Основные принципы идеологии белорусского государства
Выдающийся украинский и русский языковед XIX века Александр Потебня справедливо заметил, что «никто не имеет права влагать в язык народа того, чего сам этот народ в своем языке не находит»48. Эту мысль Александра Потебни с полным основанием следует отнести и к идеологии.
Фундаментальное влияние общерусской (восточнославянской) цивилизации на формирование белорусского национального характера не вызывает сомнений. В связи с этим важное значение имеет выяснение характерных признаков восточнославянской цивилизации, которые одновременно являются сущностными понятиями идеологии белорусского народа. Перечислим их.
47 О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию. Минск, 2003, с. 21.
48 Потебня А. Мысль и язык. Харьков, 1892, с. 146.
Социальная справедливость. Это понятие выстрадано нашим народом в ходе своей многовековой истории. Социально-политический идеал белорусов — общество социальной справедливости и равенства, а не конкурирующих между собой людей. Вот почему принципы рыночной экономики нельзя экстраполировать на социально-политические и человеческие отношения. В противном случае будет создано не демократическое общество, а олигархическое, не гуманное, а антигуманное, не правовое, а беззаконное.
Народовластие. Это понятие в истории нашего народа сформировалось в противовес западно-латинскому принципу общественного и государственного устройства. Понятие народовластия получило свое окончательное оформление на рубеже XVI-XVII веков, когда на территории Беларуси учредилась широкая сеть православных братств. Деятельность братств отражалась на всех институтах восточнославянской цивилизации, начиная от устройства церковных организаций и кончая гражданскими сообществами. Историческое значение православных братств состоит в том, что они в труднейших условиях сумели убедить белорусское общество в необходимости возложения защиты национального развития от посягательств иезуитов и правительства Речи Посполитой на плечи самого народа. По глубокому замечанию Михаила Кояловича, «история западной России получает с тех пор по преимуществу народное направление»49. Эта исключительная роль православных братств в истории Беларуси дает право говорить о феномене народного правления в противоположность западно-латинскому деспотизму, который являлся главным орудием духовного, национального и социального угнетения белорусского народа. Православные братства, за исключением денационализированных магнатов и высшей православной иерархии - митрополита и епископов, которые отреклись от своей цивилизации, объединили вокруг себя весь белорусский народ.
Коялович М. Чтения по истории Западной России. СПб., 1884, с. 207.
Православные братства, являясь выразителями интересов трудового люда Беларуси, по мысли Михаила Кояловича, «составляли исключение не только в западнорусской церкви, но и во всем мире христианском»50.
Труд и солидарность государству, обществу, гражданам нужны не реформы ради «рыночной экономики», не конкуренция в ущерб человеческой солидарности, не лицемерная благотворительность богатых в пользу бедных, не отстранение государства от решения экономических и социальных проблем ради якобы свободы частного предпринимательства, а трудовая и эффективная экономика, работающая в интересах народа. Человек труда, труженик - вот кто образует стержень идеологии белорусского государства.
Дружба народов, прежде всего братских народов - белорусов, русских, украинцев. Общество не может продвигаться по пути прогресса без идеологии доверия и взаимного уважения между людьми различных национальностей, без объединения их усилий, без использования их гуманистического и созидательного потенциала.
Союзность. Особенность исторического развития Беларуси состоит в том, что белорусская государственность изначально формировалась как союзная государственность. Именно не уния, а союз. Общеизвестно, что попытки польской шляхты привлечь белорусское крестьянство к своей борьбе против России всегда терпели крах. Ибо белорусы прекрасно понимали, что их враг - не Россия, а польский пан и латинский иезуитизм. Сами иезуиты, видя провал своего миссионерства в среде белорусов, в сердцах произносили: «Грубый и окаменелый в схиме (православии - Л.К.) народ». Еще после первого раздела Речи Посполитой та часть нашего народа, которая осталась во власти польского правительства, в своем прошении на имя Екатерины II высказывала следующую мысль: «Когда же и для нас взойдет солнце, когда и мы будем присоединены к единоверной России, избавимся от ига польского!»51.
Коялович М. Литовская церковная уния. СПб., 1859. Т. 1, с. 73. 51 Коялович М. Лекции по истории Западной России. М., 1864, с. 364.
Разделы Речи Посполитой в конце XVIII века подвели черту под целым периодом истории Беларуси, когда последняя наконец-то освободилась от неестественной и гибельной унии с Польшей. Это признавали великие европейские демократы, нисколько не симпатизировавшие России. В частности, Ф.Энгельс писал: «Поляки никогда не совершали в истории ничего, кроме храбрых драчливых глупостей. Нельзя указать ни одного момента, когда Польша даже по сравнению с Россией играла бы прогрессивную роль или вообще совершила бы что-либо имеющее историческое значение». Прогрессивное значение вхождения Беларуси в состав Российской империи заключается в том, что, находясь в лоне своей родной восточнославянской цивилизации, белорусский народ избежал денационализации и тем самым сохранил предпосылки для последующего национального и государственного возрождения.
Поэтому принцип союзности является атрибутивным признаком всей структуры идеологических ценностей нашего арода. Вот почему образование белорусско-российского Союзного государства соответствует духу идеологии белорусского народа.
Упорное насаждение в нашем Отечестве западных ценностей, уже дискредитировавших себя на Белой Руси в XVI-XVIII веках, кроме недоумения и тревоги ничего вызвать не может. Подобные ценности ведут к смене пространственно-временных и духовно-нравственных ориентиров нашего народа, к отрыву Беларуси от своей общерусской цивилизационной природы. Только идя исторически апробированной общерусской цивилизационной дорогой, дорогой союзной государственности, может плодотворно развиваться белорусская национальность и белорусская государственность.