Регулирование политического поведения
Политическое поведение, как и любое поведение людей, регулируется обществом и государством в различных формах.
Во-первых, велико значение правового регулирования. Законы содержат нормы, которые в интересах безопасности общества и государства, охраны нравственности устанавливают ограничения на использование гражданских прав и свобод. Например, право собираться на митинги, демонстрации, пикетирование ограничено указанием на то, что они должны проходить мирно, без оружия. Террор, организация массовых беспорядков и т. п. относятся к числу преступных действий и влекут за собой уголовную ответственность.
Во-вторых, важно, чтобы в обществе утверждались демократические ценности, определяющие цивилизованные правила игры на политической арене. Политические и моральные правила могут влиять на политическое поведение тогда, когда они поддерживаются общественным мнением.
В-третьих, большое значение имеет организованность субъектов политики. Наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона, уменьшает роль стихийных проявлений в политической жизни, делает политическое поведение более ответственным, увеличивает возможность его регуляции.
В-четвертых, политическое образование и распространение правдивой политической информации делают политическое поведение более рациональным, предоставляют субъектам политики эффективные и одновременно цивилизованные способы достижения политических целей.
В-пятых, многое зависит от политических лидеров, их умения снимать чрезмерную политическую напряженность и возбуждение массы, содействовать рационализации предпринимаемых действий, от их способности вести за собой последователей по пути соблюдения правовых, политических и моральных норм. Эффективное действие названных факторов позволяет при высоком уровне активности субъек-
тов политики удерживать политическую жизнь в рамках норм, признанных обществом и государством.
р Основные понятия:политическое сознание, политическая идеология, либерализм, консерватизм, социал-демократическая идеология, коммунистическая идеология, национализм, идеология фашизма, политическая психология, политическое поведение.
ВЙИ Термины:социально-политическая теория, политическая программа, политическая пропаганда.
Проверьте себя
1) Чем понятие «политическое сознание» отличается от понятия «политические знания»? 2) Чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический? Какова связь между ними? 3) Что такое идеология? Какую роль она играет в политической жизни? 4) Каковы основные идеи и ценности каждой из идеологий, оказавших влияние на события XX в.? 5) Что изучает политическая психология? 6) Что называется политическим поведением? 7) Каковы мотивы политического поведения? 8) Как различаются формы политического поведения? Приведите примеры. 9) В каких случаях имеет место протестное поведение? 10) Каковы возможности регулирования политического поведения?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Вспомните, какие политические партии возникли в
России в начале прошлого века. Какая идеология лежит в
основе политической программы каждой из них? При вы
полнении задания используйте учебник истории.
2. Русский социолог Питирим Сорокин писал, что при
голоде идеология человека деформируется в направлении
усиления суждений, теорий, убеждений, при данных усло
виях «одобряющих» применение мер, способных дать пищу,
и в сторону ослабления рефлексов, препятствующих утоле
нию голода. Как вы понимаете эту мысль? Какие положе
ния параграфа помогают рассмотреть смысл этого утвержде
ния? Как вы относитесь к нему?
3. Сравните политическую идеологию и политологию.
Что общего между ними? Каковы различия?
4. К каким идеологическим направлениям вы отнесли бы
следующие высказывания?
«Величайшей ценностью, завоеванной государством, является ценность неотчуждаемых прав личности, священных прав свободы совести, слова, собраний, союзов, передвижения: неприкосновенность личности вообще. Этим самым индивидуальная личность противопоставлена большинству, государственной власти и пользе как равноправный и равносильный субъект...» (Б. П. Вышеславцев).
«Отрицание исторической преемственности есть отрицание и разрушение исторической реальности, нежелание знать живой исторический организм... Никакое творческое движение, никакое образование новых качеств не могут разрушать и сметать уже кристаллизовавшиеся исторические ценности и качества» (Н. А. Бердяев). Свою точку зрения аргументируйте.
5. Назовите идеологические течения, известные вам из
курса истории. Охарактеризуйте одну из этих идеологий,
выявите в ней общие черты, присущие всем идеологиям, ко-
торые рассмотрены в данном параграфе.
6. Какие из приведенных ниже вариантов поведения
можно рассматривать как политическое поведение?
Петр: постоянно интересуется политическими событиями и в разговорах о них обнаруживает умение их объяснить.
Ирина: ходит на собрания молодежной организации одной из партий.
Михаил: увлекается спортом. Неоднократно говорил, что политика—«грязное дело», при этом резко высказывается о политиках.
Оксана: никогда не участвует в дискуссиях о политике, говорит, что это ее не интересует.
Как вы можете объяснить каждый из представленных вариантов? Каково ваше отношение к ним?
7. Выступления антиглобалистов в ряде городов Европы в
2001—2003 гг. сопровождались столкновениями с полицией:
они оставили после себя разбитые витрины магазинов, пере
вернутые и сожженные автомашины, груды мусора. Как оце
нить политическое поведение участников этого движения?
