре, изобразительном искусстве, литературе, театре, музыке и сфере образования. Концепции и категории античной культуры в науке, философии и социально-политической мысли Нового времени.
Основные тенденции развития культуры стран Западной Европы в средние века.Преодоление ренессансных и просветительских негативных оценок западноевропейской средневековой культуры в исторической науке XX века. «Народная» и «ученая» культура средневековья. Основные этапы развития средневековой культуры. Стили художественной культуры. Культура отдельных сословий: городская, рыцарская. Современные научные категории исследования средневековой культуры. Понятие о ментальности. Пространственно-временные представления в средние века.
Культура стран Западной Европы эпохи Возрождения: основные тенденции и национальная специфика (в последнем случае конкретизация по выбору экзаменующегося).Понятие о Возрождении и гуманизме в зарубежной и отечественной историографии. Основные концепции Возрождения (культурно-историческая эпоха, тип культуры, т.н. «мировое Возрождение»). Зарождение и периодизация культуры Возрождения в Италии. Формирование нового типа личности, появление новых пространственно-временных представление и их воплощение в художественной культуре. «Северное Возрождение». Христианский гуманизм. Судьбы ренессансной культуры в эпоху Реформации.
Культура стран Западной Европы эпохи Просвещения: основные тенденции и национальная специфика (в последнем случае конкретизация по выбору экзаменующегося).Проблемы хронологии и периодизации эпохи Просвещения. Зарождение просветительской мысли в Англии. Связь Просвещения с научной революцией XVII века. Характерные и специфические черты культуры Просвещения во Франции и Германии. Влияние социально-политической и идеологической борьбы на культуру Просвещения. Проблемы соотношения религии и нравственности в культуре Просвещения. Просветительские категории рационализма и свободомыслия и их воздействие на социально-политическую мысль и художественную культуру эпохи.