Государственные преобразования при Александре I и Николае I: органы центрального и местного управления; проект Уставной грамоты Российской империи 1820 г

В рассматриваемый период Россия по форме правления оставалась абсолютной монархией. На фоне дальнейшей централизации и бюрократизации государственного аппарата формируются противоречия между феодально-крепостническим строем и разви-

вающимися капиталистическими отношениями, углубляется кризис крепостнической системы, нашедший отражение во всех сферах жизни страны, укрепляются внешнеэкономические позиции России как многонационального государства. Вышеуказанные предпосылки обусловили государственные преобразования, результатом которых стало учреждение в 1810 г. Александром I Государственногосовета, как высшего законосовещательного органа. Председателем Совета являлся император, который назначал членов Совета в количестве от 8 до 40. Основной функцией Совета являлась подготовка различных законопроектов и приведение всей правовой системы страны к единообразию.

Совет состоял из 5 департаментов (законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии и дел царства Польского). Роль Совета снижается с учреждением в 1826 г. Николаем IСобственной Его Величества канцелярии,

возглавившей всю систему центральных отраслевых органов государственного управления и получившей законотворческие полномочия. Канцелярия состояла из 6 отделений:

1-е отделение контролировало деятельность министров и министерств, готовило законопроекты к рассмотрению;

2-е отделение занималось кодификацией и обобщением юридической практики;

3-е отделение руководило борьбой с государственными преступлениями;

4-е отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями;

5-е отделение готовило реформу управления государственными крестьянами;

6-е отделение занималось подготовкой материалов по управлению Кавказом.

Сенат становится высшим судебным органом государства, его департаменты - высшими апелляционными инстанциями для губернских судов.

В1802 г. с принятием манифеста ≪Об учреждении министерств≫ меняется структура центральных органов управления: коллегии заменяются отраслевыми министерствами,действующими по принципу единоначалия. Новыми по существу являлись Министерство внутренних дел и Министерство просвещения. Министры назначались императором, их власть определялась как высшая исполнительная, подчиненная непосредственно императору. Для решения межведомственных вопросов в 1802 г. был создан Комитет министров.

ГОСУДА́РСТВЕННАЯ УСТА́ВНАЯ ГРА́МОТА Российской империи, проект конституции, подготовленный по указанию императора Александра I Павловича его представителем при Административном совете Царства Польского Н. Н. Новосильцевым в 1819.

О намерении ввести конституцию в России Александр I заявил на открытии сейма Царства Польского 15 (27) марта 1818. Тогда же он поручил Новосильцеву разработать проект конституции. К этой работе были привлечены чиновники канцелярии Новосильцева — П. А. Вяземский и П. И. Дешан. К осени 1820 был подготовлен окончательный текст Государственной уставной грамоты, состоящей из шести глав. Многие ее положения совпадали с Конституцией Царства Польского 1815.

Государственная уставная грамота предусматривала создание в России двухпалатного Государственного сейма, состоящего из Сената и Посольской избы, а также двухпалатных сеймов на местах. К компетенции Государственного сейма относилось утверждение законов и бюджета, но за императором закреплялось право законодательной инициативы и право вето. Депутатов избирали от дворянских уездных собраний и городских обществ. Соответственно избирательные права получали владевшие недвижимостью дворяне, а от городских обществ — владельцы недвижимости, лица с высшим образованием, предприниматели, купцы первых двух гильдий, цеховые мастера. Право избирать получали лица старше 25 лет, а быть избранными — старше 30 лет и имевшие определенный имущественный ценз.

Положения Государственной уставной грамоты предусматривали территориально-административную реформу в стране: вся территория империи разделялась на наместничества (каждое из нескольких губерний). Провозглашались разделение административной и судебных властей, независимость судей, равенство подданных перед законом, неприкосновенность личности и собственности, свобода печати и вероисповедания. Проект конституции не был опубликован, но был известен широкому кругу лиц. С ее идеями связана преобразовательная деятельность А. Д. Балмашова на посту генерал-губернатора центральных губерний. Ряд положений Государственной уставной грамоты нашел свое отражение в Конституции Н. М. Муравьева. Впервые Государственная уставная грамота была опубликована польскими повстанцами в 1831. Позднее, в 1837 ее опубликовал английский публицист Р. Уркварт, а в 1861 — Вольная русская типография А. И. Герцена в Лондоне.

Вопрос 31

Правовой статус сословий в первой половине ХIХ в. Попытки юридического решения крестьянского вопроса: Указы «О вольных хлебопашцах» 1803 г. и «Об обязанных крестьянах» 1842 г.
Во второй половине XVIII — начале XIX в. шел процесс разложения феодально-крепостнического строя и развития буржуазных отношений, который привел к изменению классовой структуры российского общества. Зарождались новые классы — буржуазия и пролетариат. Все население по-прежнему делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городских жителей.
Господствующим классом являлось дворянство. Экономическое и политическое могущество дворян основывалось на землевладении и праве эксплуатировать крестьян, живших на принадлежавших дворянам землях. Они обладали монопольным правом на владение крепостными людьми. Представители дворянского сословия занимали все важные должности в органах государственного управления. Феодальное государство стремилось усилить позиции дворян.
Дворянское звание рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное, распространявшееся на всех членов семьи дворянина. Дворянство обладало такими привилегиями, как свобода дворян служить, оставлять службу, выезжать в другие государства, отказываться от подданства.
Среди личных прав дворян можно отметить: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний и т. д. К имущественным правам дворянства относились следующие: право собственности; права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества; право иметь в городах фабрики и заводы; право вести торговлю наравне с купечеством и др.
С увеличением земельного ценза на выборах усилились роль крупных землевладельцев в дворянских сословных органах и их влияние на местное управление.
С 1798 г. военнослужащие, не являвшиеся дворянами, не представлялись к офицерскому званию, а все офицеры-недворяне были уволены с военной службы.
Духовенство по-прежнему делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). В развитии правового положения духовенства необходимо отметить два следующих момента.
С одной стороны, представители духовенства получили большие привилегии: они и их дети были освобождены от телесных наказаний, дома духовенства освобождались от поземельного сбора, от постоя и т. д.
С другой стороны, самодержавие старалось ограничить духовное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церквах.
Наиболее преданных служителей церкви власть стремилась привязать к своей социальной среде, где господствовала дворянская аристократия. Награжденное орденами духовенство приобретало дворянские права. Таким образом самодержавие хотело превратить духовенство в немногочисленную и управляемую социальную группу.
Основную массу населения составляли феодально-зависимые крестьяне. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных.
В 1801 г. был принят Указ, в соответствии с которым купцам, мещанам и всем крестьянам (помещичьим крестьянам — Указом 1803 г.) было предоставлено право покупать земли.
В соответствии с Указом 1803 г. о вольных хлебопашцах помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп. До крестьянской реформы 1861 г. вольными хлебопашцами стали около 112 тыс. человек.
В 1816 г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Они были обязаны заниматься сельским хозяйством и нести военную службу. Им запрещалось торговать, уходить в город, их жизнь регламентировалась Воинским уставом.
В целях развития промышленности в 1818г. был издан Указ, который разрешил всем крестьянам учреждать фабрики и заводы.
В 1842 г. был принят Указ об обязанных крестьянах. В соответствии с этим актом помещики могли предоставлять крестьянам землю в арендное пользование, за что те должны были выполнять установленные договором повинности.
В 1847 г. для управления государственными крестьянами было учреждено Министерство государственных имуществ.

Вопрос 32

Наши рекомендации