8. Сопоставьте с приведенным в тексте параграфа выска
зыванием Г. Лебона следующую характеристику толпы, дан
ную Л. Н. Толстым: «Что бы ни говорили защитники на
родного смысла, толпа есть соединение хотя бы и хороших
людей, но соприкасающихся только животными, гнусными
сторонами, и выражающая только слабости и жестокость че
ловеческой природы». Что общего в рассмотренных харак
теристиках толпы? Чем они различаются?
9. В 1996 г. социологи провели исследование отношения
школьников к политическим вопросам. Среди вопросов ан
кеты был такой: «В каких формах вы более склонны про
являть свой политический протест?» На него отвечали
703 учащихся 11 классов. Из них 36,41% ответили: «Я ог
раничиваюсь обсуждением в семье или с друзьями»; 17,4%
заявили: «Не знаю», а 10,4% — «Я вообще никогда не про
тестую». Вместе с тем в 4,7% ответов было выражено наме
рение участвовать в митингах, в 7% — обратиться в суд.
4,6% отвечавших были склонны протестовать путем граж
данского неповиновения, а 4,4% — в экстремистских фор-
мах. Дайте оценку полученных результатов исследования. Выскажите предположение, какими могли бы стать результаты такого же исследования, если бы оно проводилось в год окончания вами школы. Аргументируйте свой ответ.
Поработайте с источником
Познакомьтесь с рассуждениями современного российского философа и политолога об идеологии.
Для более точного определения специфики и места идеологии в политическом сознании необходимо видеть ее отличие от другой формы теоретического обобщения в политике — политической науки. Общим для них служит то, что и идеология, и политическая наука являются систематизированными формами знания, в обеих большую роль играет способность их носителей к самооценке, рефлексии. Но в политической науке преобладает функция отражения, она основывается прежде всего на фактах; в идеологии преобладает функция ориентации, превалирует ценностный аспект, она выражает прежде всего интересы.
В любом политическом документе содержатся принципы и термины идеологического порядка, которые не поддаются эмпирической проверке и логическому обоснованию, как этого требует обращение с элементами научного знания: «общее благосостояние», «права человека», «совместный идеал свободы, равенства и братства», «социальное государство», «равенство возможностей». В мировой политологии существуют... весьма критичные суждения об идеологии, вызываемые отсутствием в ней четкой границы между верифицируемым (подтверждаемым опытным путем. — Ред.) и неверифицируемым знанием, между знанием и отношением, истинами и ценностями, замутненностью идеологического сознания, присутствием человеческих интересов и предпочтений. Многими современными политологами идеология рассматривается как чисто ценностная форма сознания...
Демидов А. И. Учение о политике: философские основания. —М.,
2001. —С. 205.
НК Вопросы и задания к источнику. 1)Что общего в политической науке и идеологии? 2) В чем состоит отличие идеологии от политической науки? 3) Какие компоненты содержит в себе идеология? 4) Чем отличается знание от отношения? 5) Каково соотношение в идеологии истин и ценностей? 6) На примере любой современной идеологии покажите наличие в ней этих компонентов. 7) Что делает идеологию необходимым элементом политической жизни?
Современный исследователь о политическом поведении.
Независимо оттеоретических разногласий разные авторы
тем не менее считают необходимым учитывать в поведении следующие моменты:
— внешнюю среду, посылающую стимулы субъекту пове
дения;
— потребности индивида или группы, участвующей в
деятельности;
— мотивы, которыми руководствуется субъект;
— установки, ценности, ориентации, убеждения и цели
субъекта;
— личностные особенности роли, стиля принятия реше
ний, стиля межличностных отношений...;
— собственно действия и поступки;
— обратную связь между поведением и сформировавши
ми его условиями.
Если не вдаваться в подробности этой схемы, а проанализировать хотя бы важнейшие из ее элементов (прежде всего внешнюю среду, потребности и мотивы), то мы увидим, что поведение начинается с тех стимулов, которые посылает субъекту политического поведения внешняя среда. И сама политическая система, и отдельные ее институты предъявляют требования к поведению граждан. Так, в одних условиях от них ожидается высокая активность, в других, даже если это требование декларируется, на деле условия, складывающиеся в политическом пространстве, отнюдь не поощряют граждан к выступлениям даже на стороне системы.
Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990-х.—
М., 2000.—С. 130.
;;#i Вопросы и задания к источнику. 1)Как вы представляете себе стимулы политического поведения, посылаемые внешней средой? 2) Какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты? 3) В чем вы видите различие между действиями и поступками? 4) Каким может быть воздействие на поведение субъекта его целей, а также его личностных ролей, стиля отношений и принятия решений, особенностей познавательного процесса? 5) Каким может быть обратное влияние поведения на сформировавшие его условия?